Решение №78/29995/22 Т02-626/22 по жалобе ООО «Сибирский тендер» от 15 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-626/22
12 декабря 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>;
с участием представителей ООО «ПетербургГаз» (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей ООО «Сибирский тендер» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 05.12.2022 вх. №31025- ЭП/22) ООО «Сибирский тендер» на действия ООО «ПетербургГаз» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры (извещение №32211888660, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 ноября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32211888660 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры, включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "ПетербургГаз", версия 9 от 21.07.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
16 760 806,42 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
25.11.2022 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
05.12.2022 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
05.12.2022 (МСК) 06.12.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191180, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 90, корпус 1, лит.А, ОКАТО: 40000000000 |
2. Доводы жалобы.
1) По мнению Заявителя Заказчиком в Документации незаконно не установлена инструкция по предоставлению конкретных показателей поставляемого товара в первой части заявки в части указания показателей через знак «/», а также через знак запятая «,», что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку;
2) Заявитель сообщает, что примененные Заказчиком требования к характеристикам поставляемых кранов «Температура окружающей среды: -40 (С) ... +60 (С)» и «Диаметр D=20mm» не позволяют определить единицу измерения предъявляемого требования, определить применимость данного размера ко внутренней или внешней части крана на чертеже, и как следствие, идентифицировать поставляемый товар и принять решение об участии в Закупке;
3) По мнению Заявителя Заказчиком в Документации незаконно предъявляются требования к стране происхождения товара;
4) Заявитель полагает, что установление Заказчика требования о том, что товар должен быть изготовленным не ранее 2022 года, является ограничением конкуренции и нарушает положения Закона №135-ФЗ.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/28812/22 от 06 декабря 2022 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
ООО «ПетербургГаз» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
По первому доводу жалобы:
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В силу п. 3.1 Документации первая часть заявки на участие в закупке должна содержать предложение участника в отношении предмета закупки по Форме Приложения № I к настоящей документации».
Приложение № 1 к Документации содержит форму первой части заявки, а также указание на порядок заполнения каждого столбца таблицы, а именно:
- в столбце «Наименование (фирменное наименование) товара» Участник должен указать наименование предлагаемого к поставке товара без слов «или эквивалент».
- в столбце «Наименование производителя товара» Участник должен указать производителя предлагаемого товара.
- в столбце «Товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии)» Участник должен указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) предлагаемого товара.
- в столбце «Конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке» Участник должен указать значения показателей (характеристик) товара согласно требованиям соответствующего столбца в Техническом задании / Приложении к Техническому заданию.
- в столбце «Кол-во, шт.» Участник должен указать требуемое Заказчиком количество согласно соответствующему столбцу в Техническом задании / Приложении к Техническому заданию.
- в столбце «Наименование страны происхождения товара» Участник должен указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).
- сведения, которые содержатся в первой части заявки, не должны допускать двусмысленных толкований.
- в случае использования Заказчиком в описании предмета закупки указания на товарный знак, к поставке допускается эквивалентный товар (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 6.1. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и дополнительно оговоренных в Техническом задании). Эквивалент поставляемого товара допускается только в случае соответствия характеристик представленного участником товара с характеристиками товара, указанными в Техническом задании.
Представители Заказчика отметили, что в Документации Заказчиком конкретизировано единственное условие заполнения графы «Конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке», которое сформулировано следующим образом:
«Участник должен указать значения показателей (характеристик) товара согласно требованиям соответствующего столбца в Техническом задании/ Приложении к Техническому заданию», из которого следует, что порядок описания конкретных значений показателей предлагаемого к поставке товара остаётся на усмотрение участников Закупки.
При этом со стороны Заявителя в рамках данного довода не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.
Таким образом первый довод жалобы Заявителя также не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
В отношении второго довода жалобы:
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В п. 1 Приложения №3 к Документации содержится спецификация поставки.
Позициям 18-23 п. 1 Приложения №3 к Документации соответствуют краны шаровые газовые полнопроходные различных модификаций, при этом в описании товаров в числе прочего содержится требование к характеристике температуры окружающей среды: -40 (С) … +60 (С), установлены различные значения диаметров, кроме того, указанные позиции также сопровождаются технологическими эскизами.
Представители Заказчика пояснили, что при указании конкретного значения «Температура окружающей среды: -40 (С) ... +60 (С)» по позициям товаров № 18-23, Заказчиком чётко определен вид показателя - «Температура окружающей среды», формулировка которого полностью воспроизводится в каждом оспариваемом Заявителем пункте Технического задания Документации, что заведомо исключает неточности толкования и вероятность введения потенциальных участников в заблуждение.
Представители Заказчика также отметили, что конкретное значение показателя «Диаметр», установленное Заказчиком при описании позиций товаров № 18-23 согласуется со значением показателя «Условный проход запорной арматуры: Полный проход», аналогично указанным при описании характеристик каждого товара.
Термин «условный проход» является общепринятым техническим обозначением, как и имеющиеся разновидности шаровых кранов: полнопроходные и неполнопроходные, каждой из которых соответствует своё значение диаметра.
Представители Заказчика пояснили, что технические эскизы п. 1 Приложения №3 к Документации товаров являются информационными рисунками, позволяющими участникам Закупки лишь иденцифицировать внешний вид предполагаемых к поставке товаров, а не утвержденными чертежами, не предусматривающими доработки, который выполняются с помощью чертежных инструментов или специальных компьютерных программ.
При этом со стороны Заявителя в рамках данного довода не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.
Таким образом второй довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
В отношении третьего и четвертого доводов жалобы:
Согласно п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В п. 1 Приложения №3 к Документации в спецификации поставки установлено требование к стране происхождения товаров «Российская Федерация».
Представители Заказчика указали, что что с 01.07.2022 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ в положения пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-Ф3, а именно, из указанного пункта была исключена формулировка, запрещающая заказчикам указывать наименование страны происхождения товара в документации об осуществлении конкурентной закупки. Таким образом, в данном случае установление Заказчиком в Документации требования о стране происхождения товара «Российская Федерация» соответствует как правилам описания объекта закупки, изложенным в Законе № 223-Ф3, так и Положению о закупках.
Также согласно п. 2 Технического задания Документации определены требования к поставляемому товару, а именно:
Товар должен быть новым (не бывшим в употреблении), изготовленным не ранее 2022 года, быть свободным от прав и притязаний третьих лиц, не являться предметом иных договорных (контрактных) обязательств.
Поставляемый товар должен качественно выполнять свое функциональное предназначение, не иметь повреждений и дефектов, в том числе не влияющих на возможность использования Товара по назначению.
Товар должен строго соответствовать ассортименту, количеству, комплектности, техническим и функциональным характеристикам, указанным в настоящем Техническом задании.
Качество поставляемого товара должно быть подтверждено соответствующими сертификатами или иными документами, удостоверяющими его соответствие. Товар должен иметь:
- Руководство по эксплуатации;
- Сертификаты соответствия на конкретный или типовой вид продукции;
- Сертификат соответствия РФ – для товара импортного производства;
- Сертификат качества или другой документ (формуляр, паспорт и т.д.), удостоверяющий соответствие фактически поставляемого товара;
- Сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011);
- Технический паспорт (должен содержать следующую информацию: наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; условное обозначение изделия; гарантийный срок; дату приемки техническим контролем; дату отгрузки);
- Руководство по эксплуатации.
Предоставляемая документация (в т.ч. товаросопроводительная документация; руководства по эксплуатации; паспорта; сертификаты и т.д.) на поставляемый Товар должна быть составлена на русском языке.
Согласно пункту 3.5. Технического задания Документации гарантийный срок на поставляемый товар равен сроку, установленному заводом-изготовителем, но должен быть не менее 12 (двенадцати) месяцев с момента получения товара Покупателем.
Пунктом 3.3. Технического задания Документации установлено, что поставка товара осуществляется поэтапно, отдельными партиями, согласно заявкам Покупателя.
В соответствии с п. 11.1. Проекта договора Документации настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2023, а в части финансовых взаиморасчетов - до полного их урегулирования.
Представители Заказчика пояснили, что с учетом сроков, предоставленных Заказчику для проведения конкурсной процедуры, сроков заключения договора по итогам закупки, а также установленного Документацией периода поставки по заявкам, запорная арматура предполагается к поставке в течение 2023 года, из чего следует, что товар, произведенный ранее 2022 года не будет соответствовать ни условию о гарантийном сроке, ни потребностям Заказчика..
Представители Заказчика отметили, что установленная Форма Приложения № 1 заявки Документации не предусматривает предоставление участниками сведений о годе производства товара, поскольку в силу положений Закона № 223-ФЗ при подаче заявки участники не обязаны иметь товар в наличии.
При этом со стороны Заявителя в рамках данного довода не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.
Таким образом третий и четвертый доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
4. Рассмотрев жалобу (от 05.12.2022 вх. №31025- ЭП/22) ООО «Сибирский тендер» на действия ООО «ПетербургГаз» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры (извещение №32211888660), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ООО «ПетербургГаз» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 05.12.2022 вх. №31025- ЭП/22) ООО «Сибирский тендер» на действия ООО «ПетербургГаз» (ИНН 7838017541, ОГРН 1047833005406) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры (извещение №32211888660) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.