Решение №78/33411/18 Решение по делу в отношении КПК «Сберъкнижка» от 13 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

78/33411/18 от 13.11.2018

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №1-14.6-287/78-01-18

 

Резолютивная часть оглашена «29» октября 2018 г.

Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «13» ноября 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель:

<…>

 – заместитель руководителя управления,

члены:

<…>

 – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,

<…>

 – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,

<…>

 – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,

<…>

 – начальник отдела противодействия нелегальной деятельности Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации,

<…>

 – ведущий эксперт отдела противодействия нелегальной деятельности Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации,

<…>

 – заместитель начальника отдела правого обеспечения деятельности финансовых организаций Юридического управления Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации,

рассмотрев дело №1-14.6-287/78-01-18 по признакам нарушения
КПК «Сберъкнижка» (адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 11/64, лит. А, пом. 5Н) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании для услуг потребительского кооператива обозначений, которые сходны до степени смешения с товарными знаками ПАО Сбербанк по свидетельствам №№ 406746, 417925, 556088, 447180, а также общеизвестным товарным знаком №89 (нарушение пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»), и имитации рекламы ПАО Сбербанк (нарушение пункта 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии на заседании:

от заявителя — Боярчук Андрей Александрович (по доверенности от 24.04.2017 №СЗБ/655-Д),

от ответчика — Черкашин Виталий Сергеевич (по доверенности от 05.09.2018 №09/28), Лыбин Андрей Иванович (по доверенности от 05.09.2018 №09/29) и Трофимова Виктория Викторовна (по доверенности от 24.09.2018 №09/30),

УСТАНОВИЛА:

В управление поступило заявление ПАО Сбербанк (вх. № 17905/18 от 12.07.2018) относительно возможного нарушения КПК «Сберъкнижка» статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Заявитель утверждает, что действия кооператива могут привести к смешению деятельности данных лиц на товарном рынке.

Как следует из нотариального протокола осмотра сайта sberkn.ru, на данном сайте 9 января 2018 года доступна информация о доходных программах ответчика. Из данной информации следует, что КПК «Сберъкнижка» предлагает неограниченному кругу лиц передать кооперативу свои сбережения под определённый процент. Согласно нотариальному протоколу осмотра сайта sberknizka.ru, на осматриваемом сайте 1 февраля 2018 года доступна аналогичная информация о доходных программах ответчика. Также ответчик неоднократно размещал рекламу, в которой публично призывал свои сбережения под определённый процент.

Также на странице https://сберъкнижка.рф/ ответчик разместил для неограниченного круга лиц информацию о выдаче займов. Он публично предлагал потенциальным заёмщикам заключить с ним договор займа.

В своей рекламе КПК «Сберъкнижка» использует слоганы «сбережения работают — вы отдыхаете», «внесите вклад в будущее ваших близких», «к росту и процветанию», «позвольте себе больше! доход до 13,9% годовых», «к росту и процветанию доход до 13 годовых». Кроме того, ответчик представил на заседание комиссии объяснения. Кооператив сообщил, что неоднократно выступал рекламодателем рекламы в средствах массовой информации, в лифтах жилых домов Московского района и контекстной рекламы.

Использование КПК «Сберъкнижка» указанных слоганов создает впечатление об оказании им банковских услуг. Услуги банков по привлечению и размещению денежных средств, в силу опыта работы, сроков деятельности, частого упоминания в средствах массовой информации, более популярны среди населения. Комиссия полагает, что большинству потребителей основы деятельности потребительских кооперативов в сфере оказания услуг по привлечению денежных средств неизвестны, поэтому в данном случае после прочтения рекламы ответчика или обозрения его вывесок с наименованием «Сберъкнижка» у потребителей возникают ассоциации со сферой услуг, оказываемых банками, в данном случае ПАО Сбербанк.

С учётом изложенного, комиссия приходит к выводу, что ответчик избрал для себя на рынке модель поведения, которая характерна именно для коммерческих финансовых организаций. Кроме того, в своём уставе КПК «Сберъкнижка» выбрал территориальный принцип общности своих пайщиков.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся, в том числе, привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

На основании статьи 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном данным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; размещения вышеуказанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их. финансовых потребностей.

Услуги банков и кооперативов относятся к одному виду, обладают сходными потребительскими свойствами и оказываются для одних и тех же целей, являются взаимозаменяемыми и распространяются среди одного и того же круга лиц. Услуги, которые предоставляет ответчик (приём сбережений и выдача займов) являются однородными с услугами тридцать шестого класса МКТУ.

Финансовые услуги сторон являются взаимозаменяемыми. Как следует из справки Федерального института промышленной собственности (вх. №25909/18 от 15.10.2018) финансовые услуги, в частности услуги потребительских кооперативов, однородны услугам тридцать шестого класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), в том числе услугам, для индивидуализации которых зарегистрированы товарные знаки по свидетельствам №№ 406746, 417925, 556088, а также общеизвестный товарный знак №89.

С учётом изложенного, КПК «Сберъкнижка» и ПАО Сбербанк являются конкурентами на рынке выдачи займов и на рынке привлечения денежных средств в географических границах Санкт-Петербурга. Данные выводы также подтверждаются анализом состояния конкуренции каждого из данных товарных рынков, которые провело управление.

ПАО Сбербанк является правообладателем, в частности, следующих товарных знаков:

- Общеизвестного товарного знака №89, данный товарный знак признан общеизвестным с 31.12.2008. Товарный знак выполнен в сочетании зеленого и белого цветов, имеет охраняемый словесный элемент «СБЕРБАНК РОССИИ». Также он имеет изобразительный элемент в виде круга без верхней части. Вместо верхней части круга есть два отрезка, которые сходятся и образуют тупой угол, направленный вниз. Товарный знак зарегистрирован для индивидуализации услуг тридцать шестого класса МКТУ, в частности, банки сберегательные, ссуды ипотечные; услуги банковские, финансирование.

- Изобразительного товарного знака по свидетельству №406746, зарегистрирован в качестве товарного знака 20.04.2010. Он защищает изобразительный элемент в виде зеленого круга без верхней части. Вместо верхней части круга есть два отрезка, которые сходятся и образуют тупой угол, направленный вниз. Товарный знак зарегистрирован для индивидуализации, в том числе, ряда услуг тридцать шестого класса МКТУ: банки сберегательные, информация финансовая, консультации по вопросам финансов; менеджмент финансовый; оценки финансовые [страхование, банковские операции, недвижимое имущество]; предоставление ссуд; предоставление ссуд под залог; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; страхование; услуги банковские, в том числе по кредитованию организаций и физических лиц; учреждение взаимофондов; финансирование.

- Комбинированного товарного знака по свидетельству №447180, зарегистрирован в качестве товарного знака 11.11.2011. Товарный знак защищает обложку сберегательной книжки, которая представляет вытянутый вверх прямоугольник. В верхней части обложки есть общеизвестный товарный знак №89 в чёрном исполнении. Товарный знак зарегистрирован для индивидуализации услуг тридцать шестого класса МКТУ: услуги банковские.

- Комбинированного товарного знака по свидетельству №417925, зарегистрирован в качестве товарного знака 08.09.2010. Товарный знак имеет  охраняемый словесный элемент «СБЕРБАНК», под которым есть горизонтальный отрезок. Также слева от словесного элемента есть изобразительный элемент в виде зеленого круга без верхней части. Вместо верхней части круга есть два отрезка, которые сходятся и образуют тупой угол, направленный вниз. Товарный знак зарегистрирован для индивидуализации, в частности, ряда услуг тридцать шестого класса МКТУ: банки сберегательные, консультации по вопросам финансов, ссуды ипотечные, ссуды с погашением в рассрочку, услуги банковские, финансирование.

- Цветового товарного знака по свидетельству №556088, зарегистрирован в качестве товарного знака 29.10.2015. Товарный знак охраняет зеленый цвет, который соответствует Pantone 349. Товарный знак зарегистрирован для индивидуализации услуг тридцать шестого класса МКТУ: банки сберегательные, услуги банковские.

В силу пункта 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 данного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 цитируемой статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Согласно пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Пунктом 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

КПК «Сберъкнижка» для индивидуализации своих финансовых услуг использует изобразительное обозначение (обозначение №1), которое является упрощённым изображением сберегательной книжки (кубышки). Данное обозначение состоит из вертикально вытянутой фигурной, горизонтальных полос разной длины (верная полоса короче нижней), круга без верхнего сектора. Внутри вертикально вытянутой фигурной рамки размещены горизонтальные полосы разной длины. На ними расположена фигура в виде круга, у которого отсутствует верхний сектор. Обозначение выполнено в светло-зеленом цвете. Данное изображение круга является упрощённым изображением товарного знака заявителя по свидетельству №406746.

Также КПК «Сберъкнижка» использует указанное изобразительное обозначение в составе комбинированного обозначения (обозначение №2). Изобразительное обозначение (обозначение №1) находится в левой части комбинированного обозначения. Правее него есть слово «сберъкнижка», ниже данного слова расположен горизонтальный отрезок, а под отрезком слова «Кредитный потребительский кооператив». Расположение элементов данного комбинированного изображения, кроме слов «Кредитный потребительский  кооператив», соответствует расположению элементов товарного знака заявителя по свидетельству №417925. Обозначение №1, которое включено в состав обозначения №2, и слово «сберъкижка» и обозначение №1, которое включено в состав обозначения №2, выполнены в светло-зеленом цвете, слова «Кредитный потребительский кооператив» и горизонтальный отрезок над ними — в сером цвете. Ответчик использует обозначение №1 в составе комбинированного обозначения (обозначения №3). Единственными отличиями обозначения №3 от обозначения №2 является отсутствие серого цвета (для слов «Кредитный потребительский кооператив» и горизонтального отрезка над ним) и размещение обозначения №1 сверху, а не слева. При этом ответчик использует такой же светло-зеленый цвет, который он использовал в обозначениях №№ 1 и 2.

Зеленый цвет, в котором выполнена самоклеящаяся плёнка, используемая ответчиком для оформления входа в дополнительный офис КПК «Сберъкнижка» в доме 64 по Невскому проспекту, сходен до степени смешения с зеленым цветом, который соответствует Pantone 349. Зеленый цвет стены дополнительного офиса в доме 182 по Московскому проспекту ответчика сходен до степени смешения зеленым цветом, который соответствует Pantone 349. Зеленый цвет Pantone 349 зарегистрирован в качестве товарного знака по свидетельству №556088.

Для индивидуализации своих услуг КПК «Сберъкнижка» использует словесное обозначение «сберъкнижка». Ответчик при осуществлении своей деятельности не выдаёт своим пайщикам и (или) заёмщикам сберегательных книжек.

Согласно пункту 1 статьи 836 Гражданского кодекса Российской Федерации договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой. В соответствии с пунктом 1 статьи 843 Гражданского кодекса Российской Федерации договором банковского вклада с гражданином может быть предусмотрена выдача именной сберегательной книжки.

С учётом изложенного, сберегательные книжки (сберкнижки) в силу особенностей законодательства ассоциируется именно с банковской деятельностью, поскольку иные лица не выдают сберегательных книжек.

КПК «Сберъкнижка» использует нехарактерное для его деятельности обозначение. Данными действиями он усиливает впечатление о своей связи с банками.

Из справки ФИПС (вх.№25909/18 от 15.10.2018) следует обозначение №1 сходно до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам №№ 406476, 417925, 55088 и общеизвестным товарным знаком №89, обозначение №2 — с товарными знаками по свидетельствам №№ 406476, 55088 и общеизвестным товарным знаком №89, обозначение №3 — с товарными знаками по свидетельствам  №№ 406746, 417925, 556088 и общеизвестным товарным знаком №89.

Комиссия оценила рекламу сторон и считает, что ответчик имитирует рекламу заявителя. ПАО Сбербанк долгое время использует в своей рекламу социальную тематику, например, сюжеты о быте молодой семьи, помощи пожилым людям, взаимоотношениях людей разных поколений. КПК «Сберъкнижка» использует в своей рекламе аналогичные сюжеты.

Таким образом, использование схожей тематики в рекламе может вызвать у потребителей ложное впечатление о тесных связях между сторонами.

ПАО Сбербанк вместе со своим заявлением (вх. № 17905/18 от 12.07.2018) представило отчёт по итогам исследованиям схожести фирменных стилей сторон. Отчёт подготовило ООО «Профи Исследования» в марте 2018 года.

В ходе исследования ООО «Профи Исследования» взяло интервью у семисот сорока трёх респондентов. Целевая аудитория исследования — мужчины и женщины возрасте от двадцати пяти до шестидесяти пяти лет, которые проживают в городах с населением более ста тысяч человек и пользовались услугами любых банков как минимум за три месяца до марта 2018 года.

Респондентам были предъявлены фотографии обозначений и рекламы ответчика. Две трети респондентов отметили устойчивое сходство между фирменными стилями сторон. При этом более семидесяти процентов респондентов указали на спонтанные ассоциации обозначений и рекламы ответчика с заявителем.

Комиссия сравнила товарные знаки и рекламу заявителя с рекламой и индивидуализирующими обозначениями ответчика. Комиссия приходит к выводу, что товарные знаки заявителя сходны с обозначениями ответчика. При этом ответчик имитирует рекламу заявителя. Данное сходство установлено с позиции простого потребителя, который не обладает специальными знаниями.

В материалах дела имеются достаточные доказательства того, что действия ответчика создают угрозу смешения услуг КПК «Сберъкнижка» и ПАО Сбербанк в понимании потребителей услуг, то есть их схожесть способна ввести в заблуждение потребителей услуг. При этом по делам данной категории для признания нарушения достаточно представить доказательства, свидетельствующие о вероятности смешения двух конкурирующих обозначений. При этом заявитель не обязан представлять доказательства, которые свидетельствуют о конкретных случаях введения потребителей в заблуждение.

КПК «Сберъкнижка» выбрал рекламу и обозначения, с помощью которых индивидуализирует свою деятельность, по своему усмотрению. Ответчик совершил действия, связанные использованием рекламы и данных обозначений, по своей воле и в своём интересе.

Статьёй 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения. Так, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации,

2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

В ходе заседания комиссии 26 сентября 2018 года КПК «Сберъкнижка» представил сведения и письменные объяснения. Кооператив сообщил, что за период своей деятельности выдал двенадцать займов. В июне 2018 года у ответчика было сто тридцать семь пайщиков, а в сентябре 2018 — семьдесят три пайщика.

Деятельность КПК «Сберъкнижка» направлена не на разовую выдачу займов, также ответчик активно привлекал новых пайщиков посредством рекламы. Данные действия являются систематическим предоставлением финансовых услуг потребительского кооператива. Рассматриваемые действия КПК «Сберъкнижка» могут повлиять на состояние конкуренции на рынках выдачи займов и привлечения денежных средств в границах Санкт-Петербурга.

Действия ответчика направлены на перераспределение спроса в пользу кооператива. Действия ответчика могут быть причиной ошибочного выбора потребителей при приобретении товара, когда у потребителей возникло ничем не обоснованное мнение о тесной связи между сторонами.

Действия КПК «Сберъкнижка» могут нанести ПАО Сбербанк и другим конкурентам сторон (банкам и кооперативам) ущерб в виде упущенной выгоды. Существует риск того, что потребители, которые в обычных условиях обратились бы к заявителю, другим банкам или кооперативам, предпочли услуги ответчика.

Также действия КПК «Сберъкнижка» могут умалять деловую репутацию ПАО Сбербанк. Если ответчик оказывает услуги ненадлежащего качества, то доверие потребителей снизится не к нему, а к заявителю. Сам кооператив при этом значительно снижает свои репутационные риски. Действия ответчика могут привести к размытию бренда банковских услуг ПАО Сбербанк, что значит снижение узнаваемости продукции заявителя и потерю ранее наработанной положительной репутации в восприятии потребителей.

В этой связи комиссия усмотрела в действиях КПК «Сберъкнижка» нарушение статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на заседании 26 сентября 2018 года приняла заключение об обстоятельствах дела.

На заседании 29 октября 2018 года представитель ПАО Сбербанк согласился с заключением об обстоятельствах дела. Дополнительных доказательств от заявителя не поступило.

КПК «Сберъкнижка» на заседании 29 октября 2018 года представил свои письменные объяснения и раскрыл их в ходе заседания. Комиссия отклоняет доводы ответчика на основании следующего.

Сходство до степени смешения между обозначениями, которые кооператив использует для индивидуализации своих финансовых услуг, с товарными знаками заявителя №№ 406746, 417925, 556088, 447180, а также общеизвестным товарным знаком №89 подтверждены, в том числе, справкой Федерального института промышленной собственности и опросом мнения потребителей. Опрос, результаты которого представлены в материалы дела, проведён с соблюдением необходимых методик и процедур.

Опрос проведён, в том числе среди жителей Санкт-Петербурга. Пайщиком КПК «Сберъкнижка» может стать любой житель Санкт-Петербурга.

Ответчик использует обозначения №№ 1 и 2 в своей рекламе. В этой связи сходство тематической направленности лишь усиливает сходство рекламы сторон и не имеет самостоятельного правого значения.

Иные доводы КПК «Сберъкнижка» декларативны и не нашли своего подтверждения в материалах дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях КПК «Сберъкнижка» (адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 11/64, лит. А, пом. 5Н, ОГРН 1177847235433, ИНН 7816645863) нарушение статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном использовании для услуг потребительского кооператива обозначений, которые сходны до степени смешения с товарными знаками ПАО Сбербанк по свидетельствам №№ 406746, 417925, 556088, 447180, а также общеизвестным товарным знаком №89 (нарушение пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»), и имитации рекламы ПАО Сбербанк (нарушение пункта 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

2. Выдать КПК «Сберъкнижка» (адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 11/64, лит. А, пом. 5Н, ОГРН 1177847235433, ИНН 7816645863) предписание о прекращении недобросовестной конкуренции. Согласно предписанию ответчику надлежит в срок до 20 февраля 2019 года прекратить использовать обозначения, которые сходны до степени смешения с товарными знаками ПАО Сбербанк по свидетельствам №№ 406746, 417925, 556088, 447180, а также общеизвестным товарным знаком №89.

 

Председатель

<…>

Члены

<…>

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны