Решение №78/10106/22, 78/10105/22 Т02-222/22 по жалобе ООО «Заслон-Инжиниринг» от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-222/22

25 апреля 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Заслон-Инжиниринг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.04.2022 вх. № 10321-ЭП/22) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП «Трамвайный парк №5», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д (извещение №32211271573), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

30 марта 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211271573 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП «Трамвайный парк №5», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 10.03.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

106 309 987,38 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.03.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

27.04.2022 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

29.04.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Сызранская, д. 15

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в Документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке бухгалтерского баланса на дату подачи заявки (дата формирования бухгалтерского баланса не должна превышать 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником);
  • установлении в Документации требований к значениям функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик строительных товаров, которые не соответствует предмету проводимой Закупки;

  • установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участников закупки».

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Заслон-Инжиниринг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/9112/22 от 18.04.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/9112/22 от 18.04.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке бухгалтерского баланса на дату подачи заявки (дата формирования бухгалтерского баланса не должна превышать 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником):

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно п. 2.4.4 тома 1 Документации Заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями конкурсной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные конкурсной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.

Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 конкурсной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов к ценовому предложению не допускается.

На основании п. 5.1 тома 2 Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Все документы и формы должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.

Как следует из п. 5.2.14 тома 2 Документации, заявка должна содержать следующие обязательные для предоставления документы и формы:

5.2.14 Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, а именно:

5.2.14.1 Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), по результатам которого указанная отчетность представлялась в ИФНС (подписанную руководителем и заверенную печатью участника (при ее наличии), с отметкой ИФНС либо с приложением почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо извещении о вводе бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС) (предоставляет каждое юридическое лицо, выступающее на стороне одного участника). Для участников, не предоставлявших на момент подачи заявки в налоговые органы бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в связи вновь образовавшейся организацией, участник может предоставить информацию в свободной форме о сроках ведения хозяйственной деятельности;

5.2.14.2 Справка о финансовой устойчивости (форма 11)*

* Расчет в указанной форме должен быть приведен на дату подачи заявки и должен учитывать сведения (данные), содержащиеся в документах, представленных участником закупки.

Томом 2 Документации предусмотрены образцы форм для заполнения участниками, в том числе форма справки о финансовой устойчивости участника (далее — Форма № 11).*

* К данной форме должны быть предоставлены:

  • Бухгалтерский баланс на дату подачи заявки участника (дата формирования бухгалтерского баланса не должна превышать 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником);

  • Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, срок выдачи справки не должен превышать 10 дней до дня окончания подачи заявок. Данная справка может быть представлена в форме электронного документа в порядке, установленном законодательством РФ. В случае предоставления указанной справки в форме копии скан-копии (электронного образа документа) указанная копия должна быть заверена нотариально.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно п. 5.2.14.2 тома 2 Документации к Форме № 11 участники в составе заявки должны представить бухгалтерский баланс на дату подачи заявки участника (дата формирования бухгалтерского баланса не должна превышать 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником).

Порядок ведения и предоставления бухгалтерской отчетности содержится в Положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ЛБУ 4/99)", утвержденном Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (далее - Положение по бухгалтерскому учету).

В соответствии с ч. 5 Положения по бухгалтерскому учету бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Согласно ч. 6 Положения по бухгалтерскому учету бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Как следует из ч. 18 Положения по бухгалтерскому учету, бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

Согласно ч. 48 Положения по бухгалтерскому учету организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем данный пункт признан не действующим Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1010 (далее - Решение суда).

Представители Заявителя отметили, что как верно указано в Решении суда, «по смыслу части 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", составление организациями промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является исключением из общего правила (составление годовой отчетности) и применяется только в определенных случаях. При этом данная норма ограничивает круг лиц и разновидность нормативных и локальных актов, которыми может вводиться обязанность по ведению подобной отчетности. Пункт 48 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, устанавливающие обязанность по ведению промежуточной отчетности для всех организаций без указания конкретных случаев и ситуаций, в которых действует это правило, по своему содержанию оказываются шире, чем часть 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Оспариваемые нормативные положения нельзя рассматривать как частный случай применения части 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", поскольку при таком ошибочном (расширительном) толковании все организации без исключения должны составлять промежуточную отчетность, что лишает норму закона всякого смысла».

Представители Заявителя пояснили, что, таким образом, как следует из указанного решения, предоставление промежуточной бухгалтерской отчетности не является обязательным для всех организаций. Следовательно, требование об обязательном предоставлении промежуточной бухгалтерской отчетности нарушает права участников, которые не включены в число лиц, обязанных предоставлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Кроме того, Организатором торгов установлены требования к датам, когда такая бухгалтерская отчетность должна быть сформирована участником закупки. Вместе с тем согласно ч. 51 Положения по бухгалтерскому учету, организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, требование Организатора торгов нарушает также права участников закупки, в чьи обязанности входит формирование промежуточной бухгалтерской отчетности, поскольку установленные Организатором торгов сроки для формирования бухгалтерской отчетности не соответствуют срокам, установленным Положением по бухгалтерскому учету. Участник закупки вправе формировать отчетные документы в течение 30 дней по окончании отчетного периода. Установленное Организатором торгов требование о формировании бухгалтерского баланса не ранее 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником обязывает участника закупки предоставлять бухгалтерскую отчетность, содержащую неполную информацию. Вместе с тем согласно ч. 6 Положения по бухгалтерскому учету бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации. Таким образом, требования Организатора торгов противоречат Положению по бухгалтерскому учету и обязывают участников закупки предоставлять документы, не соответствующие требованиям указанного положения.

Представители Организатора торгов отметили, что требование о предоставлении бухгалтерского баланса на дату подачи заявки участника (дата формирования бухгалтерского баланса не должна превышать 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником) не противоречит нормам Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Налоговому кодексу РФ, так как речь идет о документе, который участник формирует в программе Exel и предоставляет в качестве подтверждения сведений, указываемых им в справке о финансовой устойчивости. Данный документ не должен содержать каких-либо отметок ИФНС либо приложения квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо извещения о вводе бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС. В связи с вышеуказанным данный документ не является ни промежуточной формой отчетности, ни годовой формой отчетности, о которой говорит Заявитель в составе своей жалобы.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что указанная позиция Организатора торгов не соответствует содержанию Документации, поскольку положениями Документации не предусмотрено, что предоставляемый вместе с Формой № 11 бухгалтерский баланс на дату подачи заявки участника (дата формирования бухгалтерского баланса не должна превышать 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником) должен быть сформирован в программе Exel, а также не является какой-либо формой бухгалтерской отчетности, в том числе не должен содержать каких-либо отметок ИФНС либо приложения квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо извещения о вводе бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что требование, изложенное в п. 5.2.14.2, Форме № 11 тома 2 Документации, о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке бухгалтерского баланса на дату подачи заявки участника (дата формирования бухгалтерского баланса не должна превышать 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником) является неправомерным, а также не соответствует условиям Положения по бухгалтерскому учету.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 5.2.14.2, Форме № 11 тома 2 Документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке бухгалтерского баланса на дату подачи заявки участника (дата формирования бухгалтерского баланса не должна превышать 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к значениям функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик строительных товаров, которые не соответствует предмету проводимой Закупки:

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Как следует из п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

На основании п. 5.2.1.1 тома 2 Документации заявка должна содержать наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики материальных ресурсов (по рекомендованной форме №10), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании и сметной документации.

Томом 2 Документации предусмотрена форма № 10 (рекомендованная) «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках материальных ресурсов» (далее — Форма № 10), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Как следует из Инструкции, в столбце «Показатель материального ресурса» участник закупки должен указать наименование показателя (характеристики) материального ресурса, соответствующее наименованию показателя (характеристики) материального ресурса, указанного в приложении № 1 к техническому заданию.

В столбце «Значения показателя материального ресурса, предлагаемого участником» участник закупки указывает значения показателей материального ресурса в соответствии с положениями, указанными в Инструкции.

Согласно п. 1.1.1 тома 2 Документации предметом настоящего открытого конкурса в электронной форме является выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП "Трамвайный парк №5", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д.

Как следует из п. 1.1.2 тома 2 Документации, выполнение работ осуществляется в соответствии с требованиями технического задания конкурсной документации (Том 3).

Томом 3 Документации регламентировано техническое задание на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП "Трамвайный парк №5", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д (далее — Техническое задание).

В соответствии с п. 1.1.1 раздела 1 Технического задания целью данной закупки является выполнение инженерных изысканий, проектно-сметной и рабочей документации в целях реконструкции здания депо в ОСП «Трамвайный парк № 5», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д.

Пунктом 2.1 раздела 2 Технического задания установлено, что объектом закупки является выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП "Трамвайный парк №5", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д (далее – работы).

На основании п. 1 раздела 4 Технического задания результатом выполнения работ является проектно-сметная документация, результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, а также рабочая документация в объеме необходимом и достаточном для выполнения строительно-монтажных работ по реконструкции здания депо в ОСП «Трамвайный парк № 5», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д.2г, лит.Д.

Приложением № 1 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках материальных ресурсов, используемых при выполнении восстановительных работ после инженерного обследования строительных конструкций здания трамвайного депо. «Реконструкция, реставрация и ремонт здания трамвайного депо по адресу: улица Сердобольская, д. 2Г, лит. Д».

Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с приложением №1 к Техническому заданию заказчиком установлены требования к значениям функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик материальных ресурсов, используемых при выполнении восстановительных работ после инженерного обследования строительных конструкций здания трамвайного депо. Предметом закупки является выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП "Трамвайный парк №5", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д. Таким образом, в соответствии с требованиями документации результатом работ должны являться выполненные работы по инженерным изысканиям, готовая проектно-сметная и рабочая документация. Строительные работы не являются предметом закупки. В соответствии с требованиями, предъявляемыми заказчиком в приложении № 1 к Техническому заданию, участник закупки должен указать конкретные технические характеристики строительных материалов.

Заявитель полагает, что указанные требования являются излишними, необоснованными и нарушают права потенциальных участников закупки.

Представители Организатора торгов отметили, что объектом данной закупки является выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП "Трамвайный парк №5", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д. В составе сводной сметы на проектные и изыскательские работы по предмету настоящей закупки присутствует приложение №1 «Восстановительные работы после инженерного обследования строительных конструкций здания трамвайного депо. «Реконструкция, реставрация и ремонт здания трамвайного депо по адресу: улица Сердобольская, д. 2Г, лит. Д»». Данное приложение является неотъемлемой частью сметной документации на проектные и изыскательские работы на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства по объекту: ОСП «Трамвайный парк № 5», расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д.2г. Перечень и характеристики материальных ресурсов, указанных в данной части сметной документации представлены в приложении №1 к настоящему Техническому заданию.

Представители Организатора торгов пояснили, что в связи с тем, что работы после одного из этапов данной закупки направлены на восстановление территории после изыскательских работ, требования к материальным ресурсам, используемых при выполнении данных работ не являются необоснованными. Восстановление территории должно быть проведено в соответствии с требованиями заказчика.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования к значениям функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик материальных ресурсов, используемых при выполнении восстановительных работ после инженерного обследования строительных конструкций здания трамвайного депо, указанные в приложении № 1 к Техническому заданию, не соответствуют установленным Организатором торгов предмету и целям проводимой процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в приложении № 1 к Техническому заданию требований к значениям функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик материальных ресурсов, используемых при выполнении восстановительных работ после инженерного обследования строительных конструкций здания трамвайного депо, которые не соответствуют установленным предмету и целям проводимой процедуры Закупки, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описание предмета закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участников закупки»:

Согласно п.п. 13, 14 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Как следует из раздела 11 тома 2 Документации, для оценки заявок участников закупки заказчик устанавливает следующие критерии:

1) «Цена договора» — 60%;

2) «Квалификация участников закупки» — 40%:

2.1 «Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - 50%;

2.2 «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям» - 25%;

2.3 «Наличие финансовых ресурсов (выручки)» - 25%.

В соответствии с п. 2.2 раздела 11 тома 2 Документации оценка заявок по показателю «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям» осуществляется в следующем порядке:

Количество баллов, присуждаемых по показателю «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям», определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

  • Копии заключенных договоров по проектированию и инженерным изысканиям с положительным заключением государственной экспертизы с 01.01.2016 -31.12.2021.

  • Копии актов выполненных работ с 01.01.2016 -31.12.2021.

В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах по показателю «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям» или не предоставления документов/частичного предоставления документов, указанных в настоящем разделе конкурсной документации, баллы по данному показателю не присваиваются.

Участнику, не представившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов.

Данные предоставляются в соответствии с формой №4.

Томом 2 Документации предусмотрена форма № 4 «Сведения о количестве выполненных участником договоров/контрактов» (далее — Форма № 4).

Заявитель в жалобе указывает на то, что Организатором торгов установлено неоднозначное содержание подкритерия оценки «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям», позволяющее двойственно трактовать представленные участником закупки сведения и документы, поскольку документация не содержит прямого и однозначного указания на то, каким образом будут оцениваться представленные участником закупки сведения. Заказчик может оценивать представленные участником закупки контракты/договоры посредством количества, общей суммы исполненных контрактов/договоров либо наибольшей цены одного из договоров/контрактов. Отсутствие прозрачного порядка оценки в документации приводит к нарушению прав участников закупки и создает возможность необъективной оценки на стадии получения документов, представленных участниками закупки, заказчиком.

Представители Организатора торгов пояснили, что согласно п. 2.2 раздела 11 тома 2 Документации для оценки заявки по подкритерию «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям» участники представляют данные в соответствии с Формой №4. Форма №4 - «Сведения о количестве выполненных участником договоров/контрактов». В связи с вышеуказанным при подсчете баллов по данному критерию используется именно количество выполненных в надлежащем порядке участником договоров/контрактов по проектированию и инженерным изысканиям с положительным заключением государственной экспертизы.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что наименование Формы № 4 «Сведения о количестве выполненных участником договоров/ контрактов», содержит информацию, позволяющую определить какие именно сведения, предоставляемые участниками, учитываются закупочной комиссией Организатора торгов при оценке заявок по подкритерию «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям».

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок, изложенный в п. 2.2 раздела 11 тома 2 Документации, по подкритерию «Опыт надлежащего исполнения договоров по проектированию и инженерным изысканиям», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участников закупки», установлен на основании Положения о закупках, является измеряемым, позволяет определить какие именно сведения учитываются закупочной комиссией Организатора торгов при оценке заявок по данному подкритерию, а также объективно выявить лучшие условия исполнения договора.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит третий довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 13.04.2022 вх. № 10321-ЭП/22) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП «Трамвайный парк №5», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д (извещение №32211271573) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП «Трамвайный парк №5», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д (извещение №32211271573) следующие нарушения:

  • п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, допущенное путем неправомерного установления в п. 5.2.14.2, Форме № 11 тома 2 Документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке бухгалтерского баланса на дату подачи заявки участника (дата формирования бухгалтерского баланса не должна превышать 10 рабочих дней до дня подачи заявки участником);

  • п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описание предмета закупки, допущенное путем неправомерного установления в приложении № 1 к Техническому заданию требований к значениям функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик материальных ресурсов, используемых при выполнении восстановительных работ после инженерного обследования строительных конструкций здания трамвайного депо, которые не соответствуют установленным предмету и целям проводимой процедуры Закупки.

3) Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП «Трамвайный парк №5», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д (извещение №32211271573), путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

25 апреля 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 25.04.2022 № Т02-222/22 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП «Трамвайный парк №5», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д (извещение №32211271573, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной и рабочей документации для реконструкции здания депо в ОСП «Трамвайный парк №5», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2г, лит. Д (извещение №32211271573), путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 30 мая 2022 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны