Решение №78/39006/19, 78/39007/19 Т02-718/19 по жалобе ООО «ТЭМП» от 28 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-718/19
25 ноября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
в отсутствие представителей ООО «ТЭМП» (далее – Заявитель) и ПАО «Ростелеком» (далее – Организатор торгов) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 14.11.2019 вх. №33679-ЭП/19, от 15.11.2019 вх. №33797-ИП/19) ООО «ТЭМП» на действия закупочной комиссии ПАО «Ростелеком» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса работ по ремонту гражданских зданий и сооружений Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение №31908389493), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
11 октября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31908389493 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса работ по ремонту гражданских зданий и сооружений Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» (далее — Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком» (далее – Положение о закупках), версия 42 от 12.08.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
26 605 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
11.10.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
28.10.2019 в 02:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
28.11.2019 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Владивосток, ул. Светланская, 57 |
2. Заявитель оспаривает неправомерное установление закупочной комиссией Организатора торгов согласно Протоколу основного этапа закупки от 05.11.2019 №31908389493-3-1 даты и времени проведения переторжки, определенных с нарушением п. 15.9.1 Положения о закупках.
Представители Организатора торгов на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не явились, возражений на жалобу Заявителя не представлено.
О дате и времени рассмотрения жалобы Заявителя стороны были извещены уведомлением антимонопольного органа №78/37771/19 от 19 ноября 2019 года, направленным посредством электронной почты в адреса сторон, указанные в жалобе Заявителя и Извещении о закупке Организатора торгов, что подтверждается скриншотом об отправке.
В ответ на уведомление антимонопольного органа №78/37771/19 от 19 ноября 2019 года поступило письмо ПАО «Ростелеком» от 21.11.2019 (вх. № 34425-ЭП/19 от 21.11.2019), согласно которому общество сообщило о некорректном содержании вложения электронного письма, содержащего жалобу Заявителя, а также ходатайствовало о переносе даты рассмотрения жалобы Заявителя по существу.
21.11.2019 в 17:45 (МСК) посредством электронной почты стороны были повторно извещены уведомлением антимонопольного органа №78/37771/19 от 19 ноября 2019 года с приложением жалобы Заявителя, представленной в измененном формате, что подтверждается скриншотом об отправке.
Ходатайство Организатора торгов о переносе даты рассмотрения жалобы Заявителя по существу удовлетворено не было ввиду предельных сроков, установленных ч. 14 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением антимонопольного органа №78/37771/19 от 19 ноября 2019 года, а именно Положение о закупках, извещение о Закупке, Документация, протоколы, а также заявки участников Организатором торгов представлены не были.
Вместе с тем, с учетом поступившего письма ПАО «Ростелеком» от 21.11.2019 (вх. № 34425-ЭП/19 от 21.11.2019), направленного в ответ на уведомление антимонопольного органа №78/37771/19 от 19 ноября 2019 года, установлено, что ПАО «Ростелеком» было своевременно извещено о времени и месте рассмотрения жалобы Заявителя, оспариваемой процедуре Закупки, а также надлежащим образом уведомлено об обязанности предоставления документов по Закупке: Положения о закупках, извещения о Закупке, протоколов, а также заявок участников.
При рассмотрении жлобы по существу Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России руководствовалась документами, опубликованными в ЕИС.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).
Частью 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ определено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно ч. 13 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
В соответствии с п. 15.5 Положения о закупках закупочная комиссия осуществляет переторжку в порядке и сроки установленные Извещением и/или Документацией о закупке, а также в протоколе основного этапа закупки, с учетом требований настоящего Положения.
Согласно п. 15.9.1 Положения о закупках дата и время начала срока: момент размещения в ЕИС протокола основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок), а если в ЕИС возникли технические или иные неполадки, блокирующие доступ к ЕИС - момент размещения протокола основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок) на сайте Общества; в случае проведения переторжки в соответствии с п. 15.5 Положения дата и время, указанные в протоколе основного этапа закупки.
При этом в сноске к п. 15.9.1 Положения о закупках указано, что дата и время начала срока проведения переторжки в соответствии с п. 15.5 устанавливаются не ранее, чем по прошествии 48 часов с момента размещения протокола основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок) в ЕИС.
Пунктом 25 Информационной карты Извещения установлено, что Закупочная комиссия по результатам основного этапа закупки (оценки и сопоставления Заявок) с учётом функционала ЭТП вправе принять решение о проведении однократной переторжки, т.е. предоставлении Участникам возможности добровольно повысить предпочтительность их заявок путем добровольного снижения первоначально указанного в Заявке коэффициента снижения.
1) О проведении, форме проведения процедуры переторжки Закупочная комиссия указывает в протоколе основного этапа закупки (оценки и сопоставления Заявок).
2) Каждый Участник на переторжке имеет право не улучшать сведения своей Заявки и не имеет право ухудшать сведения Заявки. Если Участник не предоставил улучшенных сведений Заявки или предоставил ухудшенные сведения Заявки, то действует прежняя редакция Заявки.
3) В случаях, когда Открытый запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что только один Участник допущен к основному этапу Закупки и Заявка им не отозвана Заказчик вправе направить такому Участнику предложение об улучшении Участником первоначальных сведений Заявки.
4) Закупочная комиссия вправе принять решение о проведении переторжки на ЭТП в режиме реального времени, о чем указывается в протоколе основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок). В этом случае Участники предоставляют улучшенные сведения Заявок посредством функционала ЭТП по критерию величины основного коэффициента снижения.
При проведении переторжки на ЭТП в режиме реального времени в протоколе основного этапа Закупки устанавливается: день проведения переторжки, время начала приема предложений Участников о величине основного коэффициента снижения, шаг переторжки/диапазон шага переторжки. Переторжка проводится путем снижения основного коэффициента снижения, предложенного Участником закупки в своей заявке на величину «Шага переторжки».
Если в течение указанного в протоколе основного этапа Закупки времени приема предложений Участника о величине основного коэффициента снижения ни одного предложения не поступило или не поступило ни одного предложения о более низкой величине основного коэффициента снижения, переторжка автоматически завершается.
В случае если Участником предложена величина основного коэффициента снижения, равная величине основного коэффициента снижения, предложенной другим Участником, лучшим признается предложение о величине основного коэффициента снижения, поступившее ранее.
По итогам переторжки на ЭТП в режиме реального времени составляется протокол переторжки.
05.11.2019 закупочной комиссией Организатора торгов проведена процедура оценки и сопоставления заявок, по результатам которой составлен Протокол основного этапа закупки от 05.11.2019 №31908389493-3-1.
Согласно п. 10 Протокола основного этапа закупки от 05.11.2019 №31908389493-3-1 закупочной комиссией Организатора торгов также принято решение провести переторжку в рамках Закупки в 16:00 (МСК+7) 06.11.2019.
При этом согласно сведениям ЕИС Протокол основного этапа закупки от 05.11.2019 №31908389493-3-1 опубликован 05.11.2019 в 08:17 (МСК).
Из указанного следует, что до даты и времени начала срока проведения переторжки оставалось менее 48 часов с момента размещения Протокола основного этапа закупки от 05.11.2019 №31908389493-3-1 в ЕИС.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что закупочной комиссией Организатора торгов нарушены требования п. 15.9.1 Положения о закупках в части минимального срока установления даты и времени начала срока проведения переторжки.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии организатора торгов ПАО «Ростелеком» по незаконному установлению даты и времени начала срока проведения переторжки, определенных с периодом менее 48 часов с момента размещения Протокола основного этапа закупки от 05.11.2019 №31908389493-3-1 в ЕИС, нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в нарушении требований Положения о закупках, несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в проведении процедуры оценки и сопоставления заявок в порядке, не соответствующем Положению о закупках и Извещению, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 14.11.2019 вх. №33679-ЭП/19, от 15.11.2019 вх. №33797-ИП/19) ООО «ТЭМП» на действия закупочной комиссии ПАО «Ростелеком» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса работ по ремонту гражданских зданий и сооружений Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение №31908389493), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ПАО «Ростелеком» нарушения ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 14.11.2019 вх. №33679-ЭП/19, от 15.11.2019 вх. №33797-ИП/19) ООО «ТЭМП» на действия закупочной комиссии ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса работ по ремонту гражданских зданий и сооружений Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение №31908389493) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса работ по ремонту гражданских зданий и сооружений Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение №31908389493) нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в нарушении требований Положения о закупках, несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в проведении процедуры оценки и сопоставления заявок в порядке, не соответствующем Положению о закупках и Извещению, допущенное путем незаконного установления даты и времени начала срока проведения переторжки, определенных с периодом менее 48 часов с момента размещения Протокола основного этапа закупки от 05.11.2019 №31908389493-3-1 в ЕИС.
3. Организатору торгов ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса работ по ремонту гражданских зданий и сооружений Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение №31908389493) путем отмены составленных протоколов оценки, сопоставления заявок и подведения итогов, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок с учетом мотивировочной части настоящего решения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с извещением о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии со ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с непредставлением запрашиваемой информации в срок по запросу антимонопольного органа.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
25 ноября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 25.11.2019 № Т02-718/19 по жалобе на действия закупочной комиссии ПАО «Ростелеком» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса работ по ремонту гражданских зданий и сооружений Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение №31908389493, далее – Закупка) по лоту №3, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса работ по ремонту гражданских зданий и сооружений Камчатского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение №31908389493), путем отмены составленных протоколов оценки, сопоставления заявок и подведения итогов, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок с учетом мотивировочной части решения Т02-718/19 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с извещением о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 24 декабря 2019 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.