Решение №78/6918/24, 78/6919/24 Т02-126/24 по жалобе ООО "Вкусная рыба" от 19 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-126/24
14 марта 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ФГБОУ ВО ПГУПС (далее – Заказчик) и ООО "Вкусная рыба" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.03.2024 вх. №5422-ЭП/24) ООО "Вкусная рыба" на действия закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку свежей рыбы (2024-2025) (извещение №32413287582, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
15 февраля 2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32413287582 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку свежей рыбы (2024-2025) (далее – Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО ПГУПС, версия 22 от 16.06.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 527 255,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
15.02.24 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
28.02.2024 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
29.02.2024 06.03.2024 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
190031, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 9 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по необоснованному, по мнению Заявителя, отклонению заявки ООО "Вкусная рыба" согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.02.2024 № 32413287582-1.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №02/5850/24 от 06 марта 2024 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБОУ ВО ПГУПС относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 29.02.2024 № 32413287582-1 закупочной комиссией Заказчика принято решение об отклонении от участия в Закупке заявки ООО "Вкусная рыба" (№6) со следующей формулировкой:
«Несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации. В заявке не указан срок годности товара».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В силу п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
На основании п. 4.1.5 Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
4.1.5.1. согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
4.1.5.2. описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями аукционной документации;
4.1.5.3. при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
1) наименование страны происхождения товара (в случае если Заказчик при проведении аукциона установил приоритет);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает эквивалентный товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в аукционной документации.
4.1.5.4. Первая часть заявки на участие в аукционе, предусмотренная п. 4.1.5 настоящей документации, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор.
Наименование и характеристики товара приведены в п. 5 Технического задания Документации:
№ п/п |
Наименование продукта |
Характеристики товара |
Единица измерения |
Кол-во |
1 |
Филе рыбное свежемороженое Судак 500+, ГОСТ 3948-2016 |
размерный ряд -500+ |
кг |
700 |
2 |
Филе рыбное свежемороженое Лосось ГОСТ 3948-2016 |
вид разделки - филе на коже |
кг |
300 |
3 |
Мясо крабовое (палочки) мороженое ГОСТ 34432-2018 |
коробка до 25 кг |
кг |
500 |
Согласно п. 6 Технического задания Документации Заказчиком указано требование к сроку годности товара: срок годности поставляемого товара должен составлять не менее 90% от общего срока годности на день поставки товара соответствующей партии.
В п. 4.3 Документации содержится порядок заполнения сведений о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки для представления в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В силу п. 5.1.3 Документации по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 4.1.5 настоящей документации об аукционе, комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены подпунктами 2, 3, 4 пункта 12.1 Положения.
На основании п. 12.1 Положения о закупках комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:
1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 11.2 и (или) 11.4 настоящего Положения;
2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;
3) участник закупки не представил документы и (или) сведения (информацию), необходимые для участия в процедуре закупки;
4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
Представители Заказчика пояснили, что Заказчик является образовательной организацией, согласно ст.37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
Согласно возражениям Заказчика блюда для образовательных организаций должны готовиться в полном соответствии со специально разработанными рецептурами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации:
Требование к сроку годности обусловлено действующим законодательством при организации питания на базе образовательной организации и должны соответствовать требованиям нормативно-правовых и технических документов:
- Федеральному закону от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.11.2001 № 36;
- Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 №98;
- иным нормативным и нормативно-техническим документам.
Представители Заказчика пояснили, что указанный срок годности не менее 90% установлен в Документации в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в сфере закупок, требованиями, предъявляемыми к качеству продуктов при организации питания на базе образовательной организации, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика, вышеуказанный срок годности товаров установлен во избежание поставки просроченного (некачественного) товара.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что характеристики товара в полном объеме приведены в п. 5 Технического задания Документации, в свою очередь в Документации не содержится указаний на то, что представляемые в первой части заявки конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, должны включать и приведенные в п. 6 Технического задания Документации условия об остаточном сроке годности, определенные в отношении непосредственно поставляемого товара на день поставки товара соответствующей партии.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что первая часть заявки ООО "Вкусная рыба" была заполнена надлежащим образом, без каких-либо нарушений предъявляемых Заказчиком в Документации требований, и содержала конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Документации.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ООО "Вкусная рыба" согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.02.2024 № 32413287582-1 является незаконным, как принятое в порядке, противоречащем Документации и Положению о закупках.
На основании изложенного Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению от участия в Закупке заявки ООО "Вкусная рыба" согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.02.2024 № 32413287582-1 в порядке, не предусмотренном Документацией, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участнику закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 04.03.2024 вх. №5422-ЭП/24) ООО "Вкусная рыба" на действия закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО «ПГУПС» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку свежей рыбы (2024-2025) (извещение №32413287582), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО ПГУПС нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 04.03.2024 вх. №5422-ЭП/24) ООО "Вкусная рыба" на действия закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку свежей рыбы (2024-2025) (извещение №32413287582) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО «ПГУПС» (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку свежей рыбы (2024-2025) (извещение №32413287582) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участнику закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения от участия в Закупке заявки ООО "Вкусная рыба" согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.02.2024 № 32413287582-1 в порядке, не предусмотренном Документацией.
3. Заказчику ФГБОУ ВО ПГУПС (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку свежей рыбы (2024-2025) (извещение №32413287582) путем отмены составленных протоколов, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ФГБОУ ВО ПГУПС и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
14 марта 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 14.03.2024 № Т02-122/24 по жалобе на действия закупочной комиссии заказчика ФГБОУ ВО ПГУПС при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку свежей рыбы (2024-2025) (извещение №32413287582, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику ФГБОУ ВО ПГУПС (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку свежей рыбы (2024-2025) (извещение №32413287582), путем отмены составленных протоколов, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ФГБОУ ВО ПГУПС и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 15 апреля 2024 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.