Решение №78/15295/16, 78/15296/16 Решение и предписание по жалобе ООО «Проминжиниринг» от 13 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-419/16

08 июля 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

с участием представителей:

АО «Адмиралтейские верфи» (далее – Организатор торгов):

-- по доверенности,

- - по доверенности,

ООО «Проминжиниринг» (далее – Заявитель),

- - по доверенности.

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО «Проминжиниринг» вх.№15609-эп/16 от 01.04.2016 года на действия Организатора торгов - АО «Адмиралтейские верфи» при организации открытого запроса предложений «Изготовление, поставка сверлильно-расточного станка (глубокого сверления) с комплектом оснастки, согласно ТЗ №99-311.1912.0» (извещение №31603771467, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

14 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31603771467 о проведении Закупки (далее – Извещение о закупке), включая документацию запроса предложений (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Адмиралтейские верфи» версия 9 от 02.03.2016 года (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1130010849, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

161 854 649,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

14.06.2016

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

28.06.2016 в 11:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок

(по местному времени заказчика)

12.07.2016 в 11:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

По адресу в сети интернет www.fabrikant.ru

На момент рассмотрения жалобы, по результатам Закупки договор не заключен.

2.Заявитель оспаривает действия Организатора торгов - АО «Адмиралтейские верфи» при организации Закупки и приводит следующие доводы:

1) Заявитель в жалобе указал, что Организатор торгов установил в Документации требования к качеству и техническим характеристикам товара которыми, по мнению Заявителя, обладает лишь один станок - производства фирмы SIEMENS. Заявитель считает, что таким образом, действия Организатора торгов ведут к ограничению конкуренции.

В заседание Комиссии представитель Заявитель заявил еще два довода, в дополнение к указанным в жалобе:

    1. Заявитель считает, что обязательные требования к участникам Закупки, установленные в Документации, ведут к ограничению конкуренции, а именно требование о предоставлении Документов:

      - подтверждающих опыт поставки аналогичного оборудования за последние три года;

      - декларацию о соответствии участника критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства. Заявитель считает, что Организатор торгов необоснованно ограничил круг участников Закупки, установив данное требование.

    2. Заявитель считает, что Организатор торгов не ответил должным образом участнику Закупки — ООО «Проминжиниринг» на поданный им запрос о разъяснении положений Документации.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве на жалобу.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы №78/14648/16 от 04.07.2016 года, были предъявлены представителем Организатора торгов в ходе заседания Комиссии для обозрения.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и доводы Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АО «Адмиралтейские верфи» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч.2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, либо иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель - ООО «Проминжиниринг» подал заявку на участие в Закупке и является ее участником.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч.9 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

«1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

В п.1 ч.10 ст.3 Закона № 223-ФЗ установлено, что действия (бездействие) Организатора торгов (заказчика) могут быть обжалованы в антимонопольный орган в случае неразмещения в единой информационной системе информации о закупке, подлежащей размещению в единой информационной системе.

В жалобе Заявитель указал, что Организатор торгов отказался от дачи разъяснений относительно положений Документации, соответственно, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что в жалобе Заявителя имеется прямое указание на неразмещение Организатором торгов полной информации о Закупке, что по п.1 ч.10 ст.3 Закона № 223-ФЗ является достаточным основанием для рассмотрения поступившей жалобы по существу антимонопольным органом в рамках имеющихся полномочий УФАС.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок проведения закупок способом открытого запроса предложений установлен в разделе 6 Порядка проведения процедур закупки АО «Адмиралтейские верфи» (является неотъемлемой частью Положения о закупках).

По первому доводу жалобы Комиссия УФАС установила следующее:

Положения Закона № 223-ФЗ не содержат каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и конкретного его изготовителя, заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями.

Основной целью регулирования установленного Законом № 223-ФЗ, является обеспечение возможности Заказчику определить то лицо, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств последним в условиях добросовестной конкуренции. При этом потребности Заказчика являются одним из определяющих факторов при установлении соответствующих требований к функционально-техническим характеристикам приобретаемого им товара.

Вместе с тем, Закон N 223-ФЗ не содержит прямого запрета, в рамках конкурентной закупочной процедуры, приобрести такой товар, который, по мнению Заказчика, в наибольшей степени отвечает его потребностям.

По первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не установила нарушений в действиях Организатора торгов при организации Закупки.

В соответствии с порядком, установленным в ч.17 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По второму доводу Заявителя Комиссия УФАС установила следующее:

В соответствии с п.6.4.7. Порядка проведения процедур закупки, при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений Закупочная комиссия вправе не допустить Участника к участию в запросе предложений в случае:

        1. непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике процедуры закупки,
          а также предлагаемых Участником процедуры закупки товарах, работах, услугах;

          6.4.7.2. несоответствия Участника процедуры закупки, требованиям, установленным в закупочной документации;

          6.4.7.4. несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям закупочной документации.

          В п.16 информационной карты Документации установлено требование об обязательном представлении документов, в том числе:

          - комплекта документов, для расчета рейтинга по критерию «Опыт участника по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года» (приложение №6). Наличие опыта поставок должно быть подтверждено соответствующими копиями договоров поставки, а также копиями актов приемки оборудования покупателями;

-декларации о соответствии участника критериям отнесения к субъекту малого или среднего предпринимательства (приложение №8).

Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии УФАС пояснил, что

комплект документов, включая приложение №6, для расчета рейтинга по критерию «Опыт участника по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года» необходим только лишь на этапе оценки и сопоставления заявок участников, а отсутствие опыта поставок за последние три года не ведет к отклонению Заявки участника, не обладающего указанным опытом.

Комиссия УФАС полагает, что данное утверждение представителя Организатора торгов не соответствует норме Положения о закупках (п.6.4.7. Порядка), в соответствии с которой, заявка участника, не представившего копии договоров поставки или актов передачи оборудования (по причине отсутствия опыта поставок оборудования за последние три года), должна быть отклонена закупочной комиссией Организатора торгов в обязательном порядке.

Комиссия УФАС квалифицирует в действиях Организатора торгов нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции), выразившееся в необоснованном установлении в пп.6 п.16 информационной карты Документации требования об обязательном предоставлении копий договоров поставки, а также копий актов приемки оборудования покупателями, что приводит к нарушению прав и законных интересов участников Закупки, не обладающих «Опытом по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года» и, соответственно не имеющих возможности представить указанные документы в составе заявки, что приводит к отказу в допуске таких участников в соответствии с п.6.4.7. Порядка проведения процедур закупки.

Относительно оспариваемого требования о представлении в составе заявки декларации о соответствии участника критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства Комиссия УФАС полагает, что указанное требование не нарушает норм Закона № 223-ФЗ, поскольку в Закупке могут участвовать любые заинтересованные лица, декларация должна быть представлена в составе заявки по форме 8 Документации, а участник лишь декларирует соответствие или не соответствие к субъектам малого или среднего предпринимательства.

 

По третьему доводу Заявителя о том, что Организатор торгов не дал разъяснений положений Документации участнику Закупки - ООО «Проминжиниринг», Комиссия УФАС установила, что запрос на дачу разъяснений был подан участником посредством электронной торговой площадки Fabrikant.ru, и Организатор торгов дал соответствующие разъяснения со ссылками на Документацию, однако содержание разъяснений не устроило ООО «Проминжиниринг».

Комиссия УФАС не установила нарушений в действиях Организатора торгов по третьему доводу Заявителя, поскольку Организатор торгов соответствующим образом ответил на запрос ООО «Проминжиниринг» о разъяснении Документации.

 

    1. Рассмотрев жалобу ООО «Проминжиниринг» вх.№15609-эп/16 от 01.04.2016 года на действия Организатора торгов - АО «Адмиралтейские верфи» при организации открытого запроса предложений «Изготовление, поставка сверлильно-расточного станка (глубокого сверления) с комплектом оснастки, согласно ТЗ №99-311.1912.0» (извещение №31603771467), сопоставив доводы жалобы, дополнительные доводы Заявителя с пояснениями представителей Организатора торгов и пояснениями представителя Заявителя, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции), выразившееся в необоснованном установлении в пп.6 п.16 информационной карты Документации требования об обязательном предоставлении копий договоров поставки, а также копий актов приемки оборудования покупателями, что приводит к нарушению прав и законных интересов участников Закупки, не обладающих «Опытом по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года» и, соответственно не имеющих возможности представить указанные документы в составе заявки, что приводит к отказу в допуске таких участников в соответствии с п.6.4.7. Порядка проведения процедур закупки.

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Проминжиниринг» вх.№15609-эп/16 от 01.04.2016 года на действия Организатора торгов - АО «Адмиралтейские верфи» при организации открытого запроса предложений «Изготовление, поставка сверлильно-расточного станка (глубокого сверления) с комплектом оснастки, согласно ТЗ №99-311.1912.0» (извещение №31603771467) обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов - АО «Адмиралтейские верфи» при организации Закупки нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции), выразившееся в необоснованном установлении в пп.6 п.16 информационной карты Документации требования об обязательном предоставлении копий договоров поставки, а также копий актов приемки оборудования покупателями, что приводит к нарушению прав и законных интересов участников Закупки, не обладающих «Опытом по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года» и, соответственно не имеющих возможности представить указанные документы в составе заявки, что приводит к отказу в допуске таких участников в соответствии с п.6.4.7. Порядка проведения процедур закупки

3. Выдать Организатору торгов - АО «Адмиралтейские верфи» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации Закупки (извещение №31603771467) путем:

-отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки;

-возврата всех поступивших заявок на участие в Закупке;

-аннулирования Закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

08 июля 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

 

на основании решения Комиссии от 08.07.2016 года по жалобе №Т02-419/16 ООО «Проминжиниринг» вх.№15609-эп/16 от 01.04.2016 года на действия Организатора торгов - АО «Адмиралтейские верфи» при организации открытого запроса предложений «Изготовление, поставка сверлильно-расточного станка (глубокого сверления) с комплектом оснастки, согласно ТЗ №99-311.1912.0» (извещение №31603771467, далее-Закупка), руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ

 

1. Организатору торгов - АО «Адмиралтейские верфи» совершить действия, направленные на устранение нарушений организации процедуры Закупки путем:

-отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки;

-возврата всех поступивших заявок на участие в Закупке;

-аннулирования Закупки.

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 25 июля 2016 года с приложением подтверждающих документов.

 

 Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны