Решение №78/28450/23 Т02-565/23 по жалобе ООО "ЦГС" от 10 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-565/23
07 ноября 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей Октябрьского центра организации закупок ЦДЗС — филиала ОАО «РЖД» (далее — Организатор торгов), Северо-Западного филиала АО "ФПК" (далее — Заказчик) и ООО "ЦГС" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 26.10.2023 вх. №27416/23) ООО "ЦГС" на действия закупочной комиссии организатора торгов Октябрьского центра организации закупок ЦДЗС — филиала ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме №32015/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/СПБ на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования пассажирских вагонов для нужд Северо-Западного филиала АО "ФПК" (извещение №32312726666, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
31 августа 2023 года на сайте ЭТП УЭТП в сети Интернет было опубликовано извещение №32312726666 о проведении открытого конкурса в электронной форме №32015/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/СПБ на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования пассажирских вагонов для нужд Северо-Западного филиала АО "ФПК", включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", версия 28 от 03.04.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
13 650 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
31.08.2023 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
18.09.2023 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
29.09.2023 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Электронная площадка УЭТП |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Организатора торгов по отклонению заявки ООО "ЦГС" от участия в Закупке согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 29.09.2023 №№32015/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/СПБ/1 на основании пункта 3.6.4.2 Документации в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.9.1. Документации, вместе с тем, Заявитель полагает принятое решение неправомерным.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/27121/23 от 30 октября 2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "ФПК" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 16 ст. 4 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», а также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» установлено, что заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 29.09.2023 №№32015/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/СПБ/1, закупочная комиссия Организатора торгов приняла решение отклонить заявку ООО "ЦГС" от участия в Закупке со следующим обоснованием:
«На основании пункта 3.6.4.2 конкурсной документации в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.9.1. конкурсной документации, а именно участником в подтверждение наличия опыта оказания услуг по ремонту дизель- генераторных установок пассажирских вагонов предоставлены договоры, акты и документы, подтверждающие оплату выполнения работ по ремонту дизель-генераторных установок пассажирских вагонов, общая стоимость которых составляет менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в Техническом задании».
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с п. 3.6.4.2 Документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае несоответствия участника конкурса предусмотренным конкурсной документации требованиям.
Пунктом 1.9.1 Документации установлено квалификационное требование, в силу которого участник должен иметь опыт оказания услуг по ремонту дизель-генераторных установок пассажирских вагонов, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении № 1.1 документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по ремонту дизель-генераторных установок пассажирских вагонов.
Начальная максимальная цена договора без учета НДС составляет 13 650 000,00 (тринадцать миллионов шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в свою очередь 20% от указанной суммы составляет 2 730 000, 00 (два миллиона семьсот тридцать тысяч) рублей 00 копеек.
Представители Организатора торгов пояснили, что Заявителем в составе заявки на участие в Закупке были представлены договоры, акты выполненных работ по ремонту дизель-генераторных установок пассажирских вагонов, копии документов, подтверждающих оплату по договору на сумму 1 334 866,47 (один миллион триста тридцать четыре тысячи восемьсот шестьдесят шесть) рублей 47 копеек, что составляло менее 20% НМЦ договора без учета НДС.
Представители Организатора торгов отметили, что в составе заявки ООО "ЦГС" содержались также иные договоры в подтверждение соответствия квалификационному требованию Документации, однако указанные договоры имели предметом ремонт дизель-генераторных агрегатов, дизель-генераторных установок вагонов-ресторанов, дизель- генераторных установок специальных вагонов, дизель-генераторных установок, дизель-генераторных. установок служебно-технических вагонов, дизельных электрических станций, систем оборудования вагон-насосных станций пожарных поездов, вагонов насосных станций, но не пассажирских вагонов.
Согласно позиции Организатора торгов дизель-генераторные установки пассажирских вагонов являются отдельным технически сложным конструкторским элементом, для ремонта которого необходимы как специальные познания, так и определенный порядок действий по ремонту, монтажу/демонтажу, доставке к месту проведения ремонта и обратно. Техническое обслуживание и ремонт проводится только силами квалифицированного, специально обученного персонала. Выполнение ряда операций при ремонте возможно только с помощью специальных инструментов и оборудования. При этом для каждой модели дизель- генераторной установки предусмотрено отдельное руководство по обслуживанию и ремонту.
Пунктом 1.9.1 части 1 Документации было установлено квалификационное требование к участникам, согласно которому участник должен иметь опыт оказания услуг по ремонту именно дизель-генераторных установок пассажирских вагонов.
Представители Организатора торгов отметили, что данное требование было установлено в целях исключения допуска неквалифицированных (не имеющих соответствующего опыта) специалистов к ремонту стратегических конструкторских составляющих, обеспечивающих безопасное движение пассажирских поездов, вместе с тем предоставленные Заявителем иные документы не подтверждали наличие опыта по ремонту указанных дизель-генераторных установок пассажирских вагонов, а лишь содержат информацию о проведении общих работ по ремонту дизель- генераторных установок.
Таким образом со стороны ООО «ЦГС» не были представлены документы, подтверждающие наличие опыта, требуемого Заказчиком по оказанию услуг по ремонту дизель- генераторных установок пассажирских вагонов, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные в составе заявок участников Закупки документы и сведения, пришла к выводу о том, что решение закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «ЦГС» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
На основании изложенного доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
4. Рассмотрев жалобу (от 26.10.2023 вх. №27416/23) ООО "ЦГС" на действия закупочной комиссии организатора торгов Октябрьского центра организации закупок ЦДЗС — филиала ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме №32015/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/СПБ на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования пассажирских вагонов для нужд Северо-Западного филиала АО "ФПК" (извещение №32312726666), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов Октябрьского центра организации закупок ЦДЗС — филиала ОАО «РЖД» нарушений, допущенных при проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 26.10.2023 вх. №27416/23) ООО "ЦГС" на действия закупочной комиссии организатора торгов Октябрьского центра организации закупок ЦДЗС — филиала ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме №32015/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/СПБ на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования пассажирских вагонов для нужд Северо-Западного филиала АО "ФПК" (извещение №32312726666) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.