Решение №04/31852/23 принятое по жалобе ООО "Фарм Стар" от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Фарм Стар»

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» декабря 2023

В полном объеме решение изготовлено «12» декабря 2023 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

<...> – начальника отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии.

В присутствии представителя ООО «Фарм Стар» (далее — Заявитель), представителя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее — Организатор торгов).

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО «Фарм Стар» (вх. №29955-ЭП/23 от 21.11.2023) на действия Организатора торгов – Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при организации и проведении торгов в форме открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования для использования участка акватории реки Ждановки (извещение размещено на сайте https://torgi.gov.ru/ №22000171920000000025, лот №1), документы и сведения по торгам, представленные сторонами,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение №22000171920000000025 о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее – сайт торгов).

Предметом торгов является:

Лот №1 Приобретение права на заключение договора водопользования для использования участка акватории реки Ждановки для размещения плавучего объекта (плавучей гостиницы).

Предоставляемый участок акватории имеет площадь 0,001031 км2, расположен в Петроградском районе Санкт-Петербурга, у правого берега реки Ждановки, прилегает к участку набережной реки Ждановки «Тучков мост — Ждановский мост», литера А, у спуска напротив дома № 2, литера А Петровского острова.

Начальная цена предмета аукциона: 13 910 рублей 54 копейки.

Шаг аукциона: 1 391 рубль 05 копеек.

Заявитель в жалобе указывает, что предмет открытого аукциона занят имуществом третьего лица, что препятствует проведению торгов в соответствии с нормами действующего законодательства.

Организатор торгов против доводов жалобы возражал, указав на то, что Аукцион проводился в соответствии с нормами действующего законодательства.

В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данного аукциона, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

Статья 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее — Водный кодекс) регулирует предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно части 1 статьи 12 Водного кодекса по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 16 Водного кодекса).

В силу части 2 статьи 12 Водного кодекса к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Частью 1 статьи 611 Гражданского кодекса арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (часть 1 статьи 615 Гражданского кодекса).

Пунктом 3 статьи 16 Водного кодекса установлено, что порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановление Правительства РФ от 22.12.2022 № 2378 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (далее - Правила), настоящие Правила определяют порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее — аукцион).

Согласно подпункту а) пункта 5 Правил при проведении аукциона не допускается создание преимущественных условий для отдельных лиц или группы лиц, в том числе предоставление доступа к конфиденциальной информации.

В соответствии с пунктом 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Пунктом 18 Правил установлено, что к документации должен быть приложен проект договора водопользования.

Организатором торгов, во исполнение вышеуказанного пункта Правил, опубликован проект договора водопользования.

Разделом 3 проекта договора определены права и обязанности сторон, в том числе:

организатор торгов имеет право на беспрепятственный доступ к водному объекту в месте осуществления водопользования и в границах предоставленной в пользование части водного объекта, к производственным и иным объектам, сооружениям и оборудованию, посредством которых осуществляется водопользование, с целью проверки выполнения Водопользователем условий настоящего Договора.

Водопользователь обязан:

приступить к водопользованию с момента заключения Договора;

содержать в исправном состоянии эксплуатируемые им гидротехнические и иные сооружения;

своевременно осуществлять мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций;

не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

предоставить в месячный срок с даты государственной регистрации настоящего договора водопользования в государственном водном реестре в адрес ФБУ «Администрация «Волго-Балт» паспорт на палы с расчетом нормативных нагрузок, подтверждающих безопасность швартовки плавучего объекта, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623;

соблюдать и выполнять требования Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон», связанных с нахождением участка акватории в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОЗРЗ-1(07) объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга;

не использовать Сооружение – набережная реки Ждановки (расположенное по адресу: Санкт-Петербург, участок набережной реки Ждановки «Тучков мост - Ждановский мост», литера А), находящиеся в непосредственной близости к участку акватории реки Ждановки, без необходимых правоустанавливающих и/или правоудостоверяющих документов;

соблюдать установленные законодательством ограничения использования участков в границах зон с особыми условиями использования;

использовать участок акватории реки Ждановки с соблюдением охранных зон входящего в состав централизованной системы водоотведения тоннельного канализационного коллектора;

обеспечивать беспрепятственный круглосуточный допуск персонала, в том числе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», для проведения восстановительных, планово-предупредительных и иных работ на тоннельном канализационном коллекторе;

не предъявлять претензии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в случае возникновения аварийных ситуаций на тоннельном канализационном коллекторе;

обеспечивать беспрепятственный допуск персонала для проведения
аварийно-восстановительных и иных работ на объектах, в отношении которых установлены охранные зоны;

согласовывать планировочное решение по размещению объектов на участках, расположенных (частично или полностью) в границах зон с особыми условиями использования, с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, при необходимости обеспечить вынос инженерных сетей в установленном порядке;

возмещать вред, нанесенный третьим лицам, электросетевым объектам, сетям инженерно-технического обеспечения при размещении объектов в охранных зонах, в том числе при возникновении аварийных ситуаций;

осуществлять демонтаж объектов, установленных в зонах с особыми условиями использования, в сроки, установленные в требовании (уведомлении) организации, осуществляющей эксплуатацию объекта, в отношении которого установлена соответствующая охранная зона.

Согласно пункту 28 Договора водопользования, что при прекращении права пользования водным объектом Водопользователь обязан в срок, установленный дополнительным соглашением сторон (в срок установленный Организатором торгов, либо в срок, установленный решением суда):

28.1 прекратить использование водного объекта;

28.2. обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте;

28.3. осуществить мероприятия по охране окружающей среды, связанные с прекращением использования водного объекта.

Пункт 28 Договора водопользования накладывает определенные обязанности не только на Водопользователя, а также и на Организатора торгов, в части контроля за прекращением использования водного объекта.

Действуя разумно, добросовестно и осмотрительно Организатор торгов в целях контроля пункта 28 Договора должен произвести осмотр реализуемого объекта водопользования, а также удостовериться в отсутствие имущества третьих лиц для дальнейшей реализации участка акватории на торгах.

Рассматриваемый участок акватории реки Ждановки был предоставлен Комитетом в пользование ИП Боброву И.А. (далее — победитель торгов) на основании договора водопользования от 23.03.2016 №379-Д со сроком действия до 04.04.2021.

Организатор торгов пояснил, что документация об аукционе разрабатывается и утверждается организатором аукциона (пункт 17 Правил), при этом Организатором торгов была разработана аукционная документация с учетом документов, предоставленных победителем торгов.

При этом во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах», срок действия Договора водопользования был продлен в 2021 году — по 03.04.2022, в 2022 году — до 02.04.2023. Таким образом, в период с 03.04.2023 ИП Бобров И.А. в отсутствие заключенного договора водопользования незаконно использовал акваторию реки Ждановки.

К моменту размещения извещения о проведении аукциона (18.08.2023) Организатор торгов располагал достоверной информацией о том, что на данном участке акватории реки Ждановки размещен плавучий объект (плавучая гостиница).

Согласно подпункту а) пункта 5 Правил при проведении аукциона не допускается создание преимущественных условий для отдельных лиц или группы лиц, в том числе предоставление доступа к конфиденциальной информации.

В силу пункта 19.2 проекта договора водопользования Водопользователь обязан приступить к водопользованию с момента заключения Договора.

При проведении вышеуказанных торгов преимущественное условие предоставлено победителю торгов - ИП Боброву И.А., что является нарушением подпункта а пункта 5 Правил, так как именно его имущество (плавучая гостиница) незаконно установлено на данном участке акватории и это единственное лицо, которое сможет приступить к водопользованию акватории с момента заключения договора.

В случае победы иных участников аукциона на них будут наложены дополнительные финансовые и иные обременения по вывозу имущества третьего лица, а так же невозможность эксплуатации акватории с момента подписания договора.

Целью проведения аукциона является привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц для получения максимальной цены за право заключения договора водопользования.

 

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В рассматриваемом случае Заявитель действовал добросовестно, учитывая обычаи делового оборота, и ожидал встречного добросовестного поведения со стороны Организатора торгов.

Исходя из положений приведенных норм законодательства, положений договора водопользования, Организатор торгов, принимая решение о предоставлении участка акватории водного объекта в пользование, должен оценить возможность использования акватории водного объекта, равно как и исполнимость положений договора водопользования

Организатор торгов, в свою очередь, соответствующих действий не предпринял, опубликовав недостоверные сведения о возможности аренды и эксплуатации участка акватории, в соответствии с договором.

 

Таким образом, Заявитель отказался от подписания договора водопользования, поскольку предмет торгов не соответствует указанному в сообщении о торгах.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о нарушении Организатором торгов подпункта а пункта 5 (создание преимущественный условий для ИП Боброва И.А.), пункта 6 (подготовка и заключение договора водопользования без учета ограничений и запретов установленных в отношении использования водного объекта, пункта 17 Правил (Организатором торгов разработана аукционная документация с учетом документов, предоставленных победителем торгов, а не самостоятельно) и пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса (отсутствие в извещение сведений о существующих обременениях, продаваемого имущества) и признании жалобы Заявителя обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Фарм Стар» обоснованной.

  2. Признать в действиях Организатора торгов – Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности нарушение подпункта а пункта 5, пункта 6, пункта 17 Правил, пункта 2 статьи 448 ГК РФ.

  3. Выдать обязательное для исполнения предписание Организатору торгов – Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности об устранении допущенных нарушений.

  4. Передать материалы рассмотренной жалобы уполномоченному должностному лицу отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны