Решение №78/15113/17, 78/15114/17 Решение и предписание по жалобе ООО «Полимедиа-РЕГИОН» от 23 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-283/17
19 мая 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» (далее – Организатор торгов); от ООО «Полимедиа-РЕГИОН» (далее – Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 11.05.2017 № 11473-ЭП/17) ООО «Полимедиа-РЕГИОН» на действия Организатора торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку, монтаж и пуско-наладку оборудования конференц-зала системы образования Ленинградской области (извещение № 31705012721), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
13 апреля 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31705012721 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку, монтаж и пуско-наладку оборудования конференц-зала системы образования Ленинградской области (далее – процедура закупки), включая Документацию о закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» (далее – Положение о закупках) в редакции от 01.03.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
17 440 327,81 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
13.04.2017 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
03.05.2017 в 23:30 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок |
04.05.2017 в 14:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10, каб. №213а |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31705012721 не был заключен Договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в требованиях, установленных в Документации.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/14292/17 от 16.05.2017 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В Пояснительной записке в п. 4.3.1, являющейся неотъемлемой частью Рабочей документации, установлено следующее:
«Центральный процессор Extron IPL Pro S6 – это компактный, высокопроизводительный процессор управления с шестью двунаправленными последовательными портами. Он используется в качестве автономного процессора управления в системах среднего масштаба. Вся настройка системы осуществляется посредством индивидуального программного кода, разработанного специалистами ООО «Лазер-Граффити» под данный проект».
На запрос Заявителя о необходимости разработки индивидуального программного кода Организатором торгов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25.04.2017 г. были опубликованы следующие разъяснения: «Программный код разрабатывается индивидуально под каждый проект. Код победитель конкурса разрабатывает самостоятельно, исходя из пожеланий Заказчика, что предусмотрено в п. 3.3 Технического задания».
Из п. 1.1 Проекта договора следует, что Исполнитель принимает на себя обязательства по поставке, монтажу и пуско-наладке оборудования конференц-зала системы образования Ленинградской области в строгом соответствии с Техническим заданием.
При этом в соответствии с п. 3.3 Технического задания Документации пуско-наладка оборудования включает в себя настройку смонтированного оборудования в рамках настоящего Задания, а именно:
«- настройка терминала ВКС: IP адресов, маски подсети, адреса шлюза установка протокола связи, установка аудио- видеокодеков сжатия сигнала, установка источников входного и выходного сигнала;
- настройка контроллера видеостены: IP адресов, маски подсети, адреса шлюза установка протокола связи, системных настроек для подключения и управления видеостеной, программного обеспечения; интерфейса управления контроллером;
- настройка оборудования подсистемы озвучивания, в том числе цифровой аудиоплатформы с эхоподавлением.
- настройка устанавливаемого в рамках проекта коммутационного оборудования для работы в едином комплексе;
- настройка и программирование подсистемы управления: создание графического интерфейса для ПК оператора, графического интерфейса для беспроводного планшета управления, настройка протоколов и интерфейсов взаимодействия центрального блока управления с управляемым оборудованием, создание единого алгоритма управления, создание необходимых сценариев управления;
- настройка программного обеспечения сервера многоточечной видеоконференцсвязи: IP адресов, маски подсети, адреса шлюза установка протокола связи, установка аудио-видеокодеков сжатия сигнала;
Результатом работ по данному этапу является настроенное оборудование и программное обеспечение».
Комиссия СПб УФАС России установила, что п. 3.3 Технического задания Документации не предусмотрены работы по разработке индивидуального программного кода, установленные в Рабочей документации.
Исходя из изложенного Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в нарушении принципа информационной открытости закупки, путем неустановления в п. 3.3 Технического задания работ по разработке индивидуального программного кода, поименованных в Рабочей документации.
Помимо прочего, согласно Извещению, являющемуся неотъемлемой частью Документации, предметом процедуры закупки является «поставка, монтаж и пуско-наладка оборудования конференц-зала системы образования Ленинградской области».
Вместе с тем, Организатором торгов на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru работы по предмету процедуры закупки классифицированы:
- по ОКПД2 как «47.43.10.000 Услуги по розничной торговле аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах»;
- по ОКВЭД2 как «47.43 Торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах».
Таким образом, требование по разработке индивидуального программного кода, установленное в Рабочей документации, не соответствует предмету процедуры закупки и не входит в перечень работ, относящихся к поименованным группам ОКДП2 и ОКВЭД2, классифицированным Организатором торгов.
Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем установления в Документации требования по разработке индивидуального программного кода.
В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с Разделом 3 Технического задания Документации установлен состав и содержание работ:
- Поставка оборудования;
- Монтаж оборудования;
- Пуско-наладка оборудования;
- Работы по обучению специалистов.
Как указано выше, Организатором торгов на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru работы по предмету процедуры закупки объединены в один лот и классифицированы:
- по ОКПД2 как «47.43.10.000 Услуги по розничной торговле аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах»;
- по ОКВЭД2 как «47.43 Торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах».
Кроме того, Документация не содержит сведений о возможности привлечения к выполнению работ/поставке товаров/оказанию услуг субподрядных организаций.
Комиссия СПб УФАС России полагает, что осуществление хозяйствующими субъектами своей деятельности в рамках поставки, монтажа и пуско-наладки требуемого в соответствии с Техническим заданием Документации оборудования, в силу специфики деятельности, не предполагает обучения специалистов.
В соответствии с вышеизложенным, услуги, связанные с поставкой, монтажом и пуско-наладкой требуемого в соответствии с Техническим заданием Документации оборудования и обучением специалистов, технологически и функционально не связаны между собой и являются услугами, представляемыми на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить указанные работы и услуги.
Ввиду отнесения указанных видов работ к различным группам ОКДП2 и ОКВЭД2, неограниченный круг потенциальных участников процедуры закупки, которые осуществляют свою деятельность непосредственно в рамках одного вида деятельности в полном соответствии с нормами действующего законодательства, а также, располагающих необходимой квалификацией и ресурсами, не могут принять участие в закупочной процедуре, объединяющей выполнение работ/поставку товаров/оказание услуг, относящихся к различным группам ОКДП2 и ОКВЭД2, вследствие чего Комиссия СПб УФАС России установила, что действия по объединению в один лот технически не связанных между собой товаров, работ, услуг, приводят к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в отдельных торгах по каждому из видов деятельности, являются препятствием для возникновения конкуренции и содержат нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Вместе с тем, объединение в один лот выполнения работ/поставки товаров/оказания услуг не гарантирует оптимальную стоимость каждого этапа, так как из-за сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в отдельных торгах по каждому из видов деятельности, снижается уровень конкуренции и как следствие нарушается установленный п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, допущенные вследствие объединения в один лот работ технически не связанных между собой товаров, работ, услуг.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу (от 11.05.2017 № 11473-ЭП/17) ООО «Полимедиа-РЕГИОН» на действия Организатора торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку, монтаж и пуско-наладку оборудования конференц-зала системы образования Ленинградской области (извещение № 31705012721), обоснованной.
- Признать в действиях Организатора торгов нарушения:
- п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в нарушении принципа информационной открытости закупки, путем неустановления в п. 3.3 Технического задания работ по разработке индивидуального программного кода, поименованных в Рабочей документации;
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем установления в Документации требования по разработке индивидуального программного кода, несоответствующего предмету процедуры закупки;
- п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, допущенные вследствие объединения в один лот работ технически не связанных между собой товаров, работ, услуг.
- Выдать Организатору торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
19 мая 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 19.05.2017 по делу № Т02-283/17 на действия Организатора торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку, монтаж и пуско-наладку оборудования конференц-зала системы образования Ленинградской области (извещение № 31705012721), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Организатору торгов ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов, путем аннулирования процедуры, а также отмены юридически значимых документов, составленных в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку, монтаж и пуско-наладку оборудования конференц-зала системы образования Ленинградской области (извещение № 31705012721).
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 13 июня 2017 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.