Решение №78/26010/20 Т02-602/20 по жалобе ООО «Санта» от 25 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-602/20

20 августа 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «Санта» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.08.2020 вх. № 29765-ЭП/20) ООО «Санта» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на капитальный ремонт водопровода холодного водоснабжения в здании ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России по адресу: СПб, Заневский пр., д. 1/82 (извещение № 32009371937), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

31 июля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009371937 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на капитальный ремонт водопровода холодного водоснабжения в здании ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России по адресу: СПб, Заневский пр., д. 1/82 (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России (далее – Положение о закупках) в редакции от 07.11.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

1 466 764,44 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

31.07.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

11.08.2020 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

12.08.2020, 14.08.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Кирочная, д. 41

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащих требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Санта» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/24942/20 от 13.08.2020, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/24942/20 от 13.08.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Как следует из п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

  • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

  • закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

  • закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно разделу 4 Документации заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей.

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:

  • характеристики (показатели) товаров используемых при выполнении работ, в соответствии с требованиями настоящей документации о закупке (по форме Приложения № 1 к документации об аукционе), согласно инструкции раздела 5 документации.

Предложение участника в составе первой части заявки подается по форме приложения №1 документации об аукционе, на основании приложения № 5 документации об аукционе, с учетом требований указанных в разделе 5 и разделе 2 документации об аукционе.

На основании раздела 5 Документации участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее – аукционная документация). Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме» (далее – Сведения о товаре) должны содержать значения параметров товара в соответствии с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг.

Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики для каждого вида (типа) товара (материала) в отдельности, применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в сведениях о товаре.

В форме могут быть использованы следующие знаки и обозначения:

Слова «не менее» - означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;

В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая»,- участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ.

Приложением № 5 к Документации установлены требования к используемым при выполнении закупаемых работ товарам (материалам).

Позиции № 20 приложения № 5 к Документации соответствует товар «Кран шаровый VALTEC BASE (или эквивалент)», к которому установлены в том числе следующие требования:

Диаметр входного отверстия — 1,  2,  ½, 1 ¼ , ¾;

Длина рычага — не менее 130 не более 180;

Ручка — рычаг или бабочка.

Заявитель в жалобе указывает на то, что исходя из требований приложения № 5 к Документации участникам необходимо указать длины рычага к каждому крану шаровому в зависимости от диаметра входного отверстия, однако согласно данным технического паспорта изделия «Краны шаровые латунные полнопроходные серии «Base»» установлены следующие характеристики:

  • для крана шарового диаметром входного отверстия 1 дюйм длина рычага составляет 105 мм.

  • для крана шарового диаметром входного отверстия ½ дюйма длина рычага составляет 89,5 мм.

  • для крана шарового диаметром входного отверстия 1 ¼ дюйма длина рычага составляет 122 мм.

  • для крана шарового диаметром входного отверстия ¾ дюйма длина рычага составляет 89,5 мм.

Таким образом, Заявитель полагает, что Организатором торгов в приложении № 5 к Документации некорректно установлена нижняя граница диапазона по показателю длина рычага для крана шарового, так как минимальной длиной рычага для данной модели крана является 89,5 мм.

Представитель Организатора торгов отметил, что с целью устранения ограничения конкуренции потенциальных участников в использовании при выполнении работ определенного производителя товара все обозначения товаров с товарными знаками, указанные в Документации, сопровождаются словосочетанием «или эквивалент», а потенциальный участник указывает тот товарный знак, который он определяет самостоятельно.

Представитель Организатора торгов также отметил, что основной довод жалобы Заявителя сводится к тому, что у производителя VALTEC по ряду позиций нет в наличии кранов с необходимой длинной рычага в виде ручки, что ограничивает конкуренцию для потенциальных участников и делает невозможным их участие в закупке. Вместе с тем доводы жалобы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела в связи с нижеследующим:

1) В настоящий момент на рынке строительных товаров представлено более 100 различных производителей шаровых кранов. Каждый производитель применяет свои характеристики товаров, в частности формы рычагов (ручки или бабочки) размера рычагов в виде ручек, кроме того, на рынке часто изготавливаются краны с определёнными характеристиками в зависимости от потребностей заказчика, а ручки шаровых кранов являются заменяемым и продаются как отдельные единицы товарных групп и изготавливаются в различном исполнении по длине, составу, форме и так далее, позволяющие осуществить подбор такой ручки к крану в зависимости от потребностей заказчика. Требование к длине ручки в виде рычага обусловлено удобством и долговечностью при ежедневном использовании таких шаровых кранов, в которых используются рычаг затворного механизма. Кроме того, существуют производители, которые выпускают шаровые краны с ручкой в виде рычага установленной Документацией длины (например, производитель шаровых кранов фирмы «Also» предлагает шаровые краны с диаметрами входного отверстия 1, ½, 1 ¼ , ¾ с длинами рычагов в виде ручек от 135-170 мм; шаровые краны фирмы «ProFactor» размера 1 ¼, длины ручек 136 мм). Существуют и иные производители шаровых кранов с характеристиками, отвечающими требованиям к длине рычага в виде ручки, кроме того, как уже отмечалось ранее, данные детали могут быть изготовлены под заказ, соответственно, отсутствие у производителя фирмы VALTEC длины ручек в виде рычага по трем видам шаровых кранов не могут являться ограничением конкуренции, поскольку Заказчик не устанавливает требования о необходимости использования товаров именно данного производителя, либо использования всех типов кранов шаровых именно данного производителя, либо использования только кранов шаровых с рычагом в виде ручек установленной Документацией длины, поскольку Документацией допускается использование шаровых кранов как с рычагом в виде ручки, так и в виде бабочки.

2) В Документации Организатор торгов не устанавливает требования к использованию шаровых кранов только с ручкой в виде рычага. Ручки шаровых кранов, которые используются при выполнении работ могут быть двух типов: в виде рычага; в виде бабочки. Требования к длине рычага применяются только для ручки в виде рычага и не применяются, в случае если потенциальный участник закупки предлагает к использованию шаровой кран, который использует ручку в виде бабочки. Требование к длине ручки в виде бабочки Документацией не установлены, следовательно, если участник планирует при выполнении работ использовать шаровые краны с ручкой в виде бабочки, то поскольку размер таких ручек Документацией не установлен, он вправе использовать шаровые краны с бабочками любого размера, а закупочной комиссией данный показатель не оценивается. Производители выпускают шаровые краны с ручкой в виде бабочки - например, производитель шаровых кранов фирмы «Valtec» предлагает шаровые краны с диаметрами входного отверстия 1, 1/2, ¾ с ручками в виде бабочек. Фирма «Stout» предлагает шаровые краны с ручкой в виде бабочки с диаметрами входного отверстия 1,  2,  ½, 1 ¼ , ¾. Существуют и иные производители шаровых кранов с ручкой в виде бабочки и с характеристиками, отвечающими требованиям Документации.

Представитель Организатора торгов пояснил, что при таких обстоятельствах, Организатор торгов сформировал Документацию в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, а также исходя из своих потребностей, не допуская ограничения конкуренции среди потенциальных участников Закупки. Потенциальные участники вправе использовать шаровые краны любых производителей, при этом с разными формами рычагов, а не только производителей фирмы VALTEC с ручками в виде рычагов, в ходе проведения процедуры Закупки ни одного запроса на разъяснение положений Документации в адрес Организатора торгов не поступало, ни одна из заявок не была отклонена по основаниям, приведенным в жалобе ООО «Санта», в ходе торгов произошло снижение начальной (максимальной) цены договора.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы жалобы Заявителя и позицию Организатора торгов, проанализировав положения Документации в части требований к характеристикам по позиции № 20 «Кран шаровый VALTEC BASE (или эквивалент)», изложенных в приложении № 5 к Документации, установила, что участники Закупки вправе использовать при выполнении работ по договору шаровые краны как с ручками в виде рычагов установленной длины, так и шаровые краны с ручками в виде бабочек любой длины. Требования Документации не ограничивают участников Закупки в использовании шаровых кранов только одного типа, а также одного производителя.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что требования к характеристикам товара № 20 «Кран шаровый VALTEC BASE (или эквивалент)», изложенные в приложении № 5 к Документации, обусловлены потребностью заказчика, позволяют потенциальным участникам Закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, а также предложить к использованию при выполнении работ по договору товар, который в полной мере будет соответствовать условиям Документации.

Вместе с тем со стороны Заявителя не представлено документов или сведений, однозначно свидетельствующих о невозможности использования при выполнении работ по договору кранов шаровых исходя из установленных Документацией требований.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 10.08.2020 вх. № 29765-ЭП/20) ООО «Санта» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России (ИНН 7842461679, ОГРН 1117847434990) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на капитальный ремонт водопровода холодного водоснабжения в здании ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России по адресу: СПб, Заневский пр., д. 1/82 (извещение № 32009371937) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны