Решение №02/1064/23 Т02-16/23 по жалобе ООО "ПСМ" от 19 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-16/23
16 января 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ОАО "РЖД" (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей ООО "ПСМ" (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "ПСМ" (вх. №33999-ЭП/22 от 30.12.2022) на действия заказчика ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства №5051/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора на поставку продукции высоковольтной (далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
11 ноября 2022 года на сайте ЭТП ООО «РТС-тендер» в сети Интернет было опубликовано извещение №5051/ОАЭ-ЦДЗС/22 о проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку продукции высоковольтной , включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», версия 32 от 08.12.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
25 273 633,37 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
11.11.2022 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
26.12.2022 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
12.01.2023 (МСК) 20.01.2023 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://www.rts-tender.ru |
2. Заявитель в жалобе сообщает, что им при подготовке заявки и анализе технических характеристик запрашиваемого Заказчиком оборудования Согласно п.п. 10, 12, 13, 35, 37-39, 41, 87 таблицы 2 Технического задания Документации обнаружились разночтения, а также несоответствия запрашиваемых параметров, аналогичным значениям, установленным отдельными производителями, при этом выявленные отличия характеристик являются незначительными и не влияют на эксплуатационные свойства данного оборудования, вместе с тем, Заявитель считает невозможным производить выбор между несколькими изготовителями по одной и той же товарной позиции с целью полного соответствия значениям характеристик, изложенных в Техническом задании Документации, ведь такое требование устанавливает конкурентное преимущество одного производителя перед другим, а соответственно одного участника Закупки перед другим.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/286/23 от 11 января 2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 16 ст. 4 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», а также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» установлено, что заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках. Таким образом, с учетом вышеуказанных нормативных правовых актов, а также принимая во внимание тот факт, что ОАО «РЖД» является заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, информация о проводимых закупках ОАО «РЖД» в настоящее время не публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
На основании п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 7 извещения о Закупке количество поставляемого товара указывается в техническом задании, являющемся приложением к аукционной документации.
Приложением 1.4 к Документации определены правила описания предлагаемых участником эквивалентов.
Техническое задание Документации включает перечень наименований закупаемых товаров, их количество (объем), единичные расценки и начальную (максимальную) цену договора.
Представители Заказчика пояснили, что по мнению Заказчика Заявителем не проведен совокупный анализ всего рынка требуемой к поставке продукции, а для всего лишь были взяты значения по отдельным производителям, которые отражены в прилагаемой к жалобе таблице 1.
Представители Заказчика также отметили следующее:
- в отношении позиции 10 таблицы 2 Технического задания Документации Заявителем представлены характеристики товара производства АО «НИИ «ЗАИ» с остающимся напряжением при импульсном токе 8/20 мке с амплитудой: -10 кА, кВ, -37,0, - 20кА, кВ, -40,4. Пропускная способность: -20 прямоугольных импульсов тока длительностью 2мс с амплитудой 450 А, - с удельной поглощаемой энергией одного импульса 2,4 Кдж/Кв (11нр), тогда как в техническом задании Документации ОАО «РЖД» указан товар с остающимся напряжением при импульсном токе 8/20 мке с амплитудой: -10 кА, кВ, не более 36,6, - 20кА, кВ, не более 40,3. Пропускная способность: -20 прямоугольных импульсов тока длительностью 2мс с амплитудой 550 А, - с удельной поглощаемой энергией одного импульса 2,8 Кдж/Кв (Uhp). Анализ рынка, проведенный ОАО «РЖД» в рамках обжалуемой Закупки, подтверждает факт наличия множества производителей, изготавливающих товар с требуемыми для ОАО «РЖД» характеристиками, в том числе АО «Завод Энергозащитных Устройств», ООО Производственная Компания «Электротехника»;
- в отношении позиции 12 таблицы 2 Технического задания Документации Заявителем представлены характеристики товара производства ООО «Контакт» с механической разрушающей нагрузкой на товар 2,5кН., тогда как в техническом задании ОАО «РЖД» указана механическая разрушающая нагрузка на товар не менее 4кН. Анализ рынка, проведенный ОАО «РЖД» в рамках обжалуемой закупки, подтверждает факт наличия множества производителей, изготавливающих товар с требуемыми для ОАО «РЖД» характеристиками, в том числе ООО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «ЭНЕРГО-СТАНДАРТ», ООО «ЗЕТА «КОНТАКТ»;
- в отношении позиции 13 таблицы 2 Технического задания Документации Заявителем представлены характеристики товара производства ООО «Энергозащита» Армения с длиной заземляющего провода -12000мм., с длиной в упаковке 230см., с массой 12кг., тогда как в техническом задании ОАО «РЖД» указана длина заземляющего провода не менее 13000мм., длина в упаковке не более 165см., масса не более 11кг. Анализ рынка, проведенный ОАО «РЖД» в рамках обжалуемой закупки, подтверждает факт наличия множества производителей, изготавливающих товар с требуемыми для ОАО «РЖД» характеристиками, в том числе ООО «Веда Энерго», ООО Производственная Компания «Электротехника»;
- в отношении позиции 35 таблицы 2 Технического задания Документации Заявителем представлены характеристики товара производства ОАО «МЭТЗ» им. В.И. Козлова Республика Беларусь с потерей короткого замыкания 1970Вт, габаритными размерами: 1300x1555x795мм., тогда как в техническом задании ОАО «РЖД» указана потеря короткого замыкания не более 1920Вт, габаритные размеры: не менее 1200x1600x890мм., е более 1245x1610x895мм. Анализ рынка, проведенный ОАО «РЖД» в рамках обжалуемой закупки, подтверждает факт наличия множества производителей, изготавливающих товар с требуемыми для ОАО «РЖД» характеристиками, в том числе ООО «Завод ЭЛПРО», АО ГК «Электрощит» - ТМ Самара;
- согласно позиции 37 таблицы 2 Технического задания Документации Заявителем представлены характеристики товара производства ОАО «МЭТЗ» им. В.И. Козлова Республика Беларусь с шириной товара 106мм. и высотой 130мм., тогда как в техническом задании ОАО «РЖД» указана длина не более 80мм, высота не более 100мм. Анализ рынка, проведенный ОАО «РЖД» в рамках обжалуемой закупки, подтверждает факт наличия множества производителей, изготавливающих товар с требуемыми для ОАО «РЖД» характеристиками, в том числе ООО «Завод ЭЛПРО»;
- в отношении позиции 38 таблицы 2 Технического задания Документации Заявителем представлены характеристики товара производства ОАО «МЭТЗ» им. В.И. Козлова Республика Беларусь с длиной товара 155мм., тогда как в техническом задании ОАО «РЖД» указана длина не более 150мм. Анализ рынка, проведенный ОАО «РЖД» в рамках обжалуемой закупки, подтверждает факт наличия множества производителей, изготавливающих товар с требуемыми для ОАО «РЖД» характеристиками, в том числе ООО «Завод ЭЛПРО»;
- согласно позиции 39 таблицы 2 Технического задания Документации Заявителем представлены характеристики товара производства ОАО «МЭТЗ» им. В.И. Козлова Республика Беларусь с длиной товара 135мм. и высотой 140мм., тогда как в техническом задании ОАО «РЖД» указана длина не более 105мм, высота не более 115мм. Анализ рынка, проведенный ОАО «РЖД» в рамках обжалуемой закупки, подтверждает факт наличия множества производителей, изготавливающих товар с требуемыми для ОАО «РЖД» характеристиками, в том числе ООО «Завод ЭЛПРО», ООО ТД «СФЕРА».;
- согласно позиции 41 таблицы 2 Технического задания Документации Заявителем представлены характеристики товара производства ОАО «МЭТЗ» им. В.И. Козлова Республика Беларусь с шириной товара 106мм. и высотой 130мм., тогда как в техническом задании ОАО «РЖД» указана ширина не более 80мм, высота не более 100мм. Анализ рынка, проведенный ОАО «РЖД» в рамках обжалуемой закупки, подтверждает факт наличия множества производителей, изготавливающих товар с требуемыми для ОАО «РЖД» характеристиками, в том числе ООО «Завод ЭЛГТРО», ООО ТД «СФЕРА»;
- в отношении же позиции 87 таблицы 2 Технического задания Документации Заявителем представлена вырезка описания технического задания, т.е. указаны не все характеристики товара. В действительности в техническом задании Документации помимо диаметра прописана масса и длинна товара. Анализ рынка, проведенный ОАО «РЖД» в рамках обжалуемой закупки, подтверждает факт наличия множества производителей, изготавливающих товар с требуемыми для ОАО «РЖД» характеристиками, кроме АО «АИЗ», указанного Заявителем, такими компаниями являются ООО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «ЭНЕРГО-СТАНДАРТ», ООО «ЗЕТА «КОНТАКТ».
При этом со стороны Заявителя в рамках данного довода не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.
На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанные доводы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ООО "ПСМ" (вх. №33999-ЭП/22 от 30.12.2022) на действия заказчика ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства №5051/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора на поставку продукции высоковольтной, сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ОАО «РЖД» нарушений при организации и при проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПСМ" (вх. №33999-ЭП/22 от 30.12.2022) на действия заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства №5051/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора на поставку продукции высоковольтной необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.