Решение №78/12136/18, 78/12137/18 Решение и предписание по жалобе ООО «Сплав» от 18 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-103/18

16 апреля 2018 года                                                                      Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей ОАО «РЖД» (далее – Организатор торгов); от ООО «Сплав» (далее – Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. от 06.04.2018 № 8740-ЭП/18) ООО «Сплав» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1343/ОАЭ-ЦДМВ/18 на право заключения договора оказания услуг по уборке территорий и производственных помещений моторвагонных депо (извещение № 31806190467), заслушав пояснения,                                 

УСТАНОВИЛА:

28 февраля 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31806190467 о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1343/ОАЭ-ЦДМВ/18 на право заключения договора оказания услуг по уборке территорий и производственных помещений моторвагонных депо (далее – Закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупках) в редакции от 22.02.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.02.2018

2.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

21.03.2018 в 10:00 (МСК)

3.

Дата и время рассмотрения заявок

(по местному времени заказчика)

03.04.2018 в 09:00 (МСК)

4.

Место рассмотрения заявок

191023, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, д.2, каб. 531, 522

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31806190467 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном отклонении заявки ООО «Сплав» от участия в Закупке.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/10719/18 от 09.04.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Исходя из п. 7.1.7.5 Документации участником Закупки в аукционной заявке должны быть представлены, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения аукционной заявки (если в извещении и аукционной документации содержится данное требование): банковская гарантия  с приложением документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего гарантию от имени гаранта в соответствии с требованиями пункта 7.5.18 аукционной документации или платежное поручение о перечислении денежных средств. При предоставлении обеспечения заявки в форме банковской гарантии предоставляется оригинал банковской гарантии, при этом документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего гарантию от имени гаранта, должны быть представлены в виде оригиналов, нотариально заверенных копий или копий, заверенных уполномоченным лицом гаранта. При предоставлении обеспечения заявки в форме внесения денежных средств платежное поручение должно быть сканировано с оригинала или копии.

Согласно п. 7.5.19 Документации основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является несоответствие банковской гарантии условиям, изложенным в аукционной документации.

Из Протокола рассмотрения аукционных заявок № 1343/ОАЭ-ЦДМВ/18/1 от 03.04.2018 следует, что заявка ООО «Сплав» была отклонена по следующему основанию:

«На основании п. 7.5.19 Документации, в связи с представлением документа, предусмотренного п. 7.1.7.5 Документации, несоответствующего требованиям п. 7.5.17 Документации, а именно: банковская гарантия содержит условия требования о предоставлении бенефициаром гаранту вместе с требованием об осуществлении платежа каких-либо документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (судебных актов, претензий, писем, уведомлением), за исключением копии выданной гарантии, карточки с образцами подписей  уполномоченных лиц бенефициара, а именно: расчета суммы, включаемой в Требование платежа по Гарантии, подписанной единоличным исполнительным органом (или иным уполномоченным лицом) Бенефициара и заверенный печатью Бенефициара».

Как следует из п. 6 Извещения, являющегося неотъемлемой частью Документации, к участникам Закупки установлено требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в Закупке, способ обеспечения заявки установлен п. 7.5.1 Документации (банковская гарантия или внесение денежных средств). Размер обеспечения заявки составляет 1 500 000,00 (один миллион пятьсот тысяч) руб. 00 коп. Требования к банковской гарантии указаны в пунктах 7.5.10 - 7.5.17 Документации.

В соответствии с п. 7.5.1 Документации обеспечение аукционной заявки может быть представлено как в форме внесения денежных средств, так и в форме банковской гарантии.

При этом согласно п. 7.5.17 Документации при оформлении банковской гарантии не допускается включение в условия банковской гарантии требования о предоставлении бенефициаром гаранту вместе с требованием об осуществлении платежа каких-либо документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (судебных актов, претензий, писем, уведомлений), за исключением копии выданной гарантии, карточки с образцами подписей уполномоченных лиц бенефициара.

Представитель Организатора торгов пояснил, что заявка Заявителя была отклонена от участия в Закупке на основании включения в банковскую гарантию требования  о предоставлении бенефициаром гаранту при осуществлении платежа по гарантии расчета суммы, включаемой в требование платежа по гарантии, подписанной единоличным исполнительным органом (или иным уполномоченным лицом) бенефициара и заверенный печатью бенефициара.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Сплав», установила, что Заявителем в составе заявки была представлена Банковская гарантия № 056253 от 14.03.2018.

Комиссия СПб УФАС России также установила, что ни Документация, ни Положение о закупках не содержат условий, при которых участникам закупки, при обеспечении заявки в форме банковской гарантии, запрещено включать в условия банковской гарантии требование о предоставлении бенефициаром гаранту вместе с требованием об осуществлении платежа расчета суммы, включаемой в требование платежа по гарантии, подписанной единоличным исполнительным органом (или иным уполномоченным лицом) бенефициара и заверенный печатью бенефициара.

Вместе с тем в п. 7.5.17 Документации установлен исчерпывающий перечень документов, которые запрещено включать в требования о предоставлении бенефициаром гаранту вместе с требованием об осуществлении платежа, а именно: документы, подтверждающие неисполнение или ненадлежащее исполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (судебных актов, претензий, писем, уведомлений), при этом расчет суммы платежа не относится к документам, подтверждающим неисполнение или ненадлежащее исполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что Заявителем в составе заявки представлена Банковская гарантия № 056253 от 14.03.2018 полностью соответствующая требованиям к банковской гарантии, установленным в п. 7.5.10 - 7.5.17 Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о неправомерном отклонении Закупочной комиссией Организатора торгов заявки ООО «Сплав» от участия в Закупке и усматривает нарушения п. 2 ч. 1 и ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также предъявления к участникам закупки, требований, которые не указаны в документации о закупке, путем неправомерного отклонения заявки ООО «Сплав» от участия в Закупке.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1)      Признать жалобу (вх. от 06.04.2018 № 8740-ЭП/18) ООО «Сплав» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1343/ОАЭ-ЦДМВ/18 на право заключения договора оказания услуг по уборке территорий и производственных помещений моторвагонных депо (извещение № 31806190467), обоснованной.

2)      Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушения п. 2 ч. 1 и ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также предъявления к участникам закупки, требований, которые не указаны в документации о закупке, путем неправомерного отклонения заявки ООО «Сплав» от участия в Закупке.

3)      Выдать Закупочной комиссии Организатора торгов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, путем:

- отмены Протокола рассмотрения аукционных заявок № 1343/ОАЭ-ЦДМВ/18/1 от 03.04.2018;

- повторного проведения процедуры рассмотрения заявок в соответствии с требованиями, установленными Положением о закупках ОАО «РЖД», Документацией и действующим законодательством;

- завершения процедуры закупки в соответствии с требованиями, установленными Положением о закупках ОАО «РЖД» и  Документацией

4)      Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

16 апреля 2018 года                                                                      Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 16.04.2018 по делу № Т02-103/18 по жалобе на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1343/ОАЭ-ЦДМВ/18 на право заключения договора оказания услуг по уборке территорий и производственных помещений моторвагонных депо (извещение № 31806190467), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. Закупочной комиссии Организатора торгов ОАО «РЖД» совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов, путем:

- отмены Протокола рассмотрения аукционных заявок № 1343/ОАЭ-ЦДМВ/18/1 от 03.04.2018;

- повторного проведения процедуры рассмотрения заявок в соответствии с требованиями, установленными Положением о закупках ОАО «РЖД», Документацией и действующим законодательством;

- завершения процедуры закупки в соответствии с требованиями, установленными Положением о закупках ОАО «РЖД» и  Документацией.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 14 мая 2018 года с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны