Решение №78/10029/18 Решение по жалобе ООО «Тепличный комбинат, питомник «Колос» от 3 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-67/18

29 марта 2018 года                                                                      Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей ОАО «СПП «Нарвское» (далее – Организатор торгов); от ООО «Тепличный комбинат, питомник «Колос» (далее – Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. от 20.03.2018 № 6927-ЭП/18) ООО «Тепличный комбинат, питомник «Колос» на действия Организатора торгов ОАО «СПП «Нарвское» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку посадочного материала (саженцев деревьев, кустарников, рассады летников и двулетников) (извещение № 31806207264), заслушав пояснения,                                 

УСТАНОВИЛА:

02 марта 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31806207264 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку посадочного материала (саженцев деревьев, кустарников, рассады летников и двулетников) (далее – Закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «СПП «Нарвское» (далее – Положение о закупках) в редакции от 28.04.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена договора

43 593 778,58 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

02.03.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

22.03.2018 в 16:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок

(по местному времени заказчика)

23.03.2018 в 10:10 (МСК)

5.

Место рассмотрения заявок

198096, Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 15 корп.2

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31806207264 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

1) Неправомерно установленный ограничивающий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по подкритериям «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по содержанию и составу товара» и «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по объёму финансирования» критерия «Квалификация участника».

2) Незаконно ограничивающее объединение в один лот различного посадочного материала (саженцев, деревьев, кустарников).

3) Неправомерное установление незаконного порядка обоснования предложенной цены с указанием источников происхождения приобретаемых товаров при снижении ценового предложения на 20% и более от начальной (максимальной) цены договора. По мнению Заявителя, необходимость предоставления обоснования предложенной цены понуждает участника к предоставлению конфиденциальной информации.

4) В Приложение № 1 к Техническому заданию Документации в перечень поставляемого товара неправомерно включены растения, виды которых не включены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию и ввозу на территорию Российской Федерации.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

ОАО «СПП «Нарвское» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/8634/18 от 22.03.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

1) По первому доводу жалобы, о неправмерно установленном ограничивающем порядоке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по подкритериям «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по содержанию и составу товара» и «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по объёму финансирования» критерия «Квалификация участника», Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 5.4 Документации определены следующие критерии оценки заявок на участие в Закупке и их значимость:

Номер
критерия

Критерии оценки Заявок на участие в Конкурсе

Значимость в процентах

 

Коэффициент значимости (обозначение в формулах расчета рейтинга-КЗ_)

Сумма значимостей показателей оценки Заявок на участие в Конкурсе (в процентах)

Стоимостные критерии оценки:

 

1.

Цена договора, КЗЦ

40

0,4

_

Нестоимостные критерии оценки:

 

2.

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, КЗК

Показателями данного критерия оценки являются:

35

0,35

_

2.1.

Качество товара (число обоснованных Действий (описаний), предложенных Участником закупки, КЗо

100

1,0

100

3.

Квалификация Участников закупки,  опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, персонала определенного уровня квалификации, КЗКв

 

Показателями данного критерия оценки являются:

25

0,25

_

3.1.

Квалификация трудовых ресурсов (персонала), привлекаемого для выполнения договора КЗТР:

- наличие дипломов о высшем профессиональном образовании по следующим направлениям подготовки:

«Почвоведение»

«Агрохимия и агропочвоведение»

«Садоводство»

«Ландшафтная архитектура»

«Агрономия»

 «Плодоовощеводство».         

10

0,10

100

3.2.

Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по содержанию и составу товара, КЗСР.

40

0,40

3.3.

Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по объёму финансирования, КЗОФ.

40

0,40

3.4.

Деловая репутация Участника закупки, КЗДР.

10

0,10

Сумма значимостей критериев оценки Заявок на участие в Конкурсе

100

 

 

Подкритериями критерия «Квалификация участника» являются, в том числе, «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по содержанию и составу товара» и «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по объёму финансирования».

По подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по содержанию и составу товара» критерия «Квалификация участника» оценивается количество успешно исполненных контрактов (договоров) за 2017 г. с ценой каждого договора не менее 50%  начальной (максимальной) цены договора настоящего открытого конкурса, предметом которых является поставка товаров, сопоставимых c предметом закупки, подтвержденные копиями документов, включенными в состав заявки участника.

По подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по объёму финансирования» критерия «Квалификация участника» оценивается общая стоимость успешно исполненных контрактов (договоров), предметом которых является поставка товаров, сопоставимых c предметом закупки, с объемами финансирования не менее 50%  начальной (максимальной) цены договора настоящего открытого конкурса, за 2017 г.

Оценка по указанным подкритериям проводится на основе сведений, представленных участником Закупки, по которым документально подтверждено их успешное исполнение и объём финансирования. Сведения, представленные участником закупки, учитываются только в случае, если они подтверждены копией контракта/договора (включая приложения к контракту/договору, содержащие техническое задание и/или спецификацию) с приложением накладных, акта(ов) приемки с указанием стоимости и/или бухгалтерских актов сверки.

Представитель Организатора торгов пояснил, что не предоставление вышеуказанных сведений в составе заявки не будет являться основанием для не допуска к участию в Закупке. На основании документов, представленных участниками, Закупочная комиссия будет осуществлять оценку и сопоставление заявок и начислять баллы по подкритериям «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по содержанию и составу товара и «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по объёму финансирования» критерия «Квалификация участника».

Таким образом, предоставление документов для подтверждения соответствия подкритериям «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по содержанию и составу товара и «Опыт участника по успешной поставке товаров сопоставимого характера по объёму финансирования» критерия «Квалификация участника», установленным Документацией, не является основанием для отклонения заявки участника Закупки и не ограничивает участие в процедуре хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с предметом Закупки.

Кроме того, Комиссия СПб УФАС России полагает, что с учетом весомости критерия «Квалификация участника» в 25 %, участники имеют возможность конкурировать по критерию «Цена договора» с весомостью в 40%, а также критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» с весомостью в 35%.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений по первому доводу жалобы.

2) По второму доводу жалобы, о незаконно ограничивающем объединении в один лот различного посадочного материала (саженцев, деревьев, кустарников), Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В соответствии с Извещением, опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и п. 9.3 Информационной карты Документации предметом Закупки является поставка посадочного материала (саженцев деревьев, кустарников, рассады летников и двулетников).

Представитель Организатора торгов пояснил, что подлежащие к закупке саженцы деревьев, кустарников, рассады летников и двулетников являются посадочным материалом, то есть относится к одной категории закупаемых товаров.

В п. 9.10, п. 9.11 и п. 9.12 Информационной карты Документации установлены обязательные требования к участникам, а также документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям.

Комиссия СПб УФАС России установила, что Документация не содержит ограничений, которые бы повлияли на возможность потенциального участника поставить товар, являющийся предметом Закупки, таким образом, Заявитель, как и любой иной потенциальный участник Закупки, не ограничен в своем праве приобрести с целью поставки саженцы деревьев, кустарники, рассады летников и двулетников в том количестве, которое указано в Документации.

Таким образом, ввиду того, что Документация не содержит требований, ограничивающих участие в процедуре закупки потенциальных участников, осуществляющих свою деятельность в рамках предмета Закупки, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что действия Организатора торгов по объединению в один лот различного посадочного материала (саженцев, деревьев, кустарников) фактически не выступают ограничивающим фактором для подачи заявки на участие в Закупке, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов по второму доводу жалобы.

3) По третьему доводу жалобы, о неправомерном установлении незаконного порядка обоснования предложенной цены с указанием источников происхождения приобретаемых товаров при снижении ценового предложения на 20% и более от начальной (максимальной) цены договора, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Главы 2 Положения о закупках Закупочная комиссия в целях борьбы с демпингом при обнаружении заявок, стоимость которых ниже среднеарифметической цены всех поданных участниками заявок более чем на 20%, имеет право запросить дополнительные разъяснения порядка ценообразования и обоснованности такого снижения, а при отсутствии обоснованных разъяснений – отклонить поданную заявку.

Исходя из п. 9.1 Документации Закупочная комиссия вправе запросить у участника закупки, которым предложена цена договора, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, дополнительные разъяснения порядка ценообразования и обоснованности такого снижения цены в форме расчёта договорной цены с указанием источников происхождения приобретаемых товаров, а при отсутствии обоснованных разъяснений – отклонить поданное предложение.

Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что указанное требование является правом, а не обязанностью Закупочной комиссии. Закупочная комиссия Организатора торгов не может обязать участника предоставлять сведения, которые носят конфиденциальный характер.

При этом согласно п. 9.1 Документации надлежащим обоснованием снижения цены будет любая предложенная форма расчета цены с указанием источников происхождения приобретаемых товаров, например, страны происхождения товара.

Таким образом, установленные в п. 9.1 Документации условия не предполагают предоставления в адрес Закупочной комиссии Организатора торгов каких-либо конфиденциальных сведений для обоснования снижения предложенной участником цены и не выступают в качестве ограничивающего фактора для участия в Закупке.

На основании изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений по третьему доводу жалобы.

4) По четвертому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как указано выше, в соответствии с Извещением, опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и п. 9.3 Информационной карты Документации предметом Закупки является поставка посадочного материала (саженцев деревьев, кустарников, рассады летников и двулетников).

Приложением № 1 к Техническому заданию установлен ассортимент поставляемого товара, в том числе, саженцы деревьев, саженцы кустарников, рассада летников и двулетников.

В своей жалобе Заявитель ссылается на ст. 30 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» (далее – Закон № 149-ФЗ), согласно которой допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян сельскохозяйственных растений таких сортов могут использоваться в течение последующих двух лет. Указанные семена относятся к категории репродукционных.

Вместе с тем, следуя нормам Закона № 149-ФЗ, ст. 30 регулирует деятельность по производству, хранению, реализации и использованию семян, то есть материала, закупаемого для воспроизводства растений.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что в предмет Закупки не включены услуги по поставке семян.

Таким образом, посадочный материал для благоустройства территорий, являющийся предметом обжалуемой Закупки, не относится к воспроизводству растений и является готовым материалом, а значит, исключает необходимость учета наличия перечня закупаемого посадочного материала, установленного Приложением № 1 к Техническому заданию, в Государственном реестре селекционных достижений. Указанные в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации саженцы деревьев, кустарников, рассады летников и двулетников не запрещены к использованию и ввозу на территорию Российской Федерации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений по четвертому доводу жалобы.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (вх. от 20.03.2018 № 6927-ЭП/18) ООО «Тепличный комбинат, питомник «Колос» на действия Организатора торгов ОАО «СПП «Нарвское» (ИНН 7805403679, ОГРН 5067847164501) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку посадочного материала (саженцев деревьев, кустарников, рассады летников и двулетников) (извещение № 31806207264), необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны