Решение №78/16663/16, 78/16664/16 Решение по жалобе ЗАО "И.И.С" от 29 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-455/16

 

26 июля 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) ;

с участием представителей

ЗАО «И.И.С» (далее – Заявитель) ;

ПАО «Ленэнерго» (далее – Организатор закупки) ;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 18.07.2016 № 17021/16) ЗАО «И.И.С» на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по строительному контролю на объектах филиала ПАО "Ленэнерго" "ВЭС", расположенных в Выборгском районе ЛО (673771) (извещение №31603829137, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

28 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31603829137 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по строительному контролю на объектах филиала ПАО "Ленэнерго" "ВЭС", расположенных в Выборгском районе ЛО (673771), включая документацию об открытом конкурсе (далее – Закупочная документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Стандартом закупок ПАО "Россети" (далее – Положение о закупках) в редакции от 31.12.2015, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

43 105 686,93 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.06.2016 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

19.07.2016 в 11:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

25.07.2016 в 17:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1, каб. 735

 

2. Заявитель в жалобе представил довод, согласно которому, по мнению Заявителя, Организатором закупки при организации и проведении Закупки допущено нарушение, выразившееся в неправомерном установлении в Закупочной документации требования по допуску к участию в Закупке об отсутствии у участников Закупки судебных решений не в пользу участника по искам, связанным с неисполнением договорных обязательств, что по мнению Заявителя является дискриминационным и необоснованно ограничивает конкуренцию.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу, а также сообщил при этом, что договор по итогам Закупки не заключен.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением №78/16167/16 от 21.07.2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Заявитель подавал заявку на участие в Закупке, вместе с тем, следуя доводу жалобы Заявителя, ЗАО «И.И.С» обжалует, в том числе, размещение в ненадлежащем и не соответствующем требованиям антимонопольного законодательства виде обязательной информации о закупке в отношении требований к участникам закупки, фактически означающее неразмещение Организатором закупки в надлежащем виде обязательной информации о закупке, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

ПАО «Ленэнерго» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Как следует из п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пп. «о» п. 4.7.2 Закупочной документации участнику Закупки в составе заявки на участие необходимо представить в числе прочих документов оригинал справки об участии в судебных разбирательствах по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (раздел 4 форма 14).

В соответствии с п. 4.11.2.1 Закупочной документации закупочная комиссия проверяет соответствие заявки участника требованиям Закупочной документации, при этом в отношении представляемой участником Закупки справки об участии в судебных разбирательствах установлено, что основанием для отклонения при проверки содержания указанной формы справки является наличие судебных решений не в пользу участника по искам, связанных с неисполнением договорных обязательств.

При этом согласно п. 4 инструкции к форме справки об участии в судебных разбирательствах указано, что участник должен представить данные о своем участии в качестве истца, ответчика за последние три года.

Таким образом наличие за последние три года хотя бы одного судебного решения не в пользу потенциального участника Закупки по иску, связанному с неисполнением договорных обязательств, в том числе и не имеющих отношения как к обязательствам по договору, аналогичному предмету Закупки, так и к любым иным обязательствам, не связанным коммерческой деятельностью участника, неизбежно влечет недопуск заявки такого потенциального участника Закупки к участию в процедуре Закупки.

С учетом изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает дискриминационным и необоснованно ограничивающим конкуренцию установленное Организатором закупки требование об отсутствии у участника Закупки за последние три года судебных решений не в пользу участника по искам, связанных с неисполнением договорных обязательств, вследствие чего приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в Закупочной документации требования об отсутствии у участника Закупки за последние три года судебных решений не в пользу участника по искам, связанных с неисполнением договорных обязательств, нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного при организации и проведении Закупки.

 

4. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пп.пп. е), ж) п. 4.7.2 раздела 4 Закупочной документации в качестве требований к участникам Закупки в числе прочих установлены:

- наличие необходимых профессиональных знаний, опыта, управленческой компетентности и положительной деловой репутации, достаточных ресурсных возможностей.

- наличие не менее 1 (одного) завершенного проекта аналогичного типа по структуре, составу, стоимости оказания услуг за последние 5 (пять) лет;

Согласно п. 4.11.2.1 Закупочной документации закупочная комиссия проверяет соответствие заявки участника требованиям Закупочной документации, при этом несоответствие подавшего заявку на участие в Закупке указанным в пп.пп. е), ж) п. 4.7.2 раздела 4 Закупочной документации влечет отклонение такой заявки от участия в Закупке.

Таким образом ввиду установленного в п. 11 части 2 Закупочной документации порядка представления документов для участия в Закупке Организатором закупки созданы такие условия, следуя которым потенциальный участник Закупки, который осуществляется свою деятельность по предмету Закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства, но не имеющий 1 (одного) завершенного проекта аналогичного типа по структуре, составу, стоимости оказания услуг за последние 5 (пять) лет, необоснованно ограничен в возможности принять участие в процедуре Закупки.

Кроме этого, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что из содержания Закупочной документации не представляется возможным определить порядок подтверждения наличия у участника Закупки «необходимых профессиональных знаний, опыта, управленческой компетентности и положительной деловой репутации, достаточных ресурсных возможностей», а приложенные в документации формы о наличии опыта, материально-технических и кадровых ресурсов не имеют отсылки на указанное требование, а также не удовлетворяют в полной мере формулировке требования пп. е), ж) п. 4.7.2 раздела 4 Закупочной документации.

Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в Закупочной документации требования для участников Закупки об обязательном наличии 1 (одного) завершенного проекта аналогичного типа по структуре, составу, стоимости оказания услуг за последние 5 (пять) лет, нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении Закупки.

Также Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неправомерному неуказанию в Закупочной документации порядка подтверждения наличия у участника Закупки «необходимых профессиональных знаний, опыта, управленческой компетентности и положительной деловой репутации, достаточных ресурсных возможностей», нарушения требований п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в несоблюдении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении Закупки.

 

5. Рассмотрев жалобу (от 18.07.2016 № 17021/16) ЗАО «И.И.С» на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по строительному контролю на объектах филиала ПАО "Ленэнерго" "ВЭС", расположенных в Выборгском районе ЛО (673771) (извещение №31603829137), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ПАО «Ленэнерго» нарушения требований п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 18.07.2016 № 17021/16) ЗАО «И.И.С» на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по строительному контролю на объектах филиала ПАО "Ленэнерго" "ВЭС", расположенных в Выборгском районе ЛО (673771) (извещение №31603829137) обоснованной.

 

  2. Признать в действиях организатора торгов ПАО «Ленэнерго» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по строительному контролю на объектах филиала ПАО "Ленэнерго" "ВЭС", расположенных в Выборгском районе ЛО (673771) (извещение №31603829137) нарушения:

- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем неправомерного установления в Закупочной документации требования об отсутствии у участника Закупки за последние три года судебных решений не в пользу участника по искам, связанных с неисполнением договорных обязательств;

- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем неправомерного установления в Закупочной документации требования для участников Закупки об обязательном наличии 1 (одного) завершенного проекта аналогичного типа по структуре, составу, стоимости оказания услуг за последние 5 (пять) лет;

- п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в несоблюдении требований нормы статьи, допущенные путем неправомерного неуказания в Закупочной документации порядка подтверждения наличия у участника Закупки «необходимых профессиональных знаний, опыта, управленческой компетентности и положительной деловой репутации, достаточных ресурсных возможностей».

 

3. Организатору закупки ПАО «Ленэнерго» выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по строительному контролю на объектах филиала ПАО "Ленэнерго" "ВЭС", расположенных в Выборгском районе ЛО (673771) (извещение №31603829137) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

26 июля 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) на основании решения Комиссии от 26.07.2016 по жалобе № Т02-455/16 на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по строительному контролю на объектах филиала ПАО "Ленэнерго" "ВЭС", расположенных в Выборгском районе ЛО (673771) (извещение №31603829137, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов ПАО «Ленэнерго» совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по строительному контролю на объектах филиала ПАО "Ленэнерго" "ВЭС", расположенных в Выборгском районе ЛО (673771) (извещение №31603829137) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 16 августа 2016 года с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны