Решение №78/17001/16, 78/17002/16 Решение по жалобе ООО «СК «Фактор» от 3 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-464/16

 

29 июля 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) ;

с участием представителей

АО «Северный пресс» (далее – Организатор закупки) ;

ООО «СК «Фактор» (далее – Заявитель) ;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО «СК «Фактор» (вх.№17337/16 от 21.07.2016) на действия организатора торгов АО «Северный пресс» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение текущего ремонта помещений 1-3 этажей корпуса № 20, лит. Д (извещение №31603798882, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

21 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31603798882 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение текущего ремонта помещений 1-3 этажей корпуса № 20, лит. Д, включая документацию на проведение открытого конкурса (далее — Закупочная документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Северный пресс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 28.12.2015 г., на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

7 974 065,33 руб

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

21.06.2016 в 10:00 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

11.07.2016 в 17:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

12.07.2016 в 12:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

195196, г. Санкт-Петербург, Таллинская ул., д. 7

 

2. Заявитель в жалобе указывает на неправомерные, по его мнению, действия закупочной комиссии Организатора закупки (далее — Закупочная комиссия) по допуску к участию в Закупке заявок участников, не представивших в составе заявок локальный сметный расчет, являющийся обязательным для представления.

Также Заявитель полагает, что Организатором закупки в Закупочной документации незаконно не установлен порядок оценки заявок по критериям оценки.

Также в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя представитель ООО «СК «Фактор» озвучила дополнительные доводы, согласно которым Заявителем также обжалуется неправомерное установления критерия оценки, не предусмотренного Положением о закупке, а также допуск к участию в Закупке заявки ООО «СТРОЙ-ФОРТУНА», представившего по мнению Заявителя ненадлежащую копию имеющегося у участника свидетельства СРО.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/16344/16 от 26 июля 2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Заявитель подавал заявку на участие в Закупке, вместе с тем, следуя доводам жалобы Заявителя, ООО «СК «Фактор» обжалует, в том числе, неразмещение Организатором закупки обязательной информации о закупке в отношении порядка оценки и сопоставления заявок, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

АО «Северный пресс» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По первому доводу жалобы Заявителя:

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с требованиями Информационной карты в составе Закупочной документации участники Закупки должны представить в составе заявки следующие документы:

-заявка на участие в открытом конкурсе (Форма 1);

-анкета участника закупки (Форма 2):

-оформленный надлежащим образом и подписанный Участником договор со всеми приложениями в 2 экз.. согласно проекту договора (Форма 3) (представить отдельным документом в составе заявки):

-декларация о соответствии Участника закупки критериям отнесения к субъеюам малого и среднего предпринимательства (Форма 4);

-копия Устава Участника закупки в действующей редакции, заверенная печатью организации и подписью уполномоченного лица Участника;

-копия Свидетельства о постановке на налоговый учёт, заверенная печатью организации и подписью уполномоченного лица Участника;

-копия Свидетельства о государственной регистрации ЮЛ (ОГРН), заверенная печатью организации и подписью уполномоченного лица Участника;

-выписка из ЕГРЮЛ. полученная не ранее чем за три месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса - оригинал или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица);

-копия Свидетельства (лицензии) о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность (пожарную, безопасность) объектов капитального строительства;

-электронная копия заявки на участие в открытом конкурсе и иных документов, прилагаемых участником закупки к ней. на электронном носителе, в формате, исключающем возможность изменения информации.

Приложением 2 к форме 3 «Проект договора» в составе Закупочной документации является локальная смета.

Согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок №Р189-7/2016 от 12.07.2016 из девяти поступивших заявок на участие в Закупке восемь допущены к участию в процедуре Закупки.

Представитель Организатора закупки пояснила, что указанное Приложение 2 к форме 3 «Проект договора» в составе Закупочной документации не запрашивалось как отдельный документ при подаче заявок, а должно было быть представлено в качестве приложения к заполненному участником проекту договора.

Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что допущенными согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок №Р189-7/2016 от 12.07.2016 участниками Закупки в составе заявок был представлен проект договора с приложением, содержащим локальную смету.

Исходя из изложенного Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по указанному доводу Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии при проведении процедуры Закупки.

По второму доводу жалобы Заявителя:

Согласно п.п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с требованиями Информационной карты в составе Закупочной документации Организатором закупки определены следующие критерии оценки заявок на участие в Закупке:

- Цена договора;

- Срок выполнения обязательств по договору;

- Условия оплаты;

- Опыт выполнения аналогичных работ;

- Наличие штатных специалистов и оборудования для выполнения работ, предусмотренных предметом закупки;

- Полнота и качество предоставленной участником закупки документации.

При этом в качестве порядка оценки заявок по указанным критериям в Информационной карте в составе Закупочной документации установлено следующее:

Оценка заявки осуществляется по балльной системе.

Максимальная шкала баллов соответствует количеству участников, допущенных к участию в открытом конкурсе.

1. 2 и 3 критерии:

Максимальный балл присваивается участнику, предложившему наилучшие условия. Остальным участникам баллы уменьшаются на один балл по степени убывания привлекательности предложенных условий;

4. 5 критерии:

Максимальный балл присваивается участнику, который подтвердил все сведения, установленные в настоящей карте. Если указанное документальное подтверждение отсутствует участнику присваивается ноль баллов.

6 критерий:

Максимальный балл присваивается участнику, представившему все надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие всю информацию, необходимую к предоставлению в соответствии с условиями настоящей карты. Отсутствие необходимой информации в одном представленном документе снижает максимальный балл на 1 балл, в двух документах - на два балла и т.д.

Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения баллов по каждому из критериев оценки заявки.

Победителем конкурса признается участник открытого конкурса, который наберет наибольшее количество баллов из всех участников, допущенных к участию в открытом конкурсе, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер <...> При равенстве баллов у участников конкурса победителем признается участник, направивший заявку на участие в открытом конкурсе раньше остальных участников.

Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что указанный порядок оценки заявок не может правомерно и объективно использоваться для осуществления оценки и сопоставления заявок, а также не позволяет потенциальным участникам Закупки выявить ни условия, наиболее отвечающие потребностям Организатора закупки, ни порядок, градацию или формулу определения степени соответствия этим потребностям, по следующим причинам:

1) В отношении первых трех критериев указано, что «максимальный балл присваивается участнику, предложившему наилучшие условия. Остальным участникам баллы уменьшаются на один балл по степени убывания привлекательности предложенных условий».

Однако из указанного не представляется возможным выявить порядок определения степени предпочтительности предложения участников в отношении срока выполнения обязательств по договору или условий оплаты. Кроме этого, случаи предложения участниками Закупки одинаковых условий по данным критериями также не регламентированы.

2) Касаемо четвертого и пятого критерием установлено, что «максимальный балл присваивается участнику, который подтвердил все сведения, установленные в настоящей карте. Если указанное документальное подтверждение отсутствует участнику присваивается ноль баллов».

При этом Закупочная документация не содержит порядка подтверждения сведений по указанным критериям, не устанавливает перечень документов, которые будут приняты в качестве надлежащего подтверждения, а также не регламентирует случаи частичного подтверждения участниками представленных сведений.

3) По шестому критерию «Полнота и качество предоставленной участником закупки документации» указано, что максимальный балл присваивается участнику, представившему все надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие всю информацию, необходимую к предоставлению в соответствии с условиями настоящей карты. Отсутствие необходимой информации в одном представленном документе снижает максимальный балл на 1 балл, в двух документах - на два балла и т. д.

Однако, порядок определения степени «полноты» и «качества» Организатором закупки не определен, кроме того, представляемые в составе заявки на участие в Закупке ряд документов и сведений являются обязательными, вследствие чего отсутствие или неполное указание сведений влечет недопуск заявки к участию в Закупке и не может в дальнейшем выступать в роли критерия оценки.

Исходя из изложенного по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором закупки путем неустановления в Закупочной документации надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок допущены нарушения принципа информационной открытости закупки, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, а также требований п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

В отношении первого дополнительного довода Заявителя:

Согласно п. 8.2.2. Положения о закупках при организации конкурса Организатор закупки вправе помимо основного критерия - стоимости предлагаемых товаров, работ, услуг - устанавливаются следующие из ниже перечисленных критериев оценки заявок на участие в конкурсе:

- цена единицы продукции;

- срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- условия оплаты товара, работ, услуг;

- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

- качество технического предложения участника закупки при закупке работ, оказание услуг;

- квалификация участника закупки при закупке товаров, работ, услуг;

- обеспеченность материально-техническими ресурсами при закупке работ, услуг;

- обеспеченность кадровыми ресурсами при осуществлении закупок работ, услуг;

- опыт и репутация участника закупки при закупке товара, работ, услуг;

- срок предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.

Вместе с тем, как было указано выше, в соответствии с требованиями Информационной карты в составе Закупочной документации Организатором закупки определены следующие критерии оценки заявок на участие в Закупке:

- Цена договора;

- Срок выполнения обязательств по договору;

- Условия оплаты;

- Опыт выполнения аналогичных работ;

- Наличие штатных специалистов и оборудования для выполнения работ, предусмотренных предметом закупки;

- Полнота и качество предоставленной участником закупки документации.

Таким образом Положение о закупке не управомачивает Организатора закупки при проведении конкурса устанавливать одним из критериев оценки полноту и качество предоставленной участником закупки документации.

Исходя из изложенного в отношении первого дополнительного довода Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в Закупочной документации критерия оценки «Полнота и качество предоставленной участником закупки документации» нарушение ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований Положения о закупках, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки

В отношении второго дополнительного довода Заявителя:

Как было указано выше, в соответствии с требованиями Информационной карты в составе Закупочной документации участники Закупки должны представить в составе заявки, в числе прочих документов, копию Свидетельства (лицензии) о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность (пожарную, безопасность) объектов капитального строительства.

Согласно Протоколу вскрытия конвертов с заявками №Р189-7/2016 от 12.07.2016 указано, что участником ООО «СТРОЙ-ФОРТУНА» представлена копия свидетельства СРО, выданного ЗАО «СтройЭлектро».

Вместе с тем, согласно представленной в электронном виде заявке ООО «СТРОЙ-ФОРТУНА» данным участником было представлено свидетельство СРО, выданное непосредственно самому участнику ООО «СТРОЙ-ФОРТУНА».

Представитель Организатора закупки пояснил, что указанное несоответствие допущено вследствие технической ошибки, которая была совершена специалистом Организатора закупки при составлении Протокола вскрытия конвертов с заявками №Р189-7/2016 от 12.07.2016.

Таким образом, ввиду того, что указанное несоответствие не повлекло каких-либо ограничений прав Заявителя или иных участников Закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает допущенную Организатором закупки техническую ошибку несущественной и не усматривает по второму дополнительному доводу Заявителя не усматривает в действиях Организатора закупки нарушений порядка организации и проведения процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО «СК «Фактор» (вх.№17337/16 от 21.07.2016) на действия организатора торгов АО «Северный пресс» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение текущего ремонта помещений 1-3 этажей корпуса № 20, лит. Д (извещение №31603798882), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов АО «Северный пресс» нарушения требований ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СК «Фактор» (вх.№17337/16 от 21.07.2016) на действия организатора торгов АО «Северный пресс» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение текущего ремонта помещений 1-3 этажей корпуса № 20, лит. Д (извещение №31603798882) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов АО «Северный пресс» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение текущего ремонта помещений 1-3 этажей корпуса № 20, лит. Д (извещение №31603798882) нарушения:

- п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные вследствие неправомерного неустановления в Закупочной документации надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок;

- ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении требований Положения о закупках, допущенное путем неправомерного установления в Закупочной документации критерия оценки «Полнота и качество предоставленной участником закупки документации».

 

3. Выдать организатору закупки АО «Северный пресс» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение текущего ремонта помещений 1-3 этажей корпуса № 20, лит. Д (извещение №31603798882) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

29 июля 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) на основании решения Комиссии от 29.07.2016 по жалобе № Т02-464/16 на действия организатора торгов АО «Северный пресс» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение текущего ремонта помещений 1-3 этажей корпуса № 20, лит. Д (извещение №31603798882, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов АО «Северный пресс» совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора на выполнение текущего ремонта помещений 1-3 этажей корпуса № 20, лит. Д (извещение №31603798882) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 19 августа 2016 года с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны