Решение №78/30833/21 Т02-743/21 по жалобе ООО «Крокерт» от 29 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-743/21
27 октября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (далее – Организатор торгов) и ООО «Крокерт» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 20.10.2021 вх. № 32961-ИП/21) ООО «Крокерт» на действия Организатора торгов АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» и его закупочной комиссии (далее – Закупочная комиссия) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку компьютерного оборудования для нужд АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (извещение № 32110675075), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 сентября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110675075 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку компьютерного оборудования для нужд АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.06.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 467 804,40 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
27.09.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
05.10.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
05.10.2021, 06.10.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Межевой канал, д. 3, корп. 2 |
2. Заявитель обжалует несоблюдение Организатором торгов требований к сроку размещения протокола № 06.02 рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 06.10.2021 в единой информационной системе (далее — ЕИС).
Также Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Крокерт» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Крокерт» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29861/21 от 21.10.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29861/21 от 21.10.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
По доводу жалобы Заявителя о несоблюдении Организатором торгов требований к сроку размещения протокола № 06.02 рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 06.10.2021 в ЕИС:
Частью 12 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
14.10.2021 Организатором торгов в ЕИС размещен протокол № 06.02 рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 06.10.2021.
Заявитель в жалобе указывает на действия Организатора торгов, выраженные в несвоевременном размещении протокола № 06.02 рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 06.10.2021, который опубликован в ЕИС 14 октября 2021 года.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС в отношении протокола № 06.02 рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 06.10.2021:
Дата и время проведения этапа процедуры (по результатам которого составлен протокол): 06.10.2021 в 15:00 (МСК).
Дата подписания протокола: 12.10.2021.
Размещено в ЕИС: 14.10.2021 в 14:39 (МСК).
Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов соблюдены требования к сроку размещения протокола № 06.02 рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 06.10.2021 в ЕИС, установленные ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, первый довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения, вследствие чего по данному доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о необоснованном отклонении Закупочной комиссией заявки ООО «Крокерт» от участия в процедуре Закупки:
В соответствии с протоколом № 06.02 рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 06.10.2021 заявка ООО «Крокерт» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «2-ая часть заявки не соответствует требованиям Документации, а именно:
В соответствии с п. 2.2 Технического задания установлено требование:
«Поставляемый товар должен быть включен в реестр российской промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, либо в реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, либо в единый реестр российской радиоэлектронной продукции».
ООО «КРОКЕРТ» в Форме № 2 «Заявка на участие в открытом запросе предложений в электронной форме (часть II)» не указало конкретную модель поставляемого товара, что не позволяет провести Заказчику самостоятельную проверку наличия товара (указанного в заявке) в вышеназванных реестрах, также была проведена проверка по наименованию/ИНН/ОГРН поставщика.
По результатам проверки выяснилось, что предлагаемый к поставке ООО «КРОКЕРТ» товар не находится ни в одном из указанных реестров.
На основании п. 7.6 раздела II Документации заявка ООО «КРОКЕРТ» подлежит отклонению, так как предлагаемый к поставке товар не соответствует требованиям Документации (п. 2.2 Технического задания)».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно пп.пп. 2, 8 п. 18, п. 20.2 Документации, пп.пп. 1, 6 п. 16 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) вторая часть заявки на участие в открытом запросе предложений в электронной форме должна содержать следующие документы:
-
Заявка на участие в открытом запросе предложений в электронной форме (часть II) (Форма №2);
-
Документ подтверждающий, что поставляемый товар российского происхождения:
-
выписку из реестра, в случае если товар находится в реестре российской промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
-
в Форме № 2 «Заявка на участие в открытом запросе предложений в электронной форме (часть II)» указать № реестровой записи товара.
Отсутствие информации (декларации) в составе заявки о нахождении предлагаемого товара (или товаров) в указанных российских реестрах, не является основанием для признания заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям документации.
Документацией определена Форма № 2 «Заявка на участие в открытом запросе предложений в электронной форме (часть II)», согласно которой участникам необходимо заполнить следующую таблицу:
№ |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Кол-во, шт. |
Страна происхождения |
№ реестровой записи товара* |
1 |
|
|
|
|
|
Данная таблица заполняется участником закупки в строгом соответствии с Документацией.
* № реестровой записи товара указывается, в случае если товар находится в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза или в реестре российской радиоэлектронной продукции.
В составе заявки участнику необходимо предоставить выписку из реестра, в случае если товар находится в реестре российской промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Приложением № 1 к Документации регламентировано техническое задание (далее — Техническое задание).
Пунктом 2.2 Технического задания установлены требования к поставляемому товару.
Так, в соответствии с п. 2.2 Технического задания поставляемый товар должен быть включен в реестр российской промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, либо в реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, либо в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке документ подтверждающий, что поставляемый товар российского происхождения:
-
выписку из реестра, в случае если товар находится в реестре российской промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
-
в Форме № 2 «Заявка на участие в открытом запросе предложений в электронной форме (часть II)» указать № реестровой записи товара.
Отсутствие информации (декларации) в составе заявки о нахождении предлагаемого товара (или товаров) в указанных российских реестрах, не является основанием для признания заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям документации.
Согласно п. 7.6 Документации, п. 17 Информационной карты заявка претендента на участие в закупке может быть отклонена в том числе в случае несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации, в том числе по количественным и качественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, несоответствие качества, объема выполняемых работ, оказываемых услуг).
Представители Организатора торгов отметили, что ООО «Крокерт», проигнорировав условия п. 2.2 Технического задания, в составе своей заявки не предоставило информацию, подтверждающую нахождение поставляемого товара в реестрах либо дающую возможность заказчику самостоятельно провести проверку нахождения товара в данных реестрах.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что из содержания п. 2.2 Технического задания не следует, что участники Закупки обязаны в составе заявки на участие в Закупке представить информацию, подтверждающую нахождение поставляемого товара в реестрах либо дающую возможность заказчику самостоятельно провести проверку нахождения товара в данных реестрах, поскольку п. 2.2 Технического задания не устанавливает требование о наличии поставляемого товара в указанных реестрах на момент подачи заявки на участие в Закупке, при этом согласно условиям п. 2.2 Технического задания участникам необходимо представить в составе заявки выписку из реестра только в случае, если товар находится в реестре российской промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, а также в Форме № 2 указать № реестровой записи товара в случае, если товар находится в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза или в реестре российской радиоэлектронной продукции. Более того, в соответствии с условиями п. 2.2 Технического задания отсутствие информации (декларации) в составе заявки о нахождении предлагаемого товара (или товаров) в указанных российских реестрах, не является основанием для признания заявки на участие в закупке, не соответствующей требованиям документации.
Представители Организатора торгов пояснили, что данное указание, изложенное в п. 2.2 Технического задания, подразумевает под собой, что отсутствие информации, а именно: реестровой записи товара или выписки из реестра товара, не является основанием для признания заявки на участие в закупке, не соответствующей требованиям документации, так как Организатор торгов может осуществить самостоятельную проверку наличия товара (указанного в заявке) в реестрах. ООО «Крокерт» в Форме № 2 не указало конкретную модель поставляемого товара, что не позволяет провести заказчику самостоятельную проверку наличия товара (указанного в заявке) в вышеназванных реестрах. Не смотря на это Организатором торгов была проведена проверка по наименованию/ИНН/ОГРН поставщика, в ходе которой выяснилось, что ни одного товара данного поставщика нет в реестрах. По результатам проверки выяснилось, что предлагаемый к поставке ООО «Крокерт» товар не находится ни в одном из указанных реестров.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что подобный порядок подтверждения соответствия заявки участника требованиям п. 2.2 Технического задания, примененный в отношении заявки ООО «Крокерт», не предусмотрен Документацией о Закупке, также Документацией не установлено обязательное требование о предоставлении участниками в составе заявки сведений о конкретной модели поставляемого товара для целей самостоятельной проверки заказчиком наличия товара (указанного в заявке) в реестрах.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Крокерт» от участия в Закупке принято в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО «Крокерт» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
В соответствии с протоколом № 06.02 рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 06.10.2021 на участие в процедуре Закупки было подано 13 заявок. По результатам рассмотрения заявок Закупочной комиссией было принято решение признать процедуру Закупки несостоявшейся, поскольку в допуске к участию в Закупке было отказано всем участникам Закупки, а также провести повторную закупочную процедуру.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 20.10.2021 вх. № 32961-ИП/21) ООО «Крокерт» на действия Организатора торгов АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (ИНН: 7805018067, ОГРН: 1027802723739) и его Закупочной комиссии при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку компьютерного оборудования для нужд АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (извещение № 32110675075) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (ИНН: 7805018067, ОГРН: 1027802723739) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку компьютерного оборудования для нужд АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (извещение № 32110675075) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «Крокерт» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Не выдавать Организатору торгов АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (ИНН: 7805018067, ОГРН: 1027802723739) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что в соответствии с протоколом № 06.02 рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 06.10.2021 было принято решение о признании процедуры Закупки несостоявшейся, а также о проведении повторной процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.