Решение №78/22976/23 принятое по жалобе физического лица от 19 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

физического лица 

Резолютивная часть решения оглашена «14» сентября 2023

В полном объеме решение изготовлено «19» сентября 2023 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии.

В присутствии посредством видеоконференцсвязи физического лица (далее — Заявитель), Домнышевой Т.В. (далее — Организатор торгов); представителя ООО «Тендер Гарант» (далее — Оператор электронной площадки, ОЭП).

В отсутствие представителя Заявителя Чегункова Д.Ю., надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобы физического лица  (вх.№22974-ЭП/23 от 07.09.2023, вх.№22667-ЭП/23 от 05.09.2023) на действия Организатора торгов – Конкурсного управляющего Домнышевой Т.В. при организации и проведении торгов посредством публичного предложения (извещение размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru/ №11830514 лот №1 и на сайте оператора электронной площадки https://www.tendergarant.com/ №0003739 лот №1), документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение опубликовано на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://old.bankrot.fedresurs.ru/ №11830514 лот №1 (далее — ЕФРСБ) и на сайте электронной площадки https://www.tendergarant.com/ №0003739 лот №1).

Предметом торгов по лоту является:

Права требования (дебиторская задолженность) к: ООО «НЕВСКОЕ» в сумме 2 407 000, 00 руб.;ООО «ПАРИТЕТ» в сумме 2 700 000, 00 руб.;ООО «Гелиос СПБ» в сумме 13 976 410, 30 руб.; ООО «Северная столица» в сумме 6 000 000 руб.

Дата начала первого интервала: 03.07.2023 00:00

Дата окончания последнего интервала: 04.09.2023 00:00

Дата публикации сообщения о проведении торгов: 01.07.2023

Начальная цена: 22 575 069,30 руб.

Заявитель в жалобе указывает, что Организатор торгов неправмерно отменил торги, указывая на наличие технического сбоя на электронной площадке.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 N 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 N ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее –Приказ).

Заявитель в жалобе указывает, что Организатор торгов в нарушение норм действующего законодательства отменил торги в связи с техническим сбоем на электронной площадке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 14 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Для проведения торгов Организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие, в том числе, бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.

Порядком регламентировано проведение торгов в электронной форме, в том числе порядок действий при возникновении технического сбоя на электронной торговой площадке.

Как установлено Комиссией на интервале с 25.08.2023 00:00 по 30.08.2023 00:00 Заявителем была подана заявка на участие в торгах 29.08.2023 23:58 и внесен задаток в размере 225 759,69 руб.

30.08.2023 Организатором торгов посредством ЭТП автоматически был сформирован Протокол об определении участников торгов по лоту № 1 (Публичное предложение № 3739).

Согласно Протоколу об определении участников торгов от 30.08.2023 к участию в торгах было допущено три участника:

1. <...>;

2. <...>;

3. <...>

Организатор торгов пояснил, что после формирования Протокола об определении участников торгов от 30.08.2023 от участника торгов (Пасько А.В., далее — Участник торгов) было получено уведомление, согласно которому на сайте 29.08.2023г. в 23 час. 05 мин. во время осуществления действий по отзыву тренировочной заявки и подачи нового предложения о приобретении прав требований произошел технический сбой.

Пунктом 6.2 Порядка предусмотрено, что при возникновении технического сбоя в работе электронной площадки, препятствующего проведению торгов (далее - технический сбой), оператор электронной площадки размещает на электронной площадке в соответствии с подпунктом "ж" пункта 8.1 настоящего Порядка информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и точного времени возникновения технического сбоя, предполагаемых сроков его устранения.

После возобновления работы электронной площадки оператор электронной площадки в соответствии с подпунктом "ж" пункта 8.1 настоящего Порядка размещает на электронной площадке информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и времени возобновления работы электронной площадки, о мерах, принятых оператором для устранения технического сбоя. Указанная информация в форме электронного сообщения одновременно с ее размещением на электронной площадке направляется организаторам торгов, лицам, представившим заявки на участие в торгах, участникам торгов, проведению которых препятствовал технический сбой.

Организатор торгов принимает решение об установлении новых сроков, предусмотренных при проведении торгов, с учетом положений пунктов 6.2.1 и 6.2.2 настоящего Порядка и направляет такое решение оператору электронной площадки в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, не позднее десяти рабочих дней со дня получения от оператора электронной площадки информации о возобновлении работы электронной площадки.

Таким образом, из приведенных положений Порядка следует, что установление новых сроков подачи заявок на участие в Торгах возможно исключительно при наличии совокупности обстоятельств, указанных в пункте 6.2 Порядка, в отсутствие доказанности факта технического сбоя не подлежат применению положения пункта 6.2. Порядка в части установления новых сроков подачи заявок на участие в Торгах.

Представитель ОЭП на заседании Комиссии пояснил, что на ЭТП был технический сбой в период с 29.08.2023 23:05 по 29.08.2023 23:48, о чем было размещено информационное сообщение.

Таким образом, у участника торгов имелась возможность в установленные сроки подачи заявки на интервале с 25.08.2023 00:00 по 30.08.2023 00:00 повторно подать заявку.

30.08.2023 в 08:40 Организатором торгов был сформирован и подписан о результатах проведения открытых торгов по лоту №1 (публичное предложение №3739) согласно которому Заявитель был признан победителем торгов, предложивший максимальную цену за имущество (2 857 506, 93 руб.), а Участником торгов была преложена цена в размере — 2 257 506, 93 руб.

Вместе с тем, Организатор торгов направил письмо ОЭП об отмене торгов по извещению №0003739 лот №1, а также опубликовал на ЕФРСБ сообщение №12345752 от 01.09.2023 об отмене торгов.

Комиссия отмечает, что ни Организатором, ни Участником торгов не представлено достаточных и достоверных доказательств невозможности подачи заявки в выше указанный интервал.

Исходя из изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Организатора торгов нарушения пункта 6.2 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу физического лица обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 6.2 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495.

3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны