Решение №78/26010/20 Т02-602/20 по жалобе ООО «Санта» от 25 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-602/20
20 августа 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «Санта» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.08.2020 вх. № 29765-ЭП/20) ООО «Санта» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на капитальный ремонт водопровода холодного водоснабжения в здании ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России по адресу: СПб, Заневский пр., д. 1/82 (извещение № 32009371937), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
31 июля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009371937 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на капитальный ремонт водопровода холодного водоснабжения в здании ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России по адресу: СПб, Заневский пр., д. 1/82 (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России (далее – Положение о закупках) в редакции от 07.11.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 466 764,44 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
31.07.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
11.08.2020 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
12.08.2020, 14.08.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Кирочная, д. 41 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащих требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Санта» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/24942/20 от 13.08.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/24942/20 от 13.08.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Как следует из п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
-
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
-
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-
закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
-
закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно разделу 4 Документации заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:
-
характеристики (показатели) товаров используемых при выполнении работ, в соответствии с требованиями настоящей документации о закупке (по форме Приложения № 1 к документации об аукционе), согласно инструкции раздела 5 документации.
Предложение участника в составе первой части заявки подается по форме приложения №1 документации об аукционе, на основании приложения № 5 документации об аукционе, с учетом требований указанных в разделе 5 и разделе 2 документации об аукционе.
На основании раздела 5 Документации участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее – аукционная документация). Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме» (далее – Сведения о товаре) должны содержать значения параметров товара в соответствии с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг.
Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики для каждого вида (типа) товара (материала) в отдельности, применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в сведениях о товаре.
В форме могут быть использованы следующие знаки и обозначения:
Слова «не менее» - означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая»,- участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ.
Приложением № 5 к Документации установлены требования к используемым при выполнении закупаемых работ товарам (материалам).
Позиции № 20 приложения № 5 к Документации соответствует товар «Кран шаровый VALTEC BASE (или эквивалент)», к которому установлены в том числе следующие требования:
Диаметр входного отверстия — 1, 2, ½, 1 ¼ , ¾;
Длина рычага — не менее 130 не более 180;
Ручка — рычаг или бабочка.
Заявитель в жалобе указывает на то, что исходя из требований приложения № 5 к Документации участникам необходимо указать длины рычага к каждому крану шаровому в зависимости от диаметра входного отверстия, однако согласно данным технического паспорта изделия «Краны шаровые латунные полнопроходные серии «Base»» установлены следующие характеристики:
-
для крана шарового диаметром входного отверстия 1 дюйм длина рычага составляет 105 мм.
-
для крана шарового диаметром входного отверстия ½ дюйма длина рычага составляет 89,5 мм.
-
для крана шарового диаметром входного отверстия 1 ¼ дюйма длина рычага составляет 122 мм.
-
для крана шарового диаметром входного отверстия ¾ дюйма длина рычага составляет 89,5 мм.
Таким образом, Заявитель полагает, что Организатором торгов в приложении № 5 к Документации некорректно установлена нижняя граница диапазона по показателю длина рычага для крана шарового, так как минимальной длиной рычага для данной модели крана является 89,5 мм.
Представитель Организатора торгов отметил, что с целью устранения ограничения конкуренции потенциальных участников в использовании при выполнении работ определенного производителя товара все обозначения товаров с товарными знаками, указанные в Документации, сопровождаются словосочетанием «или эквивалент», а потенциальный участник указывает тот товарный знак, который он определяет самостоятельно.
Представитель Организатора торгов также отметил, что основной довод жалобы Заявителя сводится к тому, что у производителя VALTEC по ряду позиций нет в наличии кранов с необходимой длинной рычага в виде ручки, что ограничивает конкуренцию для потенциальных участников и делает невозможным их участие в закупке. Вместе с тем доводы жалобы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела в связи с нижеследующим:
1) В настоящий момент на рынке строительных товаров представлено более 100 различных производителей шаровых кранов. Каждый производитель применяет свои характеристики товаров, в частности формы рычагов (ручки или бабочки) размера рычагов в виде ручек, кроме того, на рынке часто изготавливаются краны с определёнными характеристиками в зависимости от потребностей заказчика, а ручки шаровых кранов являются заменяемым и продаются как отдельные единицы товарных групп и изготавливаются в различном исполнении по длине, составу, форме и так далее, позволяющие осуществить подбор такой ручки к крану в зависимости от потребностей заказчика. Требование к длине ручки в виде рычага обусловлено удобством и долговечностью при ежедневном использовании таких шаровых кранов, в которых используются рычаг затворного механизма. Кроме того, существуют производители, которые выпускают шаровые краны с ручкой в виде рычага установленной Документацией длины (например, производитель шаровых кранов фирмы «Also» предлагает шаровые краны с диаметрами входного отверстия 1, ½, 1 ¼ , ¾ с длинами рычагов в виде ручек от 135-170 мм; шаровые краны фирмы «ProFactor» размера 1 ¼, длины ручек 136 мм). Существуют и иные производители шаровых кранов с характеристиками, отвечающими требованиям к длине рычага в виде ручки, кроме того, как уже отмечалось ранее, данные детали могут быть изготовлены под заказ, соответственно, отсутствие у производителя фирмы VALTEC длины ручек в виде рычага по трем видам шаровых кранов не могут являться ограничением конкуренции, поскольку Заказчик не устанавливает требования о необходимости использования товаров именно данного производителя, либо использования всех типов кранов шаровых именно данного производителя, либо использования только кранов шаровых с рычагом в виде ручек установленной Документацией длины, поскольку Документацией допускается использование шаровых кранов как с рычагом в виде ручки, так и в виде бабочки.
2) В Документации Организатор торгов не устанавливает требования к использованию шаровых кранов только с ручкой в виде рычага. Ручки шаровых кранов, которые используются при выполнении работ могут быть двух типов: в виде рычага; в виде бабочки. Требования к длине рычага применяются только для ручки в виде рычага и не применяются, в случае если потенциальный участник закупки предлагает к использованию шаровой кран, который использует ручку в виде бабочки. Требование к длине ручки в виде бабочки Документацией не установлены, следовательно, если участник планирует при выполнении работ использовать шаровые краны с ручкой в виде бабочки, то поскольку размер таких ручек Документацией не установлен, он вправе использовать шаровые краны с бабочками любого размера, а закупочной комиссией данный показатель не оценивается. Производители выпускают шаровые краны с ручкой в виде бабочки - например, производитель шаровых кранов фирмы «Valtec» предлагает шаровые краны с диаметрами входного отверстия 1, 1/2, ¾ с ручками в виде бабочек. Фирма «Stout» предлагает шаровые краны с ручкой в виде бабочки с диаметрами входного отверстия 1, 2, ½, 1 ¼ , ¾. Существуют и иные производители шаровых кранов с ручкой в виде бабочки и с характеристиками, отвечающими требованиям Документации.
Представитель Организатора торгов пояснил, что при таких обстоятельствах, Организатор торгов сформировал Документацию в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, а также исходя из своих потребностей, не допуская ограничения конкуренции среди потенциальных участников Закупки. Потенциальные участники вправе использовать шаровые краны любых производителей, при этом с разными формами рычагов, а не только производителей фирмы VALTEC с ручками в виде рычагов, в ходе проведения процедуры Закупки ни одного запроса на разъяснение положений Документации в адрес Организатора торгов не поступало, ни одна из заявок не была отклонена по основаниям, приведенным в жалобе ООО «Санта», в ходе торгов произошло снижение начальной (максимальной) цены договора.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы жалобы Заявителя и позицию Организатора торгов, проанализировав положения Документации в части требований к характеристикам по позиции № 20 «Кран шаровый VALTEC BASE (или эквивалент)», изложенных в приложении № 5 к Документации, установила, что участники Закупки вправе использовать при выполнении работ по договору шаровые краны как с ручками в виде рычагов установленной длины, так и шаровые краны с ручками в виде бабочек любой длины. Требования Документации не ограничивают участников Закупки в использовании шаровых кранов только одного типа, а также одного производителя.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что требования к характеристикам товара № 20 «Кран шаровый VALTEC BASE (или эквивалент)», изложенные в приложении № 5 к Документации, обусловлены потребностью заказчика, позволяют потенциальным участникам Закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, а также предложить к использованию при выполнении работ по договору товар, который в полной мере будет соответствовать условиям Документации.
Вместе с тем со стороны Заявителя не представлено документов или сведений, однозначно свидетельствующих о невозможности использования при выполнении работ по договору кранов шаровых исходя из установленных Документацией требований.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 10.08.2020 вх. № 29765-ЭП/20) ООО «Санта» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России (ИНН 7842461679, ОГРН 1117847434990) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на капитальный ремонт водопровода холодного водоснабжения в здании ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И. Мечникова» Минздрава России по адресу: СПб, Заневский пр., д. 1/82 (извещение № 32009371937) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.