Решение №78/23778/16 Решение по жалобе ООО «Орион» от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей от  ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» (далее – Организатор торгов);  от ООО «Орион» (далее – Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 19.10.2016 № 23770/16) ООО «Орион» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку  песчано-соляной (песок, соль) смеси (извещение № 31604167004), заслушав пояснения представителей сторон,   

УСТАНОВИЛА:

03 октября 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31604167004 о проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку  песчано-соляной (песок, соль) смеси (далее – закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» (далее – Положение о закупках), утвержденным решением общего собрания участников от 28.12.2015 г., на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 640 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

03.10.2016

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

10.10.2016 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок
(по местному времени заказчика)

11.10.2016 в 12:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, Луначарского пр., д. 5

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31604167004 был заключен Договор № 130-П от 21.10.2016 г.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся в том, что удельный вес ценового критерия составляет всего 40% от совокупной оценки заявки, это, по мнению Заявителя, является диспропорцией с уклоном к квалификационным требованиям, где предпочтение отдается конкретной организации, дольше существующей на рынке и имеющей больший объем выполненных работ.                  

3. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Закон №223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ.

  Согласно ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

  1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

  2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

  3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 95.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

  Жалобы на действия (бездействие) заказчиков при организации и проведении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.

  В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

  Таким образом, ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ дает возможность участнику закупки обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка подачи заявок на участие в закупке.

  Порядок подачи заявок на участие в закупке устанавливается документацией и предполагает установление требований к участникам закупки, к подаваемым заявкам, перечню документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способам подачи заявок и прочее.

  Учитывая, что в Законе №223-ФЗ содержатся минимальные требования к документации о закупке, такая документация может содержать положения, противоречащие требованиям законодательства, в том числе антимонопольного, что может препятствовать заинтересованному лицу подать заявку на участие в закупочной процедуре.

  Так, в документации о закупке могут быть установлены избыточные или неизмеряемые требования к участникам закупки, которые не позволяют потенциальному участнику подать заявку на участие в закупке. В таком случае, потенциальный участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, положения закупочной документации, ограничивающие возможность участия в закупке.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупках заказчика.

  Кроме того, согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

  На основании вышеизложенного, антимонопольный орган обязан рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе в случаях, не поименованных в ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

  Рассмотрение подобных жалоб в судебном порядке занимает более длительный срок, что может препятствовать восстановлению нарушенных прав заявителей, так как к моменту вынесения решения судом договор по результатам закупки может быть заключен.

Предусмотренный ст. 18.1 Закона №135-ФЗ порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав как участников закупки, так и лиц, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.

  Также при установлении в рамках рассмотрения жалобы в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Закона №135-ФЗ, антимонопольный орган обязан принять необходимые меры по их устранению.

  Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с  ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

  1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

  2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

  3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

  4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

  5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

4. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23104/16 от 24.10.2016 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В соответствии с Приложением № 8 к Извещению «Критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе предложений» установлены следующие критерии оценки заявок и их значимость в процентах:

п/п

Наименование критерия

Значимость критерия

1.

Цена договора

40 %

2.

Квалификация участника:

 

2.1.

Стоимость работ (услуг) аналогичных предмету закупки, выполненных

за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. (руб.) – КЗ = 0,50

60 %

2.2.

Объем выполненных аналогичных работ (услуг), выраженный в натуральных показателях, за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г.

(тонн) - КЗ=0,50

ИТОГО:

100%

       

Ввиду установленного порядка оценки заявок созданы такие условия, в соответствии с которыми участник, осуществляющий свою деятельность по предмету закупки в полном соответствии с действующим законодательством, но не имеющий достаточного объема выполнения аналогичных работ (услуг), в том числе за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г., которые необоснованно ограничивают возможность победы в процедуре закупки, так как заявка такого участника не сможет конкурировать только по цене договора с участниками, имеющими вышеуказанный объем.

Таким образом, в совокупности неценовые критерии составляют 60%, ценовой 40%. Участник, не имеющий большого опыта и объема выполнения аналогичных работ (услуг), не сможет набрать большого количества баллов по цене.

Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного путем неправомерного установления порядка оценки заявок, ограничивающего возможность победить в процедуре закупки потенциальных участников данного рынка.

 

Вместе с тем в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Как следует из Протокола оценки и сопоставления заявок № 138 от 14.10.2016 победителем процедуры закупки было признано ООО «Сириус» с общим количеством баллов 64,08 (4,08 – цена, 60 баллов – квалификация участника).

Согласно пп. 7 п. 21 Извещения участник в составе заявки должен представить предложение о квалификации участника размещения заказа (Приложение №9) и копии необходимых документов, для подтверждения квалификации участника закупки.

В Приложении № 9 к Извещению указано, что для подтверждения объема выполненных аналогичных работ (услуг), выраженного в натуральных показателях за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г., нужно приложить копии товарных накладных или счетов - фактуры или иной документ подтверждающий факт поставки (подписанный сторонами). 

Комиссия СПб УФАС России установила, что победитель процедуры ООО «Сириус» в составе заявки представило товарные накладные, часть которых оформлена ненадлежащим образом (отсутствовали печати, подписи сторон).

Таким образом, Комиссия СПб приходит к выводу, что Закупочная комиссия Организатора торгов неправомерно начислила баллы по критерию «Квалификация участника».

Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного путем неправомерного начисления баллов ООО «Сириус» по критерию «Квалификация участника».

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу (от 19.10.2016 № 23770/16) ООО «Орион» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку  песчано-соляной (песок, соль) смеси (извещение № 31604167004), обоснованной.
  2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного путем неправомерного установления порядка оценки заявок, ограничивающего возможность победить в процедуре закупки потенциальных участников данного рынка.
  3. Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного путем неправомерного начисления баллов ООО «Сириус» по критерию «Квалификация участника».
  4. Не выдавать Организатору торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений в связи с тем, что по процедуре закупки № 31604167004 был заключен Договор № 130-П от 21.10.2016 г.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны