Решение №78/29995/22 Т02-626/22 по жалобе ООО «Сибирский тендер» от 15 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-626/22

 

12 декабря 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>;

с участием представителей ООО «ПетербургГаз» (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;

в отсутствие представителей ООО «Сибирский тендер» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 05.12.2022 вх. №31025- ЭП/22) ООО «Сибирский тендер» на действия ООО «ПетербургГаз» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры (извещение №32211888660, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

25 ноября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32211888660 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры, включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "ПетербургГаз", версия 9 от 21.07.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

16 760 806,42  ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

25.11.2022 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

05.12.2022 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

05.12.2022 (МСК)

06.12.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191180, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 90, корпус 1, лит.А, ОКАТО: 40000000000

 

2. Доводы жалобы.

1) По мнению Заявителя Заказчиком в Документации незаконно не установлена инструкция по предоставлению конкретных показателей поставляемого товара в первой части заявки в части указания показателей через знак «/», а также через знак запятая «,», что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку;

2) Заявитель сообщает, что примененные Заказчиком требования к характеристикам поставляемых кранов «Температура окружающей среды: -40 (С) ... +60 (С)» и «Диаметр D=20mm» не позволяют определить единицу измерения предъявляемого требования, определить применимость данного размера ко внутренней или внешней части крана на чертеже, и как следствие, идентифицировать поставляемый товар и принять решение об участии в Закупке;

3) По мнению Заявителя Заказчиком в Документации незаконно предъявляются требования к стране происхождения товара;

4) Заявитель полагает, что установление Заказчика требования о том, что товар должен быть изготовленным не ранее 2022 года, является ограничением конкуренции и нарушает положения Закона №135-ФЗ.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/28812/22 от 06 декабря 2022 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

ООО «ПетербургГаз» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

 

По первому доводу жалобы:

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В силу п. 3.1 Документации первая часть заявки на участие в закупке должна содержать предложение участника в отношении предмета закупки по Форме Приложения I к настоящей документации».

Приложение № 1 к Документации содержит форму первой части заявки, а также указание на порядок заполнения каждого столбца таблицы, а именно:

- в столбце «Наименование (фирменное наименование) товара» Участник должен указать наименование предлагаемого к поставке товара без слов «или эквивалент».

- в столбце «Наименование производителя товара» Участник должен указать производителя предлагаемого товара.

- в столбце «Товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии)» Участник должен указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) предлагаемого товара.

- в столбце «Конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке» Участник должен указать значения показателей (характеристик) товара согласно требованиям соответствующего столбца в Техническом задании / Приложении к Техническому заданию.

- в столбце «Кол-во, шт.» Участник должен указать требуемое Заказчиком количество согласно соответствующему столбцу в Техническом задании / Приложении к Техническому заданию.

- в столбце «Наименование страны происхождения товара» Участник должен указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

- сведения, которые содержатся в первой части заявки, не должны допускать двусмысленных толкований.

- в случае использования Заказчиком в описании предмета закупки указания на товарный знак, к поставке допускается эквивалентный товар (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 6.1. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и дополнительно оговоренных в Техническом задании). Эквивалент поставляемого товара допускается только в случае соответствия характеристик представленного участником товара с характеристиками товара, указанными в Техническом задании.

Представители Заказчика отметили, что в Документации Заказчиком конкретизировано единственное условие заполнения графы «Конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке», которое сформулировано следующим образом:

«Участник должен указать значения показателей (характеристик) товара согласно требованиям соответствующего столбца в Техническом задании/ Приложении к Техническому заданию», из которого следует, что порядок описания конкретных значений показателей предлагаемого к поставке товара остаётся на усмотрение участников Закупки.

При этом со стороны Заявителя в рамках данного довода не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

Таким образом первый довод жалобы Заявителя также не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

В отношении второго довода жалобы:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В п. 1 Приложения №3 к Документации содержится спецификация поставки.

Позициям 18-23 п. 1 Приложения №3 к Документации соответствуют краны шаровые газовые полнопроходные различных модификаций, при этом в описании товаров в числе прочего содержится требование к характеристике температуры окружающей среды: -40 (С) … +60 (С), установлены различные значения диаметров, кроме того, указанные позиции также сопровождаются технологическими эскизами.

Представители Заказчика пояснили, что при указании конкретного значения «Температура окружающей среды: -40 (С) ... +60 (С)» по позициям товаров № 18-23, Заказчиком чётко определен вид показателя - «Температура окружающей среды», формулировка которого полностью воспроизводится в каждом оспариваемом Заявителем пункте Технического задания Документации, что заведомо исключает неточности толкования и вероятность введения потенциальных участников в заблуждение.

Представители Заказчика также отметили, что конкретное значение показателя «Диаметр», установленное Заказчиком при описании позиций товаров № 18-23 согласуется со значением показателя «Условный проход запорной арматуры: Полный проход», аналогично указанным при описании характеристик каждого товара.

Термин «условный проход» является общепринятым техническим обозначением, как и имеющиеся разновидности шаровых кранов: полнопроходные и неполнопроходные, каждой из которых соответствует своё значение диаметра.

Представители Заказчика пояснили, что технические эскизы п. 1 Приложения №3 к Документации товаров являются информационными рисунками, позволяющими участникам Закупки лишь иденцифицировать внешний вид предполагаемых к поставке товаров, а не утвержденными чертежами, не предусматривающими доработки, который выполняются с помощью чертежных инструментов или специальных компьютерных программ.

При этом со стороны Заявителя в рамках данного довода не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

Таким образом второй довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

В отношении третьего и четвертого доводов жалобы:

Согласно п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В п. 1 Приложения №3 к Документации в спецификации поставки установлено требование к стране происхождения товаров «Российская Федерация».

Представители Заказчика указали, что что с 01.07.2022 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ в положения пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-Ф3, а именно, из указанного пункта была исключена формулировка, запрещающая заказчикам указывать наименование страны происхождения товара в документации об осуществлении конкурентной закупки. Таким образом, в данном случае установление Заказчиком в Документации требования о стране происхождения товара «Российская Федерация» соответствует как правилам описания объекта закупки, изложенным в Законе № 223-Ф3, так и Положению о закупках.

Также согласно п. 2 Технического задания Документации определены требования к поставляемому товару, а именно:

Товар должен быть новым (не бывшим в употреблении), изготовленным не ранее 2022 года, быть свободным от прав и притязаний третьих лиц, не являться предметом иных договорных (контрактных) обязательств.

Поставляемый товар должен качественно выполнять свое функциональное предназначение, не иметь повреждений и дефектов, в том числе не влияющих на возможность использования Товара по назначению.

Товар должен строго соответствовать ассортименту, количеству, комплектности, техническим и функциональным характеристикам, указанным в настоящем Техническом задании.

Качество поставляемого товара должно быть подтверждено соответствующими сертификатами или иными документами, удостоверяющими его соответствие. Товар должен иметь:

- Руководство по эксплуатации;

- Сертификаты соответствия на конкретный или типовой вид продукции;

- Сертификат соответствия РФ – для товара импортного производства;

- Сертификат качества или другой документ (формуляр, паспорт и т.д.), удостоверяющий соответствие фактически поставляемого товара;

- Сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011);

- Технический паспорт (должен содержать следующую информацию: наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; условное обозначение изделия; гарантийный срок; дату приемки техническим контролем; дату отгрузки);

- Руководство по эксплуатации.

Предоставляемая документация (в т.ч. товаросопроводительная документация; руководства по эксплуатации; паспорта; сертификаты и т.д.) на поставляемый Товар должна быть составлена на русском языке.

Согласно пункту 3.5. Технического задания Документации гарантийный срок на поставляемый товар равен сроку, установленному заводом-изготовителем, но должен быть не менее 12 (двенадцати) месяцев с момента получения товара Покупателем.

Пунктом 3.3. Технического задания Документации установлено, что поставка товара осуществляется поэтапно, отдельными партиями, согласно заявкам Покупателя.

В соответствии с п. 11.1. Проекта договора Документации настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2023, а в части финансовых взаиморасчетов - до полного их урегулирования.

Представители Заказчика пояснили, что с учетом сроков, предоставленных Заказчику для проведения конкурсной процедуры, сроков заключения договора по итогам закупки, а также установленного Документацией периода поставки по заявкам, запорная арматура предполагается к поставке в течение 2023 года, из чего следует, что товар, произведенный ранее 2022 года не будет соответствовать ни условию о гарантийном сроке, ни потребностям Заказчика..

Представители Заказчика отметили, что установленная Форма Приложения № 1 заявки Документации не предусматривает предоставление участниками сведений о годе производства товара, поскольку в силу положений Закона № 223-ФЗ при подаче заявки участники не обязаны иметь товар в наличии.

При этом со стороны Заявителя в рамках данного довода не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

Таким образом третий и четвертый доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 05.12.2022 вх. №31025- ЭП/22) ООО «Сибирский тендер» на действия ООО «ПетербургГаз» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры (извещение №32211888660), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ООО «ПетербургГаз» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 05.12.2022 вх. №31025- ЭП/22) ООО «Сибирский тендер» на действия ООО «ПетербургГаз» (ИНН 7838017541, ОГРН 1047833005406) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку запорной арматуры (извещение №32211888660) необоснованной.

 

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны