Решение №78/9820/19, 78/9821/19 Т02-176/19 по жалобе ООО «ГК «Специалист» от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-176/19

 

21 марта 2019 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее - Организатор торгов) <...>;

ООО «ГК «Специалист» (далее — Заявитель) <...>;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.03.2019 вх.№ 7098-ЭП/19) ООО «ГК «Специалист» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

25 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31907570172 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга», включая документацию на проведение открытого конкурса (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее – Положение о закупках), версия 24 от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

3 000 000 ,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

25.02.19

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.03.2019 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

20.03.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д.56, литера АК, 2 этаж, Малый конференц-зал «Диалог»

 

2. В жалобе Заявитель оспаривает установление Организатором торгов в п. 4.1. тома 2 Документации требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, что, по мнению Заявителя, влечет необоснованное ограничение конкуренции.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/8490/18 от 18 марта 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Пунктом 1 извещения о Закупке установлено, что предмет конкурса: право заключения договора на тему: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Согласно п. 7 извещения о Закупке подробное описание порядка проведения конкурса, условий Договора, требований к Участникам, а также требований к порядку подтверждения соответствия этим требованиям, содержатся в Конкурсной документации, являющейся неотъемлемой частью настоящего извещения.

В соответствии с п. 7 тома 3 Документации Организатором торгов приводятся следующие требования к количественным характеристикам (объему) работ:

1. Сбор и обобщение информации о геолого-гидрогеологических условиях участков скважинных водозаборов в п. Молодежное Курортного района С-Петербурга;

2. Составление 2-х проектов на геологическое изучение участков недр: 1- п. Молодежное Курортного района С-Петербурга, 2 - г. Красное Село, тер. Хвойный Красносельского района С-Петербурга (далее – 2 проекта) в соответствии с Правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых от 14.07.2016 г. № 352;

3. Направление и сопровождение 2-х проектов на государственную экспертизу в ФГКУ «Росгеолэкспертиза»;

4. Регистрация работ по геологическому изучению недр в Департаменте по недропользованию по СЗФО, на континентальном  шельфе и в Мировом океане «Севзапнедра»  в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами от 03.04.2013 № 121;

5. Проведение и интерпретация результатов опытно-фильтрационных работ (ОФР) по скважинам на участке Хвойный (1 кустовая и 1 одиночная откачки);

6.  Отбор и анализ проб воды на химический, бактериологический и радиологический  анализы из 2-х скважин по нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01, НРБ-99/2009,  ГН 2.1.5.1315-03– не менее 4-х анализов;

7. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы протоколов анализов проб воды;

8. Разработка отчета «Оценка эксплуатационных запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения территории Хвойный» в соответствии с «Требованиями к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (далее Отчет). Категория запасов В. Оформление отчета в 4-х экз.;

9. Направление Отчета на экспертизу в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых и его сопровождение (работа с экспертами);

10. Составление проекта разработки месторождения по участку Хвойный месторождения Ижорское в соответствии с  требованиями  Приказа Минприроды России от 27.10.2010 г. № 463. Оформление проекта в 3-х экз.

Обязательным условием является наличие действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Оплата экспертиз, информационных услуг, консультаций, получение дополнительных исходных данных во внешних организациях и транспортные расходы осуществляются Подрядчиком за счет средств договора.

Пунктом 4.1 тома 2 Документации установлено, что участник конкурса должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом конкурса:

Наличие действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

В п. 4.1 тома 2 Документации также указано, что требование установлено пунктом 45 статьи 12 главы 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ ("Российская газета", № 97, 06.05.2011, «Парламентская газета» № 23, 13.05.2011, «Собрание законодательства Российской федерации» № 19, 09.05.2011, ст.2716).

Согласно п. 7.6 тома 2 Документации в состав заявки включается документ, подтверждающий соответствие участника требованиям, установленным пунктом 4.1 Тома 2, а именно, действующая лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Непредставление в составе заявки указанного документа влечет отклонение такого участника на основании п. 28 тома 1 Документации.

Заявитель в жалобе указал, что согласно Документации наличие лицензии чрезмерно, так как требуется лишь при осуществлении анализа проб воды на химический, бактериологический и радиологический анализы, однако указанные работы, выполняемые за счет подрядчика, выполняются привлеченными организациями-субподрядчиками.

Представители Организатора торгов пояснили, что наличие лицензии на право осуществления деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации необходимо исполнителю по договору как для анализа, так и для отбора проб воды, при этом, данные виды работ входят в предмет договора согласно пп. 6 п. 7 тома 3 Документации.

Вместе с тем, перечень работ, осуществляемых по договору в рамках Закупки, включается в себя выполнение разных иных видов работ, тогда как отбор и анализ проб воды на химический, бактериологический и радиологический  анализы не представляет значительную часть из общего объема работ.

Согласно п. 45 ст. 12 гл. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ выполнение работ по отбору и анализу проб воды требует от исполнителя наличия действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.1.1. Проекта договора Документации Подрядчик обязан выполнить работы надлежащего качества, в соответствии с требованиями, установленными Техническим заданием и нормативными и нормативно-техническими документами.

При этом, согласно п. 3.1.9 Проекта договора Документации Исполнитель по договору вправе привлечь субподрядчика для выполнения работ по договору без предварительного согласования с Заказчиком по договору.

Таким образом, с учетом требований действующего законодательства и условий Проекта договора Документации, Исполнитель по договору не вправе осуществлять отбор и анализ проб воды на химический, бактериологический и радиологический  анализы без действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, равно как и привлечь к выполнению работ по отбору и анализу проб воды на химический, бактериологический и радиологический  анализы субподрядчика, не обладающего указанной лицензией.

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что указанные в п. 4.1 Тома 2 Документации требования об обязательном наличии действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, предъявляемые к участнику Закупки, при наличии предусмотренных законом требований к Исполнителю по договору согласно Проекту договора Документации, являются чрезмерными и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, неправомерно лишая потенциальных участников Закупки права привлечения субподрядной организации для выполнения отбора и анализа проб воды на химический, бактериологический и радиологический  анализы в рамках заключенного договора или по результатам участия в процедуре Закупки.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях организатора торгов по неправомерному установлению в п. 4.1 Тома 2 Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 13.03.2019 вх.№ 7098-ЭП/19) ООО «ГК «Специалист» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 13.03.2019 вх.№ 7098-ЭП/19) ООО «ГК «Специалист» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи, допущенное путем неправомерного установления в п. 4.1 Тома 2 Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

 

3. Организатору торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) выдать предписание об устранении выявленных нарушений организации и проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) путем проведения и завершения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) без учета требования п. 4.1 тома 2 документации о Закупке.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

21 марта 2019 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 21.03.2019 № Т02-176/19 по жалобе на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) путем проведения и завершения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка технической документации по недропользованию по участкам скважинных водозаборов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение №31907570172) без учета требования п. 4.1 тома 2 документации о Закупке.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 12 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны