Решение №78/14436/17 Решение по жалобе ООО «Промкабель» от 18 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-272/17
15 мая 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителя ПАО «Ростелеком» (далее – Организатор торгов) <...> ;
в отсутствие представителей ООО «Промкабель» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.05.2017 вх. № 11024-ЭП/17) ООО «Промкабель» на действия организатора торгов ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для инсталляции услуг связи (кабель оптический абонентский) (извещение № 31704865695), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 марта 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№ 31704865695 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для инсталляции услуг связи (кабель оптический абонентский) (далее – Закупка), включая документацию о закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ПАО «Ростелеком» (далее – Положение о закупках), версия 20 от 30.12.2016, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
99 120 000,00 руб |
2. |
Дата публикации извещения |
07.03.2017 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
23.03.2017 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
24.04.2017 в 16:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 11 |
2. По мнению Заявителя, закупочной комиссией Организатора торгов (далее — Закупочная комиссия) процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также переторжка, незаконно проведены в порядке, не соответствующем условиям Документации.
Заявитель также указывает, Организатором торгов установлен порядок предоставления приоритета поставщикам товаров российских производителей, не соответствующий Постановлению Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее — Постановление №925), а действия Закупочной комиссии по оценке и сопоставлению предложений участников Закупки были нарушены требования Постановления №925, что привело к незаконному уравниванию предложений участников, содержащих российские товары и товары, произведенные в КНР.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением №78/13571/17 от 10.05.2017 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
Также, в заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя представлен договор поставки от 21.04.2017 №05/25/318-17, заключенный Организатором торгов с ООО «НАГ» по итогам обжалуемой процедуры Закупки.
3. Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
4. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
По первому доводу жалобы:
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Согласно п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Следуя извещению о Закупке Организатором торгов рассмотрение, оценка и сопоставление заявок, а также, подведение итогов закупки назначены на 24 апреля 2017 года.
При этом, извещением о Закупке также определено, что Заказчик вправе рассмотреть Заявки, оценить и сопоставить Заявки, а также, подвести итоги Закупки ранее указанных дат.
Согласно представленным Организатором торгов сведениям процедура рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по Закупке была проведена 04 апреля 2017 года и зафиксирована Протоколом №157/2 от 04.04.2017.
Итоговый протокол по Закупке №157/3 составлен Организатором торгов 06 апреля 2017 года.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что проведение Организатором торгов этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также, подведения итогов Закупки, проведенных 04 и 06 апреля 2017 года соответственно, осуществлено в соответствии с извещением о Закупке.
Исходя из изложенного первый довод жалобы Заявителя находит неподтвержденным и по данному доводу жалобы не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений порядка проведения процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Постановлением №925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Частью 2 Постановления №925 установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Согласно ч. 8 Постановления №925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
В соответствии с п. 3 Информационной карты Документации Организатором торгов установлен порядок предоставления приоритета, при этом, определено также следующее:
«Приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее ГАТТ 1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС), а именно:
- товарам происхождения из стран, присоединившихся к Договору о ЕАЭС, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к Договору о ЕАЭС, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами;
- товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, за исключением случаев, которые, в том числе, относятся к общим исключениям (статья 20 ГААТ 1994), исключениям по соображениям безопасности (статья 21 ГААТ 1994)».
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что из содержания Постановления №925 не следует, что товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, а Организатором торгов применена субъективная трактовка ч. 8 Постановления №925.
Также, позиция Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, согласно письму от 10 марта 2017 г. N Д28и-1287, указывает о законности предоставления приоритета, аналогичного приоритету товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, лишь по отношению к товарам, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза, работам, услугам, выполняемым, оказываемым указанными лицами, странами которого в настоящее время являются Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Киргизская Республика.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов не соблюдены требования п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ по предоставлению приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с п. 7.3 Итогового протокола по Закупке №157/3 от 06 апреля 2017 года Закупочной комиссией присвоены порядковые номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в Заявках Участников условий исполнения договора в соответствии с настоящей таблицей:
Фирменное наименование Участника |
Коэффициент снижения цены, предложенный Участником |
Место Участника по результатам оценки |
Наименования страны происхождения поставляемых товаров |
Информация о предоставлении приоритета товарам российского происхождения (предоставляется/ не предоставляется) |
ООО «НАГ» |
0,438 |
1 |
Китай, Россия |
не предоставляется |
ООО «Промкабель» |
0,439 |
2 |
Беларусь, Россия |
не предоставляется |
ЗАО "Полимет" |
0,61 |
3 |
Россия, Казахстан |
не предоставляется |
ООО "ТехноСерв АС" |
0,64 |
4 |
КНР, Россия |
не предоставляется |
ЗАО "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" |
0,7 |
5 |
Россия, Китай |
не предоставляется |
ООО "Торговый Дом Вирона" |
0,74 |
6 |
Беларусь, Россия |
не предоставляется |
ООО "КивиТех" |
0,941 |
7 |
Россия |
не предоставляется |
Из указанного в п. 7.3 Итогового протокола по Закупке №157/3 от 06 апреля 2017 года следует, что российские товары, предложенные участником Закупки, были приравнены как к товарам, изготовленными государствами - членами Евразийского экономического союза, так и к товарам КНР, не входящим в упомянутый союз.
Представитель Организатора закупки пояснил, что ввиду того, что КНР входит в перечень стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, Закупочной комиссией был применен порядок на случай, когда приоритет должен предоставляться всем участникам Закупки, и, при такой ситуации, не применяется в общем.
Таким образом, ввиду предусмотренного согласно ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ порядка, следуя которому не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что принятое Закупочной комиссией решение о непредставлении приоритета всем поступившим заявкам участников Закупки соответствовало требованиям Документации.
Вместе с тем, по второму доводу жалобы Заявителя ввиду ненадлежащего соблюдения Организатором торгов обязанности по предоставлению приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушения п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также, в несоблюдении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
5. Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Как указывалось выше, в соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Также, согласно п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Согласно извещению о Закупке Организатором торгов рассмотрение, оценка и сопоставление заявок, а также, подведение итогов закупки назначены на 24 апреля 2017 года, при этом, также, определено, что Заказчик вправе рассмотреть Заявки, оценить и сопоставить Заявки, а также, подвести итоги Закупки ранее указанных дат.
Однако, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что требования п. 7 ч. 9 ст. 4 и п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ предусматривают указание места и даты рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки, в соответствии с которыми Организатором торгов фактически будут проведены этапы рассмотрения заявок и подведения итогов, указанные сведения, в том числе, необходимы для информирования участников Закупки об итогах проведения торгов и сроках заключения договора для победителя Закупки.
Вместе с тем, как было указано, фактически Закупочной комиссией рассмотрение предложений участников закупки и подведение итогов закупки было проведено 04 и 06 апреля 2017 года соответственно.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит выводу о том, что установленная Организатором торгов дата рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также, подведения итогов Закупки 24 апреля 2017 года, с учетом предусмотренной возможности проведения указанных этапов ранее определенной даты, является сугубо ориентировочной, не отражает сведений о дате фактического рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также, подведения итогов Закупки, и не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении Организатором торгов требований п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному неуказанию в Документации и извещении о Закупке надлежащих сведений о дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки нарушения требования п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также, в несоблюдении требований норм статей, допущенные при организации и проведении Закупки.
6. Рассмотрев жалобу (от 04.05.2017 вх. № 11024-ЭП/17) ООО «Промкабель» на действия организатора торгов ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для инсталляции услуг связи (кабель оптический абонентский) (извещение № 31704865695), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ПАО «Ростелеком» нарушения п.п. 1, 2 ч. 1, п. 1 ч. 8 ст. 3, п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 04.05.2017 вх. № 11024-ЭП/17) ООО «Промкабель» на действия организатора торгов ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для инсталляции услуг связи (кабель оптический абонентский) (извещение № 31704865695) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ПАО «Ростелеком» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для инсталляции услуг связи (кабель оптический абонентский) (извещение № 31704865695) нарушения:
- п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также, в несоблюдении требований нормы статьи, допущенные вследствие ненадлежащего соблюдения Организатором торгов обязанности по предоставлению приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
- п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также, в несоблюдении требований норм статей, допущенные путем неправомерного неуказания в Документации и извещении о Закупке надлежащих сведений о дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
3. Не выдавать организатору торгов ПАО «Ростелеком» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для инсталляции услуг связи (кабель оптический абонентский) (извещение № 31704865695) ввиду наличия договора поставки от 21.04.2017 №05/25/318-17, заключенного Организатором торгов с ООО «НАГ» по итогам обжалуемой процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.