Решение №78/2226/17 Решение по жалобе ООО "Стройтехника" от 27 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-47/17

 

24 января 2017 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);

с участием представителей

ООО «Балтийский завод - Судостроение» (далее – Организатор закупки) ;

ООО «Стройтехника» (далее – Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. № 784-ЭП/17 от 13.01.2017) ООО «Стройтехника» на действия организатора торгов ООО «Балтийский завод-Судостроение» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку и установку мостового электрического крана полезной грузоподъемностью 12,5 тонн (на траверсе), пролет 28500 мм, с вакуумной траверсой (извещение № 31604318095), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

11 ноября 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31604318095 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку и установку мостового электрического крана полезной грузоподъемностью 12,5 тонн (на траверсе), пролет 28500 мм, с вакуумной траверсой (далее - Закупка), включая документацию об открытом запросе предложений (далее – Закупочная документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Балтийский завод — Судостроение» от 18.02.2016 г. (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

39 663 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

11.11.2016

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

05.12.2016 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

26.01.2017 в 16:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

По адресу в сети интернет www.fabrikant.ru

 

2. Заявитель обжалует неправомерное, по его мнению, решение закупочной комиссии Организатора закупки (далее — Закупочная комиссия) об отклонении заявки ООО «Стройтехника» от участия в процедуре Закупки.

Заявитель сообщает, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Закупке от 27.12.2016 № 912/1/1 Закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки ООО «Стройтехника» от участия в Закупке в связи с несоответствием заявки на участие требованиям п.6 Приложения №1 к Закупочной документации «Информационная карта», однако, по мнению Заявителя, им в составе заявки на участие в Закупке был представлен полный перечень документов и сведений в соответствующем требованиям Закупочной документации виде.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/1126/17 от 17 января 2017 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

Также в заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя представлен договор от 16.01.2017 №206/Р-117-2017, заключенный Организатором закупки с ЗАО "СММ" по итогам обжалуемой процедуры Закупки.

 

3. Закон №223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 95.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалобы на действия (бездействие) заказчиков при организации и проведении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ дает возможность участнику закупки обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка подачи заявок на участие в закупке.

Порядок подачи заявок на участие в закупке устанавливается документацией и предполагает установление требований к участникам закупки, к подаваемым заявкам, перечню документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способам подачи заявок и прочее.

Учитывая, что в Законе №223-ФЗ содержатся минимальные требования к документации о закупке, такая документация может содержать положения, противоречащие требованиям законодательства, в том числе антимонопольного, что может препятствовать заинтересованному лицу подать заявку на участие в закупочной процедуре.

Так, в документации о закупке могут быть установлены избыточные или неизмеряемые требования к участникам закупки, которые не позволяют потенциальному участнику подать заявку на участие в закупке. В таком случае, потенциальный участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, положения закупочной документации, ограничивающие возможность участия в закупке.

Кроме того, в рамках одной закупки (одного лота) заказчик может объединить функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги, что может привести к ограничению числа участников такой закупки.

Заказчиком может быть нарушен порядок и сроки размещения информации о закупке, что может привести к ограничению числа участников закупки и нарушению прав лиц, которые желали подать заявку на участие в закупке, но в силу несвоевременного или неполного размещения информации о такой закупке, не смогли этого сделать.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупке заказчика.

Кроме того, согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган обязан рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе в случаях, не поименованных в ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Рассмотрение подобных жалоб в судебном порядке занимает более длительный срок, что может препятствовать восстановлению нарушенных прав заявителей, так как к моменту вынесения решения судом договор по результатам закупки может быть заключен.

Предусмотренный ст. 18.1 Закона №135-ФЗ порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав как участников закупки, так и лиц, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.

Также при установлении в рамках рассмотрения жалобы в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Закона №135-ФЗ, антимонопольный орган обязан принять необходимые меры по их устранению.

Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

4. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ООО «Балтийский завод — судостроение» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Закупке от 27.12.2016 № 912/1/1 Закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки ООО «Стройтехника» от участия в Закупке на основании п. 2.1.4 Документации по проведению процедуры закупки в связи с несоответствием заявки на участие требованиям п. 6 Приложения №1 к Закупочной документации «Информационная карта»

В соответствии с п.п. 2, 4, 6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Следуя п. 2.1.4 Закупочной документации, при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений Закупочная комиссия вправе не допустить Участника к участию в запросе предложений в случае несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям закупочной документации, в том числе:

- не предоставления в установленные сроки оформленного надлежащим образом технико-коммерческое предложения и иных документов, содержащих описание предмета закупки и подтверждающих соответствие требованиям закупочной документации;

- при выявлении существенного несоответствия стоимости лота или условий оплаты, указанных в электронной форме ЭТП, и в технико-коммерческом предложении за подписью уполномоченного лица;

- при подаче заявки на часть лота, либо при предложении замен или аналогов, в случае отсутствия такой возможности.

Пунктом 14.2.1. Информационной карты в составе Закупочной документации предусмотрено, что участники Закупки подают заявки на участие в закупке по установленной в настоящей Документации форме (раздел 5 настоящей Документации «Образцы основных форм документов»);

Согласно п. 14.2.2. Информационной карты в составе Закупочной документации в состав такой заявки включается технико-коммерческое предложение по установленной в настоящей Документации форме (раздел 5 настоящей Документации «Образцы основных форм документов») в соответствии с требованиями, указанными в п. 13 «Информационной карты» с описанием предлагаемых товаров/работ/услуг в соответствии с п.п. 15.5. «Информационной карты» и всех существенных условий выполнения договора, в том числе обязательно указание:

- предлагаемого срока поставки в календарных днях с даты списания с расчетного счета Покупателя авансового платежа или, в случае отказа от авансового платежа, в календарных днях с даты заключения договора.

При этом, пунктом 6 Информационной карты в составе Закупочной документации «Срок, условия и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» предусмотрено следующее:

Срок поставки товара: не более 25 недель с даты подписания Договора;

Срок выполнения монтажных и пуско-наладочных работ: не более 4 недель с даты поставки оборудования на склад Покупателя.

Условия и место поставки товара: доставка силами и за счет Поставщика до склада Покупателя по адресу: Санкт-Петербург, Косая линия, д.16, корп.1, лит. «Б».

Также, в п. 7.1 Информационной карты в составе Закупочной документации Организатором закупки установлены следующие условия оплаты:

- Форма оплаты – безналичная;

- Первый авансовый платеж в размере 30% от стоимости Оборудования в течение 25 банковский дней с даты подписания Договора и Спецификации обеими сторонами на основании счета от Поставщика при условии предоставления Поставщиком гарантии возврата авансового платежа в соответствии с пунктом 24 Приложения №1 к закупочной документации «Информационная карта».

- Второй платеж в размере 70% от стоимости Оборудования после доставки Оборудования на склад Покупателя в течение 20 банковских дней от даты, подписания сторонами Акта о приеме-передаче Оборудования на складе Покупателя при условии проведения входного контроля без замечаний (или с устраненными Поставщиком замечаниями).

- Третий платеж в размере 100% от стоимости Работ в течение 20 банковских дней с момента подписания Акта сдачи-приемки всех работ и товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Заявителем в составе заявки на участие в Закупке была представлена форма технико-коммерческого предложения по установленной в разделе 5 Закупочной документации форме с предлагаемым сроком поставки в 147 календарных дней с даты списания с расчетного счета Покупателя авансового платежа, как того требовал п. 14.2.2. Информационной карты в составе Закупочной документации.

Закупочной комиссией при предварительном рассмотрении заявок на участие в Закупке предлагаемый Заявителем срок поставки был расценен как ненадлежащий, вследствие чего в 13:20 (МСК) 12.12.2016 в адрес Заявителя Организатором закупки был направлен запрос на уточнение представленных в заявке ООО «Стройтехника» условий предложения, где было указано следующее:

«В срок до 16:30 (МСК) 12.12.2016 прошу представить уточненный предлагаемый срок поставки в соответствии с выбранными условиями платежа в соответствии с п.п. 6.1, 14.2.2. Информационной карты Закупочной документации (требуется указание срока поставки в календарных днях с даты подписания договора».

Заявителем в ответ на запрос была представлена форма технико-коммерческого предложения с измененным сроком поставки в 135 календарных дней, при этом, также, исчисляющегося с даты списания с расчетного счета Покупателя авансового платежа.

Представитель Организатора закупки пояснила, что повторно предложенные Заявителем условия поставки с даты списания с расчетного счета Покупателя авансового платежа были признаны Закупочной комиссией не соответствующими п. 6.1 Информационной карты Закупочной документации, вследствие чего согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Закупке от 27.12.2016 № 912/1/1 заявка ООО «Стройтехника» была отклонена от участия в Закупке.

Однако, представитель Заявителя указала, что Заявителем намеренно был предложен срок поставки с даты списания с расчетного счета Покупателя авансового платежа, т. к. в своем запросе от 12.12.2016 Организатор закупки указал о необходимости представления коммерческого предложения со сроком поставки в соответствии с п.п. 6.1, 14.2.2. Информационной карты Закупочной документации, при этом буквальное толкование п. 14.2.2. Информационной карты Закупочной документации допускает возможность предложения срока поставки в календарных днях с даты заключения договора только в случае отказа Заявителя от авансового платежа.

Представитель Заявителя пояснила, что отказ Заявителя от авансового платежа был неприемлем, а предложенный срок поставки в 135 календарных дней соответствовал как условиям п. 14.2.2. Информационной карты Закупочной документации, так и не превышал максимальный срок в 25 недель, определенный п.п. 6.1 Информационной карты Закупочной документации.

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что Закупочной комиссией при рассмотрении представленных в заявке ООО «Стройтехника» условий предложения по поставке были неправомерно предъявлены требования, не соответствующие совокупно установленным в п.п. 6.1, 14.2.2. Информационной карты Закупочной документации.

Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному отклонению заявки ООО «Стройтехника» от участия в Закупке в порядке, не соответствующем требованиям Закупочной документации, нарушения требований п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требований в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенные при проведении процедуры Закупки.

 

5. Рассмотрев жалобу (вх. № 784-ЭП/17 от 13.01.2017) ООО «Стройтехника» на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО «Балтийский завод-Судостроение» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку и установку мостового электрического крана полезной грузоподъемностью 12,5 тонн (на траверсе), пролет 28500 мм, с вакуумной траверсой (извещение № 31604318095), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора закупки ООО «Балтийский завод — судостроение» нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.

 

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. № 784-ЭП/17 от 13.01.2017) ООО «Стройтехника» на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО «Балтийский завод-Судостроение» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку и установку мостового электрического крана полезной грузоподъемностью 12,5 тонн (на траверсе), пролет 28500 мм, с вакуумной траверсой (извещение № 31604318095) обоснованной.

 

2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов ООО «Балтийский завод — Судостроение» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку и установку мостового электрического крана полезной грузоподъемностью 12,5 тонн (на траверсе), пролет 28500 мм, с вакуумной траверсой (извещение № 31604318095) нарушения требований п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требований по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, допущенные путем неправомерного отклонения заявки ООО «Стройтехника» от участия в Закупке в порядке, не соответствующем требованиям Закупочной документации.

 

3. Не выдавать организатору закупки ООО «Балтийский завод — судостроение» и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку и установку мостового электрического крана полезной грузоподъемностью 12,5 тонн (на траверсе), пролет 28500 мм, с вакуумной траверсой (извещение № 31604318095) в связи с наличием заключенного Организатором закупки с ЗАО "СММ" договора от 16.01.2017 №206/Р-117-2017по итогам обжалуемой процедуры Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

  

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны