Решение №78/9820/19, 78/9821/19 Т02-176/19 по жалобе ООО «ГК «Специалист» от 26 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-176/19
21 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО «ГК «Специалист» (далее — Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.03.2019 вх.№ 7098-ЭП/19) ООО «ГК «Специалист» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31907570172 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга», включая документацию на проведение открытого конкурса (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее – Положение о закупках), версия 24 от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 000 000 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
25.02.19 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
13.03.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
20.03.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д.56, литера АК, 2 этаж, Малый конференц-зал «Диалог» |
2. В жалобе Заявитель оспаривает установление Организатором торгов в п. 4.1. тома 2 Документации требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, что, по мнению Заявителя, влечет необоснованное ограничение конкуренции.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/8490/18 от 18 марта 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Пунктом 1 извещения о Закупке установлено, что предмет конкурса: право заключения договора на тему: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Согласно п. 7 извещения о Закупке подробное описание порядка проведения конкурса, условий Договора, требований к Участникам, а также требований к порядку подтверждения соответствия этим требованиям, содержатся в Конкурсной документации, являющейся неотъемлемой частью настоящего извещения.
В соответствии с п. 7 тома 3 Документации Организатором торгов приводятся следующие требования к количественным характеристикам (объему) работ:
1. Сбор и обобщение информации о геолого-гидрогеологических условиях участков скважинных водозаборов в п. Молодежное Курортного района С-Петербурга;
2. Составление 2-х проектов на геологическое изучение участков недр: 1- п. Молодежное Курортного района С-Петербурга, 2 - г. Красное Село, тер. Хвойный Красносельского района С-Петербурга (далее – 2 проекта) в соответствии с Правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых от 14.07.2016 г. № 352;
3. Направление и сопровождение 2-х проектов на государственную экспертизу в ФГКУ «Росгеолэкспертиза»;
4. Регистрация работ по геологическому изучению недр в Департаменте по недропользованию по СЗФО, на континентальном шельфе и в Мировом океане «Севзапнедра» в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами от 03.04.2013 № 121;
5. Проведение и интерпретация результатов опытно-фильтрационных работ (ОФР) по скважинам на участке Хвойный (1 кустовая и 1 одиночная откачки);
6. Отбор и анализ проб воды на химический, бактериологический и радиологический анализы из 2-х скважин по нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01, НРБ-99/2009, ГН 2.1.5.1315-03– не менее 4-х анализов;
7. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы протоколов анализов проб воды;
8. Разработка отчета «Оценка эксплуатационных запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения территории Хвойный» в соответствии с «Требованиями к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (далее Отчет). Категория запасов В. Оформление отчета в 4-х экз.;
9. Направление Отчета на экспертизу в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых и его сопровождение (работа с экспертами);
10. Составление проекта разработки месторождения по участку Хвойный месторождения Ижорское в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 27.10.2010 г. № 463. Оформление проекта в 3-х экз.
Обязательным условием является наличие действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Оплата экспертиз, информационных услуг, консультаций, получение дополнительных исходных данных во внешних организациях и транспортные расходы осуществляются Подрядчиком за счет средств договора.
Пунктом 4.1 тома 2 Документации установлено, что участник конкурса должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом конкурса:
Наличие действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
В п. 4.1 тома 2 Документации также указано, что требование установлено пунктом 45 статьи 12 главы 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ ("Российская газета", № 97, 06.05.2011, «Парламентская газета» № 23, 13.05.2011, «Собрание законодательства Российской федерации» № 19, 09.05.2011, ст.2716).
Согласно п. 7.6 тома 2 Документации в состав заявки включается документ, подтверждающий соответствие участника требованиям, установленным пунктом 4.1 Тома 2, а именно, действующая лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
Непредставление в составе заявки указанного документа влечет отклонение такого участника на основании п. 28 тома 1 Документации.
Заявитель в жалобе указал, что согласно Документации наличие лицензии чрезмерно, так как требуется лишь при осуществлении анализа проб воды на химический, бактериологический и радиологический анализы, однако указанные работы, выполняемые за счет подрядчика, выполняются привлеченными организациями-субподрядчиками.
Представители Организатора торгов пояснили, что наличие лицензии на право осуществления деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации необходимо исполнителю по договору как для анализа, так и для отбора проб воды, при этом, данные виды работ входят в предмет договора согласно пп. 6 п. 7 тома 3 Документации.
Вместе с тем, перечень работ, осуществляемых по договору в рамках Закупки, включается в себя выполнение разных иных видов работ, тогда как отбор и анализ проб воды на химический, бактериологический и радиологический анализы не представляет значительную часть из общего объема работ.
Согласно п. 45 ст. 12 гл. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ выполнение работ по отбору и анализу проб воды требует от исполнителя наличия действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1.1. Проекта договора Документации Подрядчик обязан выполнить работы надлежащего качества, в соответствии с требованиями, установленными Техническим заданием и нормативными и нормативно-техническими документами.
При этом, согласно п. 3.1.9 Проекта договора Документации Исполнитель по договору вправе привлечь субподрядчика для выполнения работ по договору без предварительного согласования с Заказчиком по договору.
Таким образом, с учетом требований действующего законодательства и условий Проекта договора Документации, Исполнитель по договору не вправе осуществлять отбор и анализ проб воды на химический, бактериологический и радиологический анализы без действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, равно как и привлечь к выполнению работ по отбору и анализу проб воды на химический, бактериологический и радиологический анализы субподрядчика, не обладающего указанной лицензией.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что указанные в п. 4.1 Тома 2 Документации требования об обязательном наличии действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, предъявляемые к участнику Закупки, при наличии предусмотренных законом требований к Исполнителю по договору согласно Проекту договора Документации, являются чрезмерными и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, неправомерно лишая потенциальных участников Закупки права привлечения субподрядной организации для выполнения отбора и анализа проб воды на химический, бактериологический и радиологический анализы в рамках заключенного договора или по результатам участия в процедуре Закупки.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях организатора торгов по неправомерному установлению в п. 4.1 Тома 2 Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 13.03.2019 вх.№ 7098-ЭП/19) ООО «ГК «Специалист» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 13.03.2019 вх.№ 7098-ЭП/19) ООО «ГК «Специалист» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи, допущенное путем неправомерного установления в п. 4.1 Тома 2 Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
3. Организатору торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) выдать предписание об устранении выявленных нарушений организации и проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) путем проведения и завершения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) без учета требования п. 4.1 тома 2 документации о Закупке.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
21 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 21.03.2019 № Т02-176/19 по жалобе на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) путем проведения и завершения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) без учета требования п. 4.1 тома 2 документации о Закупке.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 12 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.