Решение №78/9779/22 Т02-218/22 по жалобе ООО «АктивПроект» от 25 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-218/22

 

20 апреля 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее - Заказчик) и ООО «АктивПроект» (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.04.2022 вх. №10155-ЭП/22) ООО «АктивПроект» на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений Петербургского метрополитена в части оценки их технического состояния (извещение №32211271236), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

30 марта 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 32211271236 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений Петербургского метрополитена в части оценки их технического состояния (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен», версия 53 от 05.03.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

7 740 293,97  ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.03.2022 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

15.04.2022 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

21.04.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.tektorg.ru

 

2. По мнению Заявителя Заказчиком в Документации в нарушение ст. 3.4 Закона №223-ФЗ предусмотрено необоснованное требование о включении в состав первой части заявки формы №2 «СВЕДЕНИЯ О НАИМЕНОВАНИИ И КОНКРЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ТОВАРА», так как для достижения целей Закупки в настоящем случае является заключение договора на выполнение работ, а не на поставку товаров.

Также Заявитель полагает, что в позициях 1, 2, 4 и 5 Приложения №5 к Техническому заданию Документации Заказчиком заявлены избыточные требования к материалам, не регулируемые стандартами и не входящими в перечень характеристик, подлежащих испытаниям.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/8817/22 от 13.04.2022 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

 

По первому доводу жалобы:

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

На основании п. 1.1 тома II Документации предметом настоящего аукциона является ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА В ЧАСТИ ОЦЕНКИ ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ.

В соответствии с п. 1.2 тома II Документации выполнение работ осуществляется в соответствии с требованиями технического задания аукционной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей аукционной документации указываются также следующие сведения:

- описание предмета аукциона;

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам работы, к их безопасности, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

- место, условия и сроки (периоды) выполнения работ.

В соответствии с п. 5.1 тома II Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Форма должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.

Согласно п. 5.2.2 тома II Документации заявка должна содержать наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и конкретных показателях товара» и инструкцией по ее заполнению (Форма № 2).

Форма № 2 «СВЕДЕНИЯ О НАИМЕНОВАНИИ И КОНКРЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ТОВАРА» приведена в Документации и сопровождается инструкцией по заполнению формы.

 

п/п

Наименование товара

Товарный знак (при наличии)

Наименование производителя товара

показателя

Показатель товара

 Значения показателей товара, предлагаемого участником

Единица измерения показателя товара

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно п. 1.3 Технического задания Документации целями работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений Петербургского метрополитена в части оценки их технического состояния являются:

- оценка категории технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений;

- выявление возникших в ходе эксплуатации дефектов, повреждений и деформаций строительных конструкций объектов;

- обеспечение безопасной эксплуатации строительных конструкций, оценка состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, проверка соответствия характеристик строительных конструкций требованиям технических регламентов и проектной документации;

- выдача рекомендаций по результатам обследования по содержанию в работоспособном техническом состоянии объекта инфраструктуры метрополитена.

Согласно позиции Заказчика п. 3.30 Технического задания Документации предусмотрено проведение выборочных вскрытий кровли вентиляционных киосков (по следующим объектам: вентиляционная шахта № 212; вентиляционная шахта № 214; вентиляционная шахта № 216; ствол шахты № 213-БИС; вентиляционная шахта № 307) для уточнения (определения) ее состава, оценки фактического состояния (в том числе состояния теплоизоляции) с последующим восстановлением (заделкой) силами и средствами Подрядчика.

После проведения работ по контрольным вскрытиям кровли необходимо выполнить восстановление покрытия с применением материалов с соответствующими характеристиками, отраженными в Приложении № 5 к Техническому заданию.

В свою очередь п. 3.31 Технического задания Документации предусмотрено проведение выборочных вскрытий элементов конструкций (кроме кровли) по следующим объектам: вентиляционная  шахта № 212; вентиляционная шахта № 214; вентиляционная шахта № 216; ствол шахты № 213-БИС; вентиляционная шахта № 307 станционная тяговая подстанция – 31 ст. «Удельная»; станционная тяговая подстанция – 30 ст. «Пионерская»; станционная тяговая подстанция – 29, ст. «Черная речка»; станция «Площадь Ленина» (в части камеры съездов за станцией) для уточнения параметров конструкций, оценки фактического состояния (в том числе состояния армирования), дополнительной диагностики дефектов с последующим восстановлением (заделкой) силами и средствами Подрядчика.

После проведение работ по выборочному вскрытию элементов конструкций необходимо выполнить восстановление конструкций с применением материалов с соответствующими характеристиками, отраженными в Приложении № 5 к Техническому заданию.  

На основании п. 3.32 Технического задания Документации закреплено выборочное определение армирования железобетонных конструкций магнитным методом с изготовлением чертежей, схем, разрезов.  Количество мест для проведения испытаний, места расположения точек испытаний определяются требованиями нормативных документов и необходимостью достижения целей обследования. Результаты должны быть подтверждены контрольными вскрытиями армирования (с последующим восстановлением силами Подрядчика).

После проведение работ по контрольным вскрытиям армирования необходимо выполнить восстановление конструкций с применением материалов с соответствующими характеристиками, отраженными в Приложении № 5 к Техническому заданию.

Пунктом 3.33 Технического задания Документации предусмотрено, что места выполнения вскрытий, способ восстановления (заделки) заблаговременно согласовываются с представителем технического надзора со стороны Владельца. Используемые для восстановления (заделки) материалы должны соответствовать характеристикам, отраженным в Приложении № 5 к Техническому заданию. В случае отсутствия в Приложении № 5 подходящих по назначению материалов, восстановление (заделка) производится материалами, которые заблаговременно согласовываются с представителем технического надзора со стороны Владельца.

По результатам выполнения заделки мест вскрытия Подрядчик составляет акт (акты) в свободной форме с представителем технического надзора со стороны Владельца, в котором указываются: дата составления, объект и места расположения вскрытий с привязкой к осям или другим однозначно понятным ориентирам, использованные для заделки материалы и способ. Акт прикладывается к отчету.

Все применяемые для заделки мест вскрытий материалы входят в стоимость работ.

Представители Заказчика отметили, что таким образом в ходе выполнения работ в соответствии с Техническим заданием Документации подрядчик должен будет произвести выборочные вскрытия кровли, элементов конструкций, армирования железобетонных конструкций с последующей заделкой мест вскрытий и восстановлением конструкций. Исходя из изложенного, Заказчиком в приложении № 5 к Техническому заданию Документации были установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, поставляемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям.

При этом со стороны Заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

Таким образом первый довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

В отношении второго довода жалобы:

На основании п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Приложение № 5 к Техническому заданию Документации «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, поставляемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям» включает 5 позиций:

- ремонтный состав для бетона / железобетона;

- однокомпонентный антикоррозионный цементный раствор;

- ремонтный материал для кровли;

- ремонтный штукатурный состав;

- краска.

Согласно позиции Заказчика последний самостоятельно определяет свою потребность в конкретных товарах (материалах), работах, услугах, их технических характеристиках, а также описывает предмет закупки в Документации о закупке с учетом изложенных требований Закона № 223-ФЗ.

В свою очередь Заказчик вправе установить требования к материалам, необходимым для выполнения работ по договору. При указании требований к материалам Заказчиком проводилось изучение технических характеристик соответствующих изделий, в том числе сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», каталогов производителей и иной информации, размещённой в открытом доступе. [

Согласно позиции Заказчика упомянутые в жалобе Заявителя характеристики по позициям № 1 «ремонтный состав для бетона / железобетона», № 2 «однокомпонентный антикоррозионный цементный раствор», № 4 «ремонтный штукатурный состав», № 5 «краска» указываются в материалах, размещенных в сети «Интернет» в открытом доступе, и являются важным для достижения целей закупки, в частности:

- наличие антикоррозионных добавок - по причине активно происходящих в подземных условиях процессов коррозии бетона и металла;

- толщина нанесения - по причине необходимости выполнения вскрытий

конструкций разной глубины;

- время выдержки перед нанесением последующего слоя — по причине особых временных условий производства работ в условиях метрополитена;

- температура основания при нанесении материала и температуру применения - по причине особенностей температурного режима конструкций метрополитена.

Представители Заказчика также отметили, что приведенные в жалобе ГОСТ Р 51691-2008 устанавливает общие требования к лакокрасочным материалам вида эмали, применяемым для окрашивания различных поверхностей; ГОСТ 32016-2012 - определяет принципы защиты и ремонта бетонных и железобетонных конструкций, которые подверглись или могут подвергнуться разрушениям и повреждениям, и дает рекомендации по выбору материалов и систем, которые требуются для определенных целей применения; ГОСТ Р 56378-2015 - устанавливает требования к ремонтным смесям на цементных, модифицированных полимером цементно-полимерных и полимерных вяжущих, а также к их адгезионным соединениям (конструкционным и/или неконструкционным) в контактной зоне с бетоном восстанавливаемых конструкций.

При этом представители Заказчика отметили, что ни одним из указанных ГОСТов не запрещено устанавливать дополнительные требования к материалам, соответствие которым обеспечивает качество и надежность выполненных с использованием таких материалов работ.

При этом со стороны Заявителя также не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

Дополнительно Заказчиком указано, что со стороны заявителя по жалобе ООО «АктивПроект» также была подана заявка на участие в Закупке.

Таким образом второй довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 12.04.2022 вх. №10155-ЭП/22) ООО «АктивПроект» на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений Петербургского метрополитена в части оценки их технического состояния (извещение №32211271236), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 12.04.2022 вх. №10155-ЭП/22) ООО «АктивПроект» на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений Петербургского метрополитена в части оценки их технического состояния (извещение №32211271236) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны