Решение №78/23569/16 Решение по жалобе ООО «Орион» от 27 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-612/16

 

25 октября 2016 года                                                                       Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);

с участием представителей

ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» (далее – Организатор торгов) ;

ООО «Орион» (далее – Заявитель) ;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№23477/16 от 14.10.2016) ООО «Орион» на действия организатора торгов ООО «ЖКС №1 Приморского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку технической соли (извещение №31604205438), заслушав пояснения представителей сторон,

                                           

УСТАНОВИЛА:

13 октября 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31604205438 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку технической соли (далее – закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС № 1 Приморского района» (далее – Положение о закупках), утвержденным решением общего собрания участников ООО "ЖКС № 1 Приморского района" от 13.10.2015 г., на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

879 466,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

13.10.2016

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

19.10.2016 в 08:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

19.10.2016 в 12:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Российская Федерация,

г. Санкт-Петербург,

ул. Гаккелевская, дом 22, корп 2

 

  2. Доводы жалобы:

1) Заявитель считает, что в п. 17 раздела 1 Документации «Критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе котировок» порядок оценки заявок не позволяет начислить баллы по критерию «Степень надежности организации» участнику, существующему на рынке более 2-х лет;

2) Заявитель полагает, что установленный в п. 17 раздела 1 Документации «Критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе котировок» удельный вес ценового критерия в 60% от совокупной оценки заявки является диспропорциональным и имеет уклон в сторону квалификационных и иных требований, где предпочтение отдается конкретной организации, дольше существующей на рынке;

3) По мнению Заявителя формула подсчета итоговых баллов составлена некорректно с применением показателя Dni , представляющего значение в баллах, присуждаемое конкурсной комиссией i-ой заявке на участие в запросе предложений по n-му подкритерию, где n – количество установленных подкритериев;

4) Заявитель полагает неправомерным установленное Организатором торгов требование к участникам Закупки располагать складским помещением в Приморской районе удаленностью не более 10 км от местонахождения Организатора торгов.

 Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением № 78/22762/16 от 19.10.2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Закон №223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 95.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалобы на действия (бездействие) заказчиков при организации и проведении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ дает возможность участнику закупки обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка подачи заявок на участие в закупке.

Порядок подачи заявок на участие в закупке устанавливается документацией и предполагает установление требований к участникам закупки, к подаваемым заявкам, перечню документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способам подачи заявок и прочее.

Учитывая, что в Законе №223-ФЗ содержатся минимальные требования к документации о закупке, такая документация может содержать положения, противоречащие требованиям законодательства, в том числе антимонопольного, что может препятствовать заинтересованному лицу подать заявку на участие в закупочной процедуре.

Так, в документации о закупке могут быть установлены избыточные или неизмеряемые требования к участникам закупки, которые не позволяют потенциальному участнику подать заявку на участие в закупке. В таком случае, потенциальный участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, положения закупочной документации, ограничивающие возможность участия в закупке.

Кроме того, в рамках одной закупки (одного лота) заказчик может объединить функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги, что может привести к ограничению числа участников такой закупки.

Заказчиком может быть нарушен порядок и сроки размещения информации о закупке, что может привести к ограничению числа участников закупки и нарушению прав лиц, которые желали подать заявку на участие в закупке, но в силу несвоевременного или неполного размещения информации о такой закупке, не смогли этого сделать.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупке заказчика.

Кроме того, согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган обязан рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе в случаях, не поименованных в ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Рассмотрение подобных жалоб в судебном порядке занимает более длительный срок, что может препятствовать восстановлению нарушенных прав заявителей, так как к моменту вынесения решения судом договор по результатам закупки может быть заключен.

Предусмотренный ст. 18.1 Закона №135-ФЗ порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав как участников закупки, так и лиц, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.

Также при установлении в рамках рассмотрения жалобы в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Закона №135-ФЗ, антимонопольный орган обязан принять необходимые меры по их устранению.

Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

4. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

ООО «ЖКС №1 Приморского района» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

21 сентября 2016 года Организатор закупки разместил на Официальном сайте Протокол №66-2016/2 об отмене Закупки от 13.10.2016, согласно которому Организатор торгов отказался от проведения процедуры Закупки, а на Официальном сайте процедура Закупки переведена в статус «Закупка отменена».

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По первому, второму и третьему доводам жалобы Заявителя:

Согласно п.п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с п. 17 раздела 1 Документации «Критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе котировок» установлены следующие критерии оценки заявок:

 

№ п./п

Критерий оценки заявок

Значимость критерия оценки заявок, %

1.

Цена договора

60

2.

Квалификация участника запроса предложений

40

ИТОГО:

100%

 

Пунктом 18.2 раздела 1 Документации регламентируется следующий порядок оценки заявок по критерию «Квалификация и опыт работ участника запроса предложений»:

Значимость критерия – 40 %;

Коэффициент значимости критерия – 0,4.

Предмет оценки и перечень показателей по критерию «Квалификация Участника запроса предложений при размещении заказа на оказание услуг»:

Для оценки заявок по критерию «Качество услуг и квалификация участника запроса предложений» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию «Качество услуг и квалификация участника запроса предложений», определяется по формуле:

Rci = D1i + D2i + D3i  + …. + Dni,

где:

Rci – рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;

Dni – значение в баллах присуждаемое конкурсной комиссией i-ой заявке на участие в запросе предложений по n-му подкритерию, где n – количество установленных подкритериев.

 

№ п/п

Показатели по критерию «Качество услуг и квалификация участника запроса предложений при размещении заказа на оказание услуг»

Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия

Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия

1.

Опыт работы (оказания услуг) по данному виду работ:

 

1.1.

Наличие договоров выполненных работ, аналогичных предмету запроса предложений: количество договоров за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года (участник заполняет форму 2.3. приложить копии контрактов (договоров) на выполнение аналогичных работ   с приложениями копии актов выполненных работ.)

от 0 до 15 баллов

15 баллов

 

 

Нет

 

0 баллов

Менее 5 договоров

7  балла

Не менее 5 и не более 10

10 баллов

10 и более договоров

15 баллов

1.2.

Наличие договоров выполненных работ за период с с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года

подтвердить справкой согласно форме № 2.3 к настоящей закупочной документации и с приложениями копии актов выполненных работ).

от 0 до 15  баллов

нет

0 баллов

Менее 5 договоров

7 баллов

Не менее 5 и не более 10

10 баллов

10 и более договоров

15 баллов

2.

Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации

(подтвердить документом: Свидетельство о государственной регистрации Юридического лица) 

от 0 до 30  баллов

40 баллов

Менее 1 года

10 баллов

Не менее 1 года и не более 3 лет

20 баллов

Более 3 лет

30 баллов

3.

Наличие  положительных отзывов (оценивается исходя из положительных отзывов от организаций, заказчиков. (подтвердить документами- отзывы от заказчика по предмету запроса предложений)

от 0 до 20 баллов

30 баллов

нет

0 баллов

От 1 до 5 шт.

5 баллов

От 6 до  10 шт.

15 баллов

От 11 и более шт.

20 баллов

 

Таким образом согласно установленному порядку оценки заявке участника Закупки, осуществляющего свою деятельность на рынке более 2-х лет, будет начислено по подкритерию «Степень надежности организации» 20 баллов.

В отношении весомости установленных критериев оценки представитель Организатора торгов пояснил, что указанное соотношение значимости критериев продиктовано необходимостью заключить договор на поставку соли с организацией, имеющей значительный опыт и квалификацию работы на соответствующем рынке по предмету Закупки.

Также показатель Dni, представляющий значение в баллах, присуждаемое конкурсной комиссией i-ой заявке на участие в запросе предложений по n-му подкритерию, где n – количество установленных подкритериев, определяется в зависимости от количества подкритериев и соответствующего количества баллов по ним, выставляемого i-ой заявке.

Исходя из изложенного по первому, второму и третьему доводам жалобы Заявителя Комиссия СПб УФАС России указанные доводы неподтвержденными, вследствие чего по данным доводам Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов.

По четвертому доводу жалобы Заявителя:

В соответствии с п.п. 11, 13 раздела 3 Документации одним из требований к участникам Закупки является требование, согласно которому склад хранения товара Поставщика должен находиться в Приморском районе не более 10 км от местонахождения Покупателя (г. СПб, ул. Гаккелевская,  д. 22, корп.2.) .

Согласно п. 15.2 раздела 1 Документации комиссия обязана отстранить претендента от участия в закупочной процедуре в том числе в случае несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным документацией о закупке;

Предметом процедуры закупки является поставка технической соли, при этом Техническим заданием (раздел 3 Документации) установлены требования к  поставляемому товару, а именно – соль - концентрат минеральный – галит ТУ2111-006-00352816-2008.

Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо обязательные условия для поставки указанного товара, в том числе и в отношении наличия у поставщика складского помещения, равно как и минимальной отдаленности последнего от места поставки.

Таким образом Комиссия СПб УФАС России полагает чрезмерными и незаконными установленные в п.п. 11, 13 раздела 3 Документации требования к участникам Закупки о наличии складского помещения и радиусе месторасположения последнего, вследствие чего по четвертому доводу жалобы Заявителя Комиссия усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

6. Рассмотрев жалобу (вх.№23477/16 от 14.10.2016) ООО «Орион» на действия организатора торгов ООО «ЖКС №1 Приморского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку технической соли (извещение №31604205438), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ООО «ЖКС №1 Приморского района» нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх.№23477/16 от 14.10.2016) ООО «Орион» на действия организатора торгов ООО «ЖКС №1 Приморского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку технической соли (извещение №31604205438) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ООО «ЖКС №1 Приморского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку технической соли (извещение №31604205438) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем неправомерного установления в п.п. 11, 13 раздела 3 Документации требований к участникам Закупки о наличии складского помещения и радиусе месторасположения последнего.

 

3. Не выдавать организатору закупки ООО «ЖКС №1 Приморского района» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку технической соли (извещение №31604205438) ввиду принятого Организатором торгов решения об отмене процедуры Закупки согласно протоколу №66-2016/2 от 13.10.2016.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны