Решение №78/17277/23 принятое по результатам рассмотрения жалобы ООО «Системы тр... от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Системы транспортной безопасности»

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» июля 2023

В полном объеме решение изготовлено «13» июля 2023                    Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

заместителя руководителя управления, члена Комиссии;

начальника отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии.

В присутствии представителей ООО «Системы транспортной безопасности» (далее – Заявитель); представителей Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – Комитет); представителей Квалификационной комиссии по вопросам перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге (далее – Квалификационная комиссия, Организатор торгов); представителя ООО «Форвард» (далее – Заинтересованное лицо).

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО «Системы транспортной безопасности» (вх. № 15635/23 от 21.06.2023) на действия Организатора торгов – Квалификационную комиссию по вопросам перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге при организации и проведении квалификационного отбора (далее – конкурс, торги, Квалификационный отбор) организаций для осуществления деятельности в качестве уполномоченной организации, осуществляющей перемещение транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) на специализированную стоянку, их хранение и возврат на территории обслуживания: Лот № 7 «Центральный» (извещение размещено на сайте https://zakon.gov.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/kvalifikacionnyj-otbor-organizacij/ peremeshenie-ts/, лот №7), документы и сведения по торгам, представленные сторонами,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьей 27.1 КоАП задержание транспортного средства является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая применяется, как правило, в целях пресечения административного правонарушения.

Задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Данное определение, а также правовые основания применения задержания транспортного средства предусмотрены частью 1 статьи 27.13 КоАП.

Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации были утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Данными Правилами предусмотрено, что взаимодействие должностных лиц органов внутренних дел с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, осуществляется на основе типового договора, утверждаемого Министерством внутренних дел РФ. В соответствии с пунктом 14 Правил задержанное наземное транспортное средство вывозится на специализированную стоянку при помощи другого наземного транспортного средства. Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 утратило силу 22.01.2013 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 № 1496.

С 01 июля 2012 года перемещение транспортных средств на специализированную стоянку (за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 КоАП РФ), их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 252-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства Санкт-Петербурга, утвержденного названным выше постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 № 46 «О мерах по совершенствованию системы гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге», Комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга на реализацию Закона Санкт-Петербурга от 20.06.2012 №343-54 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 343-54).

В соответствии с пунктом 5.3 Постановления № 359 Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности в двухнедельный срок разрабатывает и представляет в Квалификационную комиссию проект конкурсной документации для проведения Квалификационного отбора организаций для осуществления деятельности в качестве уполномоченных организаций, который утверждается решением Квалификационной комиссии.

Пунктом 6 Постановления № 359 предусмотрено обеспечение Квалификационной комиссией проведение Квалификационного отбора.

Квалификационный отбор проводится в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 21.06.2012 № 343-54 и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 № 359 «O мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге» (далее – Постановление № 359).

Приложением № 1 к Постановлению № 359 утвержден порядок определения уполномоченной организации, а также заключения, изменения и расторжения договора об осуществлении перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств определенных категорий и на определенных территориях обслуживания.

Согласно пункту 3 Приложения № 1 к Постановлению № 359 такие организации отбираются на конкурсной основе по итогам квалификационного отбора, проводимого Квалификационной комиссией по вопросам перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге (далее – квалификационный отбор), за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3.1 настоящего Порядка.

Таким образом, проведение Квалификационного отбора организаций для осуществления деятельности в качестве уполномоченных организаций по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранение и возврата является обязательной конкурсной процедурой.

Из положений статьи 27.13 КоАП, пункта 3.1 Приложения № 1 к Постановлению № 359 следует, что специализированные организации (исполнители услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат) на территории субъекта должны определяться при проведении торгов в два этапа. На первом этапе Квалификационная комиссия осуществляет квалификационный отбор. На втором этапе организации, прошедшие квалификационный отбор, участвуют в аукционе на понижение цены. При этом проведение квалификационного отбора организаций для осуществления указанной деятельности является именно прерогативой субъекта Российской Федерации.

Форма торгов по определению исполнителя услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату определена федеральным законодателем в императивном порядке.

Конкуренция хозяйствующих субъектов при проведении торгов предполагает их соперничество, соревнование в определенной сфере деятельности при столкновении экономических интересов и не исключает изначальное неравенство хозяйствующих субъектов в наличии различных ресурсов (не только материальных, финансовых, но и иных). Различный уровень финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, опыта, квалификации не исключает возможности добросовестного делового соперничества между ними при проведении торгов. Установленный Законом № 343-53, Постановлением № 359 порядок оценки позволяет выявить лучшего претендента в связи с наличием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками Квалификационного отбора сведениями, что говорит о характере Квалификационного отбора как о процедуре торгов, а возможное наличие соревнования участников торгов с целью заключения договора – наличие конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, из указанной статьи у Комиссии усматриваются полномочия для рассмотрения жалобы Заявителя по существу в части проверки процедуры торгов.

 

Квалификационной комиссией объявлен Квалификационный отбор организаций для осуществления деятельности в качестве уполномоченной организации, осуществляющей перемещение транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ, на специализированную стоянку, их хранение и возврат на территории обслуживания: Лот № 7 «Центральный».

Указанная информация размещена на сайте Комитета в сети Интернет по адресу: https://zakon.gov.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/kvalifikacionnyj-otbor-organizacij/peremeshenie-ts/.

По мнению Заявителя, Организатор торгов нарушил порядок подготовки к проведению торгов в части не опубликования извещения и Конкурсной документации.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 448 Гражданскогно кодекса Российской Фкедерации (далее – ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В извещении о проведении торгов также должны быть указаны условия договора, заключаемого по результатам торгов.

В извещении о поведении торгов, размещенном на сайте Комитета, отсутствует информация, которая в силу федерального закона должна опубликовываться организатором торгов, в частности, информация о порядке проведения торгов, об определении лица, выигравшего торги, не указаны условия договора, заключаемого по результатам торгов. Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления кандидата, набравшего наибольшее количество баллов в период проведения квалификационного отбора организаций для осуществления деятельности по перемещению транспортных средств. Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101.

Соответственно, извещение о проведении квалификационного отбора обеспечивает возможность оценки любым заинтересованным лицом критериев для подачи заявки на участие. Извещение содержит в пункте 13 указание на возможность ознакомиться с подробными условиями квалификационного отбора посредством изучения Конкурсной документации.

Согласно извещению, размещенному на сайте Комитета, требования к участникам, критерии и порядок определения победителей, подробные условия квалификационного отбора изложены в Конкурсной документации, которая на сайте Комитета также отсутствует. Для ознакомления с Конкурсной документацией потенциальный участник должен обратиться в Комитет. До даты окончания срока подачи заявок на участие в Квалификационном отборе по рабочим дням с 10 часов 30 минут до 15 часов 30 минут по адресу: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, каб 328.

Конкурсная документация должна быть размещена в сети «Интернет» и находиться в свободном доступе для ознакомления всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в торгах, что позволяет существенно упростить процедуру ознакомления с Конкурсной документацией и дает возможность привлечь наибольшее количество участников для обеспечения конкурентной борьбы.

Таким образом, порядок опубликования Квалификационной комиссией информации о проведении торгов нарушает положения пунктов 2 и 3 статьи 448 ГК РФ, участник торгов не имеет возможности ознакомиться со всей информацией, которая согласно федеральному закону, должна быть предоставлена ему в открытом доступе Организатором торгов, оценить степень своей заинтересованности и свои возможности для участия в Квалификационном отборе.

Организатор торгов ограничил права заявителей в выборе формы ознакомления с Конкурсной документацией на участие в квалификационном отборе, что является существенным нарушением конкуренции.

 

Заявитель в жалобе также указывает, что установленные требования в Конкурсной документации, связанные с критериями оценки претендентов, в том числе с порядком их оценки, документами, подтверждающими определенные показатели критериев, имеют признаки ограничения конкуренции. В Приложении № 3 к Постановлению № 359 утверждены требования к уполномоченным организациям и специализированным стоянкам, данные требования разработаны в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона № 343-54, которые применяются также к организациям, являющимся участниками квалификационного отбора.

Подпунктом 3.6 Приложения № 2 к Постановлению № 359 (подпунктом 2.1.6 Конкурсной документации) установлено, что средний размер месячной заработной платы работников организации должен составлять не менее двукратного размера минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге.

Подпунктом 3.7 Приложения № 2 к Постановлению № 359 (подпунктом 2.1.7 Конкурсной документации) установлено, что в организации должно быть не менее шести работников, обеспечивающих хранение и возврат задержанных транспортных средств, на каждой специализированной стоянке.

В соответствии с подпунктом 3.10 Приложения № 2 к Постановлению № 359 (подпунктом 2.1.10 Конкурсной документации) установлено, что у организации должен быть опыт оказания услуг по перемещению и хранению транспортных средств в течение не менее трех лет.

Одним из обязательных требований к уполномоченной организации является наличие у нее на территории обслуживания на праве собственности, на основании действующего договора аренды или на ином законном основании специализированной стоянки или земельного участка (части земельного участка), предполагаемого для использования под специализированную стоянку (подпункт 3.12 Приложения № 3 к Постановлению № 359; подпункт 3.11 Раздела III «Порядок оценки заявок и подведения итогов квалификационного отбора» Конкурсной документации).

Комиссия отмечает, что требования, указанные в Конкурсной документации, соответствуют требованиям, содержащимися в Постановлении № 359, таким образом довод Заявителя об установлении неправомерных требований в Конкурсной документации не находит своего подтверждения.

Заявитель в жалобе указывает о несогласии с требованиями, установленными к участнику Квалификационного отбора в Постановлении №359. Комиссия обращает внимание, что жалоба подана и принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которой установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов.

Заявителем подано Заявление №16304/23 от 28.06.2023 о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в Постановлении № 359, путем установления требований к участникам Квалификационного отбора, влекущих ограничение конкуренции. Данная жалоба будет рассмотрена в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

 

Заявитель указывает на неправомерные условия отказа Организатора торгов от проведения Квалификационного отбора, что нарушает права и законные и интересы участников Квалификационного отбора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случае если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Негативными последствиями отказа от проведения торгов при нарушении установленных законом сроков об извещении об отказе в проведении торгов является компенсация понесенных участниками торгов реальных убытков, которое разрешается в судебном порядке.

Таким образом, ГК РФ предусмотрена обязанность организатора торгов возместить участнику торгов убытки, причиненные в результате отказа от проведения торгов с нарушением установленных сроков. Возможность отказа Организатора торгов от проведения торгов после поступления хотя бы одной заявки, приведет к возможности произвольно отказывать победителю торгов, что противоречит существу торгов. Проведение торгов предполагает поступление и принятие заявок. Это в свою очередь, исключает право организатора торгов отказаться от их проведения. Отказ от проведения торгов возможен именно до их проведения, но не до подведения итогов. Данная позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 14.12.2021 306-ЭС21-23489.

Согласно разделу III Конкурсной документации «Порядок оценки заявок и подведения итогов квалификационного отбора», подпункту 1.2 пункта 1 «Общие положения оценки заявок» Квалификационная комиссия оставляет за собой право прекратить процедуру проведения Квалификационного отбора, отклонить все заявки, отказаться от всех заявок в любое время до подведения итогов Квалификационного отбора в соответствии с требованиями Конкурсной документации. При этом Квалификационная комиссия не несет никакой ответственности перед участниками, которым такое действие может принести убытки.

Таким образом, в Конкурсную документацию включено положение, нарушающее право участника торгов получить возмещение причиненных ему убытков в результате принятия Кваификационной комиссией решение об отмене торгов в случае принятия такого решения за рамками установленных сроков, что влечет нарушение пункта 4 статьи 448 ГК РФ.

 

Заявитель также указывает на избыточность требований к перечню документов, входящих в состав заявки, что в Конкурсной документации конкретизируется (Раздел II «Инструкция по подготовке заявок на участие в квалификационном отборе», пункт 2 «Перечень документов, входящих в состав заявки», подпункты 2.2, 2.3) требование нотариального заверения копий учредительных документов в рамках заявки потенциального претендента.

Требование нотариального заверения копий лишено логического смысла. Согласно статье 52 ГК РФ, юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав общества является учредительным документом общества.

Учитывая, что сроки представления документов участниками Квалификационного отбора являются ограниченными, следует признать, что требование о представлении нотариально заверенных документов в Разделе II «Инструкция по подготовке заявок на участие в квалификационном отборе» Конкурсной документации создает угрозу ограничения доступа субъектов предпринимательской деятельности к участию в конкурсе. Кроме того, исполнение такого требования требует дополнительных материальных затрат.

На рассмотрении жалобы Комиссией представители Организатора торгов не смогли пояснить, каким нормативным правовым актом подверждено установление данного требования. С учетом изложенного, установление Организатором торгов требования о предоставлении нотариально заверенных копий учредительных документов необоснованно.

 

Заявителем указано, что требования Конкурсной документации, предусмотренные Поставлением №359, дополнительно конкретизируются и нарушают положения Закона о защите конкуренции, имея двойственную интерпретацию и не отражая надлежащий порядок оценки заявок на участие в Квалификационном отборе.

В Конкурсной документации требование опыт оказания услуг по перемещению и хранению транспортных средств дополнительно конкретизируется (Раздел II «Инструкция по подготовке заявок на участие в квалификационном отборе», пункт 4 «Оформление и подписание заявки», подпункты 4.10, 4.11, 4.12) тем, что:

организация должна документально подтвердить наличие опыта оказания услуг по перемещению и хранению транспортных средств в течение не менее трех лет предшествующих дате подачи заявки, при этом представленные Организацией документы должны подтверждать ведение деятельности и оказание услуг по перемещению и хранению в течение не менее 10 из 12 месяцев каждого года, а соответствующие виды деятельности содержаться в перечне основных видов экономической деятельности, указанных организацией в едином государственном реестре юридических лиц в период осуществления деятельности. Документы, указывающие на осуществление деятельности по перемещению и хранению транспортных для собственных нужд, а равно оказание услуг по хранению и перемещению транспортных средств на безвозмездной основе не рассматриваются как документы, подтверждающие наличие опыта оказания услуг по перемещению и хранению транспортных средств.

документами, подтверждающими соответствие Организации требованию наличия опыта оказания услуг по перемещению и хранению транспортных средств являются копии исполненных договоров (контрактов), копии первичных учетных документов, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-Ф3 «О бухгалтерском учете», подтверждающих оказание соответствующих услуг и документы, подтверждающие поступление оплаты по исполненным и представленным договорам (контрактам). В случае, если перемещение и хранение осуществлялись Организацией в рамках договора об осуществлении перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств, заключенного с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности, предоставление указанных в настоящем пункте документов не требуется.

в качестве документов, подтверждающих наличие у Организации опыта оказания услуг по перемещению и хранению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть представлены копии договоров, заключенных с уполномоченным органом исполнительной власти не ранее 01 июня 2012 года, и справка уполномоченного органа исполнительной власти, с которым был заключен договор, о надлежащем исполнении договора. В случае, если договор заключался с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности, предоставление справки о надлежащем исполнении договора не требуется.

Из установленного требования следует, что оказываемые услуги в рамках договора, который вправе предоставить в качестве подтверждения своего опыта претендент, должны в точности соответствовать предмету договора, на право заключения которого проводится Квалификационный отбор. Организации, которые ранее оказывали услуги по перемещению и хранению транспортных средств, но в более ранний период, чем три года, предшествующие дате подачи заявки, изначально лишаются права на участие в Квалификационном отборе.

Организации, которые оказывали услуги по эвакуации транспортных средств, но не могут подтвердить их оказание документами, указанными в требованиях Конкурсной документации, изначально лишаются права на участие в Квалификационном отборе. Таким образом, к участию в Квалификационном отборе, по сути, не допускаются организации, имеющие опыт ведения деятельности по эвакуации транспортных средств, что нарушает положения пункта 3.10 Приложения 2 «Требования к уполномоченным организациям и специализированным стоянкам» к Постановлению 359.

Порядок оценки по критерию «специальный опыт», установленный Квалификационной Комиссией, носит дискриминационный характер и приводит к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам Квалификационного отбора, создавая преимущественные условия для отдельных участников конкурентной процедуры; каких-либо доказательств наличия у Организатора торгов объективной необходимости в установлении такого требования, не представлено.

 

По мнению Заявителя, в части установления порядка подсчета баллов в рамках оценки заявок в Квалификационном отборе требования излишне детализированы и избыточны, носят сугубо субъективный и дискриминационный характер.

Полномочия по определению критериев и порядка сопоставления и оценки заявок закреплены пунктом 8.3 Постановления №359 за Организатором торгов.

Подпунктом 3.9 Раздел III «Порядок оценки заявок и подведения итогов квалификационного отбора» Конкурсной документации установлено, что:

Общее количество баллов по пункту 3.7.1. (технические возможности обеспечения перемещения задержанных транспортных средств категории А и В на специализированные стоянки) рассчитывается по формуле:

KT1 = где, например, Кс2 – коэффициент, учитывающий единообразное цветовое оформление спецтехники (Кс2 = 1 – заявленная спецтехника имеет единообразное оформление синего цвета; Кс2 = 0,25 – заявленная спецтехника имеет разнообразное цветовое оформление).

Такая методика применения коэффициента, учитывающего единообразное цветовое оформление спецтехники, свидетельствует о создании дискриминационных условий, необоснованных предпочтений в отношении лиц, сведения о технике которых имеются у Организатора торгов. Установление цветовой гаммы осуществлялось в целях реализации единого интереса, создания преимуществ для отдельных лиц при участии в Квалификационном отборе и устранения возможных конкурентов от участия в них в целях минимизации рисков навязывания с их стороны конкурентной борьбы.

Основание владения земельным участком по пункту 3.7.3. (технические возможности обеспечения мероприятий по приему на специализированные стоянки, учету, хранению, и возврату транспортных средств) (подпункт 3.12 Приложения 3 к Постановлению 359; подпункт 3.11 Раздела III «Порядок оценки заявок и подведения итогов квалификационного отбора» Конкурсной документации) конкретизировано с учетом количества баллов, полученных участником в зависимости от самого основания: земельный участок на праве собственности или на основании договора аренды (субаренды) - 1 балл, земельный участок на ином основании - 0,7 балла.

Организатор торгов на Комиссии не смог пояснить, в связи с чем синий цвет был выбран в качестве приоритетного, учитывая, что это не является общепринятой деловой практикой. Также проанализировав критерии баллов по основаниям на владение земельным участком, а также в виду отсутствия пояснений Организатора торгов, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя.

 

В Разделе III Конкурсной документации «Порядок оценки заявок и подведения итогов квалификационного отбора» пункте 3 «Критерии и порядок сопоставления и оценки заявок», подпункте 3.12 также установлено, что организации, имеющие опыт ведения деятельности по перемещению и хранению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ, то есть являющиеся или являвшиеся в прошлом уполномоченными организациями, получают дополнительно по 1 баллу за каждый год опыта. В этой связи Организатор торгов при оценке заявок отдает предпочтение участникам, имеющим непосредственный опыт работы с Организатором торгов. Но это противоречит действующему законодательству, поскольку критерий «преимущественного права» для претендентов, ранее уже осуществлявших деятельность в качестве уполномоченной организации «при прочих равных условиях» создает возможность получения наибольшего количества баллов.

Данный критерий изначально ставит участников, имеющих или имевших опыт работы в качестве уполномоченной организации в более выгодное положение по сравнению с участниками, которые такого опыта не имеют, и при прочих равных возможностях с другими участниками дает возможность стать победителем Квалификационного отбора в нарушение требований пункта 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Критерии и порядок расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны Организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном мнении Квалификационной комиссии. Более того, критерии начисления баллов, а также ценность в баллах каждой разновидности документа, являются необходимыми для участников Квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов торгов при подведении их итогов. Такие баллы лишены логического смысла, структурированности, последовательности и обоснованному использованию в рамках Квалификационного отбора.

Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Организатору торгов. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Данная статья устанавливает правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договора посредством определенных конкурентных процедур.

Из буквального толкования содержания части 1 вышеуказанной статьи следует, что общие антимонопольные требования предъявляются к любым торгам, запросу котировок, запросу предложений и закупкам независимо от того, являются ли их заказчики или организаторы публичными субъектами или частными (коммерческими и некоммерческими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями).

Таким образом, положения статьи 17 призваны защитить конкуренцию на рынке товаров (работ, услуг), являющихся предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений и конкурентных закупок.

Для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и закупок, и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду.

Устанавливая требования к оказываемым услугам, а также устанавливая требования к составу предоставляемых в рамках заявки документов, к порядку их заполнения Организатор торгов должен руководствоваться принципом добросовестности, устанавливать лишь существенные, объективные требования, которые не создадут препятствия для подачи заявки, обеспечат наибольшее количество участников торгов с целью увеличения как уровня конкуренции между участниками торгов, так и итоговой цены реализуемого права.

Из сказанного следует, что определенный Конкурсной документацией порядок подсчета баллов устанавливает дискриминационные условия доступа на рынок услуг по эвакуации транспортных средств, при которых отдельные участники Квалификационного отбора поставлены в неравное положение по сравнению с другими участниками, что нарушает положения пункта 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия отмечает, что если у Организатора торгов имеются определенные обоснованные потребности в предъявлении требований к уполномоченной организации, ставшей победителем по итогам Квалификационного отбора, он в праве устанавливать соответствующие требования к Конкурсной документации при проведении Квалификационного отбора, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество потенциальных участников Квалификационного отбора.

 

Таким образом, установленные Организатором торгов дополнительные требования к участию в спорном Квалификационном отборе не конкретизированы Постановлением №359, тем самым не отвечают принципам равноправия и соперничества хозяйствующих субъектов, противоречат требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, ограничивают количество участников торгов, тем самым ограничивая конкуренцию.

Жалоба на содержание Конкурсной документацией была подана за 2 дня до окончания срока приема заявок, а также принимая во внимание, что Заявитель заявку на участие в Квалификационном отборе не подавал, Комиссия воздерживается от выдачи предписания.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Системы транспортной безопасности» обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение части 1 статья 17 Закона о защите конкуренции, пунктов 2,3,4 статьи 448 ГК РФ.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы рассмотренной жалобы уполномоченному должностному лицу отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны