Решение №78/3326/23 Т02-76/23 по жалобе ООО «Городская Дезинфекционная Станция» от 14 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-76/23
09 февраля 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ООО «ЖКС №3 Московского района» (далее – Организатор торгов) и ООО «Городская Дезинфекционная Станция» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 01.02.2023 вх. №2615/23) ООО «Городская Дезинфекционная Станция» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС №3 Московского района» и его закупочной комиссии (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению дератизационных и дезинсекционных работ в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «ЖКС №3 Московского района» на 2023 год (извещение №32312038171), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
17 января 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32312038171 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению дератизационных и дезинсекционных работ в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «ЖКС №3 Московского района» на 2023 год (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС №3 Московского района» (далее – Положение о закупках) в редакции от 04.10.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 163 445,64 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
17.01.2023 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
25.01.2023 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
25.01.2023, 26.01.2023 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://etp.zakazrf.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Городская Дезинфекционная Станция» от участия в процедуре Закупки, оспаривая при этом установленные Организатором торгов в Документации требования к составу и содержанию заявки на участие в Закупке.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «ЖКС №3 Московского района» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Городская Дезинфекционная Станция» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/2561/23 от 03.02.2023, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/2561/23 от 03.02.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с протоколом заседания Закупочной комиссии ООО «ЖКС №3 Московского района» № 32312038171 от 25.01.2023 заявка ООО «Городская Дезинфекционная Станция» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «Несоответствие участника закупки требованиям документации. Не предоставлены сведения о характеристиках применяемых средств».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Частью 19.5 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ определено, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев).
Согласно п. 5.1.1 Документации заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги).
Первая часть данной заявки должна содержать предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Пунктом 14 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлены документы, входящие в состав заявки на участие в закупке.
Так, в соответствии с пп. 4 п. 14 Информационной карты заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника запросе предложений в электронной форме о цене договора (цене договора за единицу товара, работы, услуги).
Заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную заказчиком в документации информацию, а именно:
4) предложение участника в отношении предмета такой закупки (приложение 8 к документации).
Как следует из п. 14 Информационной карты, первая часть данной заявки должна содержать предложение участника в отношении предмета такой закупки, а именно характеристики средств и оборудования, которые планируется использовать при оказании услуг.
Все вышеуказанные документы прилагаются участником к заявке на участие в запросе предложений в электронной форме.
Приложением №8 к Документации установлена форма предложения участника в отношении предмета закупки, а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).
Согласно п. 1 Инструкции участник предоставляет характеристики средств и оборудования, которые планируется использовать при оказании услуг в соответствии с техническим заданием.
В части предложения по п. 1 настоящей инструкции участник указывает в приложении 8 техническое предложение, опираясь на техническое задание, с обязательным описанием каждого из перечисленных в таком техническом задании описаний (пунктов), или указывает согласие по виду: «Техническое предложение соответствует всем требованиями, указанными в техническом задании по закупочная процедура, конкретные показатели средств и (или) оборудования, применяемых при оказании услуг представлены ниже*:
* Независимо от способа предоставления участником закупки информации о техническом предложении (приложение 8) по п. 1 настоящей инструкции, такой участник не освобождается от обязанности предоставить сведения о конкретных показателях средств и (или оборудования) применяемых при оказании услуг в соответствии с требованиями п. 2 Инструкции.
Участник, при заполнении информации по закупочной процедуре, при использовании формулировки «Техническое предложение соответствует всем требованиями, указанными в техническом задании по (наименование предмета закупки) конкретные показатели средств и (или) оборудования представлены ниже: » обязан указать, номер процедуры, наименование закупки, согласно Единой информационной системе в сфере закупок.
На основании п. 2 Инструкции участник обязан предоставить в заявке сведения о конкретных показателях средств и (или) оборудования, применяемых при оказании услуг, в соответствии с приложением №2 Технического задания и п. 2.1 данной Инструкции.
Несоблюдение участником при заполнении заявки, данных требований, может привести к возникновению оснований, для отклонения заявки участника
Разделом 4 Документации регламентировано техническое задание на оказание услуг по проведению дератизационных и дезинсекционных работ в многоквартирных домах (МКД), обслуживаемых ООО «ЖКС №3 Московского района» на 2023 год (далее — Техническое задание).
Приложением №2 к Техническому заданию установлены требования к средствам и (или) оборудованию, применяемым при оказании услуг.
На основании п. 9.1 Документации комиссия по закупкам вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в электронном форме в случае непредставления обязательных документов, установленных документацией о запросе предложений в электронном форме, а также в случае несоответствия заявки требованиям документации о запросе предложений в электронном виде, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающего установленную начальную (максимальную) цену договора.
Представители Организатора торгов отметили, что в п. 5 раздела 1 «Общие положения» Документации заказчиком установлен порядок подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, при этом в п.п. 5.1.1. указано, что заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги), при этом пункт логически завершен, в конце предложения установлена точка. Далее указано, что первая часть данной заявки должна содержать предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки. Предложение также логически выделено и обособлено. После точки с запятой заказчиком указана оговорка о применении к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и об обязательности содержания в данной документация указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом оговаривается, что в случае отсутствия документов и информации, предоставляемых участником для оценки в составе заявки, заявка не подлежит отклонению. Такая же информация дублируется в ч. 12 п.п. 5.1.2, который содержит сведения об информации и документах, предоставляемые участником во второй части заявки. Соответственно, участник в п. 5 раздела 1 двукратно уведомляется о необходимости предоставления в заявке документов и информации для осуществления ее оценки, в случае установления в документации критериев оценки заявки, и ее не отклонении в случае непредоставления документов и информации по данным критериям.
Представители Организатора торгов также отметили, что согласно первому абзацу раздела 14 Информационной карты заказчиком установлено следующее требование к документам входящим в состав заявки: заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника запросе предложений в электронной форме о цене договора (цене договора за единицу товара, работы, услуги) и также о том, что заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную информацию, а именно: 4) предложение участника в отношении предмета такой закупки (приложение 8 к документации). Также в данном разделе Документации установлено, что первая часть данной заявки должна содержать предложение участника в отношении предмета такой закупки, а именно характеристики средств и оборудования, которые планируется использовать при оказании услуг, и согласие участника закупки на оказание услуг в соответствии с условиями технического задания и документации о закупке. Форма предложения в отношении предмета закупки предусмотрена приложением №8 к Документации. Также приложением № 8 к Документации установлена Инструкция по заполнению данной формы.
Представители Организатора торгов пояснили, что Заявитель приложил к первой части своей заявки только согласие на оказание услуг в соответствии с условиями Технического задания, не предоставляя характеристики средств и оборудования, которые планируются к использованию при оказании услуг, что противоречит требованиям Документации, а именно разделу 14 Информационной карты, при этом указанная Заявителем в жалобе информация о недопустимости отклонения заявки, относится к информации и документам, предлагающимися участником для оценки и сопоставления заявок.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Городская Дезинфекционная Станция», установила, что Заявитель ООО «Городская Дезинфекционная Станция» в нарушение требований п. 5.1.1 Документации, п. 14 Информационной карты, Инструкции в составе первой части заявки на участие в Закупке не представил характеристики средств и оборудования, которые планируется использовать при оказании услуг, в соответствии приложением №2 Технического задания и п. 2.1 Инструкции, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «Городская Дезинфекционная Станция» от участия в Закупке согласно п. 9.1 Документации и Инструкции.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Городская Дезинфекционная Станция» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из доводов, представленных в жалобе ООО «Городская Дезинфекционная Станция», Заявитель также оспаривает установленные Организатором торгов в Документации требования к составу и содержанию заявки на участие в Закупке.
Заявитель указывает на то, что Организатор торгов в Документации прописал пункты, которые допускают двоякое толкование требований к заявке участника, а также включил в состав первой и второй части заявки информацию и документы с одинаковыми требованиями.
Вместе с тем, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке со стороны ООО «Городская Дезинфекционная Станция», Комиссия СПб УФАС России полагает, что Заявителем ООО «Городская Дезинфекционная Станция» были приняты требования Документации, в том числе требования к составу и содержанию заявки на участие в Закупке, и выражено согласие с условиями участия в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов и его Закупочной комиссии при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 01.02.2023 вх. №2615/23) ООО «Городская Дезинфекционная Станция» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС №3 Московского района» (ИНН: 7810523435, ОГРН: 1089847280490) и его Закупочной комиссии при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по проведению дератизационных и дезинсекционных работ в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «ЖКС №3 Московского района» на 2023 год (извещение №32312038171) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.