Решение №78/13501/21 Т02-377/21 по жалобе ООО «Геосервис» от 14 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-377/21
11 мая 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «Газпром теплоэнерго» (далее – Организатор торгов) и ООО «Геосервис» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 22.04.2021 вх. №13961-ЭП/21, от 28.04.2021 вх. №14610-ЭП/21) ООО «Геосервис» на действия Организатора торгов АО «Газпром теплоэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса кадастровых работ и оказание юридических услуг по организации и сопровождению постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии права собственности (420_ГПТЭ/2020) (извещение №32110012414), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
19 февраля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110012414 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса кадастровых работ и оказание юридических услуг по организации и сопровождению постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии права собственности (420_ГПТЭ/2020) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Газпром теплоэнерго» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.10.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
32 283 333,33 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
19.02.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
15.03.2021 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
29.03.2021, 19.04.2021 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Большой Сампсониевский пр., д.28, корпус 2, лит. Д |
2. В жалобе Заявитель оспаривает неразмещение Организатором торгов в единой информационной системе (далее — ЕИС) документов и сведений о запросе на разъяснение положений заявки на участие в Закупке, поданной ООО «Геосервис».
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Газпром теплоэнерго» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Геосервис» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/12063/21 от 27.04.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/12063/21 от 27.04.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 1 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
На основании ч. 4 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Как следует из ч. 7 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ, в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от осуществления конкурентной закупки в электронной форме, изменений, внесенных в извещение об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацию о такой закупке, разъяснений положений документации о такой закупке, запросов заказчиков о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о конкурентной закупке, уведомление об указанных запросах о разъяснении положений заявки участника такой закупки заказчикам по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.
В соответствии с ч. 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 1.3.1 Документации установлено, что участник конкурентной закупки подает заявку на участие в конкурентной Закупке в форме электронных документов через сайт электронной площадки. Заявка на участие в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения участника.
Участник закупки должен подготовить заявку на участие в конкурсе в соответствии с требованиями настоящей документации, которая состоит из:
-
Первая часть заявки - заявка на участие в конкурсе в соответствии с п. 1.3.1.1 Документации;
-
Вторая часть заявки - документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям заказчика в соответствии с п. 1.3.1.2 Документации;
-
Ценовое предложение - документы в соответствии с п. 1.3.1.3 Документации.
На основании п. 1.12.6 Документации организатор вправе запросить участников закупки о предоставлении разъяснений положений поданных ими заявок на участие в конкурентной закупке, а также о предоставлении отсутствующих документов, определенных Документацией о закупке, в случае принятия такого решения, в рамках проведения дополнительного анализа и оценки заявок комиссией по закупкам.
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно ч. 7 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ в течении одного часа с момента размещения в единой информационной системе запроса заказчика о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной процедуре в электронной форме, оператор площадки направляет уведомление о запросе по адресам электронной почты, указанной при аккредитации. в адрес ООО «Геосервис» 15.04.2021г. через функционал электронной торговой площадки «ГПБ» (далее — ЭТП) был направлен запрос на разъяснения положений заявки, но в силу отсутствия размещенной информации в ЕИС ООО «Геосервис» не было уведомлено должным образом, а именно, уведомление на почту не приходило, что повлекло за собой отклонение заявки ООО «Геосервис». на сайте ЕИС при переходе в раздел «Запросы разъяснений положений заявок» нет размещенных документов, в журнале событий информации о добавлении документов по запросу также нет, что подтверждает нарушение Организатором торгов положений Закона № 223-ФЗ.
Представители Организатора торгов отметили, что комиссия по закупкам воспользовалась своим правом и направила 15.04.2021 09:27 (МСК) посредством функционала ЭТП запрос на предоставление разъяснения относительно отсутствующих и/или некорректно оформленных документов, в соответствии с п.1.5 Закупочной документации, а именно: отсутствия согласия на обработку персональных данных физических лиц, персональные данные которых содержатся в документах о назначении генерального директора, Решении №1 о создании общества, Учредительных документы, Расчете по страховым взносам 2020г. По смыслу ч. 7 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ оператор электронной площадки обязан направить уведомление обо всех изменениях в процедуре закупки всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней. Указанное правило адресовано оператору электронной площадки и направлено на эффективное действие принципа информационной открытости закупки и своевременное оперативное информирование всех субъектов закупки (участников, заказчика и др.) об изменениях, происходящих в процессе осуществления закупки в электронной форме.
Представители Организатора торгов пояснили, что оператор ЭТП разместил запрос заказчика о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме, поданной ООО «Геосервис», в разделе «Входящие уведомления на электронной площадке» и уведомил Заявителя о поступившем запросе 15.04.2021 09:30 (МСК) по адресу электронной почты (kuklin_geo812@mail.ru), указанному Заявителем при аккредитации на электронной площадке, что подтверждается информацией, полученной с ЭТП.
Представители Организатора торгов отметили, что Заявитель, получив на сайте ЭТП (дополнительно на адрес электронной почты) информацию о необходимости предоставления разъяснений положений поданной им заявки на участие, не предоставил в адрес заказчика (Организатора) разъяснений положений поданной им заявки на участие в конкурсе. Таким образом, действия заказчика не нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и не привели к ограничению прав и законных интересов Заявителя в частности, ознакомленного с информацией о необходимости предоставления разъяснений положений поданной им заявки на участие, препятствия для предоставления требуемых сведений отсутствовали.
Представители Организатора торгов также отметили, что порядок размещения информации о закупке в ЕИС определен Постановлением Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 908 «Об утверждении положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке», которое содержит исчерпывающий перечень информации, подлежащей опубликованию в ЕИС, среди которых отсутствует обязанность заказчика размещать запросы о предоставлении разъяснений положений поданных заявок на участие в конкурентной закупке. Кроме того, Закон № 223-ФЗ также не содержит требования о размещении данных запросов.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что в соответствии с разделом 6 Положения о закупках заказчик (Организатор торгов) осуществляет конкурентные закупки с учетом установленных Положением способов закупок, условий их применения и порядка осуществления. При этом, согласно п. 6.7.3 Положения о закупках и п. 1.12.6 Документации Организатор торгов вправе запросить участников Закупки о предоставлении разъяснений положений поданных ими заявок, а также о предоставлении отсутствующих документов, определенных Документацией о закупке, в случае принятия такого решения, в рамках проведения дополнительного анализа и оценки заявок комиссией по закупкам.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о соблюдении Организатором торгов порядка направления запросов на разъяснение положений заявок участников Закупки, установленного Положением о закупках и Документацией.
Вместе с тем положениями Закона №223-ФЗ не предусмотрена обязанность организатора торгов по размещению в ЕИС документов и сведений в отношении направляемых участникам закупки запросов на предоставление разъяснений положений заявки на участие в закупке.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 22.04.2021 вх. №13961-ЭП/21, от 28.04.2021 вх. №14610-ЭП/21) ООО «Геосервис» на действия Организатора торгов АО «Газпром теплоэнерго» (ИНН: 5003046281, ОГРН: 1035000920855) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса кадастровых работ и оказание юридических услуг по организации и сопровождению постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии права собственности (420_ГПТЭ/2020) (извещение №32110012414) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.