Решение №78/18947/17, 78/18948/17 Решение по жалобе ООО "ОП "ЦИТАДЕЛЬ" от 29 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-348/17
26 июня 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ИНЦ РАН (далее – Организатор торгов) <...> ;
ООО «ОП «ЦИТАДЕЛЬ» (далее – Заявитель) <...> ;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 16.06.2017 №14696/17) ООО «ОП «ЦИТАДЕЛЬ» на действия организатора торгов ИНЦ РАН при организации и проведении запроса цен на оказание услуг по охране здания Института цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр-т, д. 4 (извещение №31705216678, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
13 июня 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31705216678 о проведении запроса цен на оказание услуг по охране здания Института цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр-т, д. 4 (далее - Извещение), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Института цитологии Российской академии наук (далее – Положение о закупках), версия 3 от 24.06.2014, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
300 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
13.06.2017 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
20.06.2017 в 17:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок |
21.06.2017 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт- Петербург, Тихорецкий пр-т., д. 4, пом. 116 |
2. В жалобе Заявитель указывает на нарушение, допущенное со стороны Организатора торгов, выразившееся в неправомерном, по мнению Заявителя, установлении в Документации противоречащих действующему законодательству и не соответствующих предмету Закупки требований к оказанию услуг по договору в рамках Закупки, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились, оригиналы документов и письменный отзыв на жалобу, истребованные уведомлением №78/18111/17 от 20.06.2017 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, указанную в жалобе, и доводы Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
ИНЦ РАН относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, либо иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч.9 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей; (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Как указано в ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ, извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 3.1 извещения о Закупке установлено, что предметом договора Закупки является оказание услуг по охране здания Института цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр-т, д. 4.
Также, на Официальном сайте услуги по Закупке классифицированы Организатором торгов по ОКДП2, как относящиеся к группе «80.10.12.000 Услуги охраны», по ОКВЭД2 — к группе «80.10 Деятельность частных охранных служб».
При этом, согласно п. 3.3. извещения о Закупке указано, что требования к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика указаны в Техническом задании (Приложение № 1 документации о запросе цен).
Согласно п. «В» Технического задания Документации установлено, что в задачу охраны объекта входит :
«Пост № 1
Режим работы: круглосуточный.
1. Осуществление контрольно-пропускного режима персонала и посетителей.
2. Контроль за складскими помещениями, состоянием фасадов и прилегающей территории (методом обхода с охранником Поста № 2).
3. Выдача и прием ключей от помещений объекта согласно спискам, утвержденным руководителями подразделений.
4. Оперативное реагирование в случае возникновения чрезвычайной ситуации (вызов сотрудников милиции, специалистов МЧС, экстренный вызов наряда милиции с помощью КТС, представителей подрядной организации по обслуживанию систем пожарной сигнализации, скорой медицинской помощи, аварийных служб района или города, оповещение руководства учреждения).
5. Не реже одного раза в сутки совместно с дежурным ПЦО провеять исправность комплекса технических средств охраны и объектовой приемопередающей аппаратуры (далее – Комплекс) с регистрацией в журнале и указанием Ф.И.О. и должности исполнителя.
6. Осуществлять внешний осмотр средств Комплекса на предмет наличия внешних повреждений, а в случае обнаружения неисправностей, либо получения информации с Пульта центрального наблюдения о наличии ложных тревог, немедленно уведомить об этом представителя ФГУП "Охрана" МВД России по Санкт-Петербургу и ЛО.
7. Контроль в выходные и праздничные дни за въездом и выездом автотранспорта (в том числе грузового), выносом, вносом, вывозом, ввозом имущества с отметкой в журнале.
8. Прием корреспонденции и передача ее адресатам.
9. В период снегопадов производить очистку от снега и наледи ступеней и площадки входа в Институт (при необходимости производить посыпку песком).
Пост № 2
Режим работы: круглосуточный.
1. Осуществление охраны и обеспечение контроля за работой инженерных сетей и оборудования.
2. Контроль за системой диспетчеризации охранно-пожарной сигнализации.
3. Оперативное реагирование при отключении инженерных коммуникаций, в случае нарушения их работы (вызов аварийных служб, вызов обслуживающего персонала, принятие личных действий).
4. Прием заявок на производство ремонтных работ на инженерных сетях (электромонтажных, сантехнических), а также работ по обслуживанию здания (такелажных, столярных и пр.).
5. Обеспечение своевременного включения и отключения систем вентиляции и наружного освещения.
6. Прием под охрану и снятие с охраны помещения объекта, выдача ключей от технических помещений.
7. Проверка закрытия всех помещений учреждения и отсутствия посторонних лиц, осмотр инженерных коммуникаций (теплотрасс, сетей водопровода, канализации, отопления и электроснабжения)
8. Контроль за работой лифтов, холодильных машин, СО2-инкубаторов, криогенного комплекса (при изготовлении жидкого азота в помещении № 013 в цокольном этаже 4 корпуса Института производить замену сосудов Дьюара по мере их наполнения).
9. Обеспечение сохранности автотранспорта, находящегося на внутри-дворовой территории.
10. Проверка состояния целостности окон, дверей, ворот и решёток.
11. Снятие показаний приборов учета потребления воды и электроэнергии.
12. Осуществление обхода объекта и прилегающей территории с записью в "Книге учета осмотра объекта и прилегающей к нему территории".
13. Оперативное реагирование в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
14. Информирование подразделений объекта по системе громкой связи.
15. В период сильных осадков производить осмотр помещений ГО (подвал 1 корпуса) и вентиляционной (цокольный этаж 4 корпуса), в случае их подтопления, контролировать работу дренажных насосов до момента ликвидации подтопления помещений, ежедневно контролировать работу дренажных насосов, установленных в подвальных и цокольных помещениях объекта.
16. Осмотр помещений института после торжественных мероприятий на предмет соблюдения Правил пожарной безопасности».
Кроме того, указанным п. «В» Технического задания Документации Организатором торгов определены квалификационные требования к участникам Закупки, соблюдение которых является условием допуска заявки к участию в Закупке, а именно:
«Техник-охранник Поста № 2 должен иметь образование не ниже, чем среднетехническое, практический опыт работы не менее 2-х лет на аналогичных должностях и иметь группу по электробезопасности не ниже 2-й».
Вместе с тем, деятельность организаций, оказывающих услуги по охране, регулируется, в том числе, нормами Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьей 1.1 которого закреплено, что лицом, выполняющим охранную деятельность, может быть гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией
Таким образом, Организатором торгов установлены требования, а также, включен в обязанности исполнителя по договору в рамках Закупки ряд услуг и обязанностей выполняющих охрану лиц, не соответствующие требованиям действующего законодательства, а также, не относящихся согласно классификаторам ОКДП2 к группе «80.10.12.000 Услуги охраны» и ОКВЭД2 к группе «80.10 Деятельность частных охранных служб».
Представители Организатора торгов указали, что квалификационные требования и перечень обязанностей охранников согласно п. «В» Технического задания Документации установлены в соответствии с потребностью Организатора торгов в оказании перечисленных в данном пункте услуг, однако, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что указанный перечень обязанностей, не предусмотренных нормами Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", неправомерно включен в предмет закупки на оказание услуг по охране объекта и приводит к дискриминации прав потенциальных участников Закупки, осуществляющих свою деятельность в рамках предмета Закупки с соблюдением норм действующего законодательства.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит незаконным установление Организатором торгов в Техническом задании Документации квалификационных требований, а также, включение в обязанности исполнителя по договору в рамках Закупки ряда услуг и обязанностей выполняющих охрану лиц, не соответствующих требованиям действующего законодательства, а также, не относящихся согласно классификаторам ОКДП2 к группе «80.10.12.000 Услуги охраны» и ОКВЭД2 к группе «80.10 Деятельность частных охранных служб».
Исходя из изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному указанию в Техническом задании Документации чрезмерных, не соответствующих предмету Закупки и незаконных требований к персоналу участников Закупки и условиям исполнения договора нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 16.06.2017 №14696/17) ООО «ОП «ЦИТАДЕЛЬ» на действия организатора торгов ИНЦ РАН при организации и проведении запроса цен на оказание услуг по охране здания Института цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр-т, д. 4 (извещение №31705216678), на основании документов, представленных в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ИНЦ РАН нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 16.06.2017 №14696/17) ООО «ОП «ЦИТАДЕЛЬ» на действия организатора торгов ИНЦ РАН при организации и проведении запроса цен на оказание услуг по охране здания Института цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр-т, д. 4 (извещение №31705216678) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ИНЦ РАН при организации и проведении запроса цен на оказание услуг по охране здания Института цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр-т, д. 4 (извещение №31705216678) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем неправомерного указания в Техническом задании Документации чрезмерных, не соответствующих предмету Закупки и незаконных требований к персоналу участников Закупки и условиям исполнения договора.
3. Выдать организатору закупки ИНЦ РАН обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении запроса цен на оказание услуг по охране здания Института цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр-т, д. 4 (извещение №31705216678) путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке с последующим проведением и завершением процедуры Закупки в строгом соответствии с требованиями Документации, Положения о закупках и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
26 июня 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
на основании решения Комиссии от 26.06.2017 по жалобе № Т02-348/17 на действия организатора торгов ИНЦ РАН при организации и проведении запроса цен на оказание услуг по охране здания Института цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр-т, д. 4 (извещение №31705216678, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ИНЦ РАН совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения запроса цен на оказание услуг по охране здания Института цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тихорецкий пр-т, д. 4 (извещение №31705216678) путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения от 26.06.2017 Т02-348/17, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке с последующим проведением и завершением процедуры Закупки в строгом соответствии с требованиями документации о Закупке, Положения о закупках ИНЦ РАН и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 18 июля 2017 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.