Решение №78/24001/16 Решение по делу по признакам нарушения законодательства о ре... от 20 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №3-28-38/78-01-16

 

19 октября 2016 г.

Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело №3-28-38/78-01-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на фасаде дома дома №77 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге рекламы микрозаймов «Заначка магазин денег деньги наличными на любой срок ↑», содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее также — Закон о рекламе),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе — ООО «МФО «Фреш кэш» явился представитель по доверенности от 13.04.2016 <…>,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургские УФАС России, Управление) в процессе наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 06 сентября 2016 года на фасаде дома №77 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге обнаружена реклама микрозаймов «Заначка магазин денег деньги наличными на любой срок ↑».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная информация по своему содержанию, не позволяет определить круг ее получателей, является неперсонифицированной, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц к микрозаймам, которые можно получить наличными, формирует и поддерживает интерес к указанным микрозаймам, тем самым способствует их продвижению на рынке, что соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются микрозаймы, предоставляемые ООО «МФО «Фреш кэш» (коммерческое обозначение «Заначка магазин денег»), по адресу: Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 77.

Пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон об МФО) установлено, что под микрозаёмом понимается заём, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный данным Федеральным законом. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона об МФО микрофинансовая деятельность — деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 цитируемого Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

С учётом, изложенного микрозаём является финансовой услугой. К рекламе финансовых услуг законодательством Российской Федерации о рекламе предъявляются специальные требования. Особенности рекламы финансовых услуг регламентированы статьёй 28 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В свою очередь под микрофинансовой организацией понимается юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании (пункт 2 части 1 статьи 2 Закона об МФО). В силу части 3 статьи 5 Закона об МФО приобрести статус микрофинансовой организации вправе юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе рассматриваемая реклама не содержит наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги, которым в данном случае является Общество с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Фреш кэш».

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 данного Федерального закона,  ответственность несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно уставу ООО «МФО «Фреш кэш» в новой редакции одним из основных видов деятельности Общества является предоставлении потребительского кредита. Из информации ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности данного ООО «МФО «Фреш кэш» является деятельность по предоставлению потребительского кредита.

По договору от 29.09.2014 №1/В, заключённому между ИП Лобановым В.В. (арендодатель) и ООО «МФО «Фреш кэш» (арендатор), арендодатель обязуется предоставить арендатору часть нежилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 77, пом. 2. В силу пункта 4.6 указанного договора в случае, если ни одна из сторон цитируемого договора не выразит явного намерения расторгнуть данный договор путём направления соответствующего уведомления, стороны считают договор продлённым на тот же срок и на тех же условия.

Свидетельством Банка России подтверждается, что ООО «МФО «Фреш кэш» включено в государственный реестр микрофинансовых организаций 17.07.2012 за регистрационным номером 2120278001804. В Государственном реестре микрофинансовых организаций, размещённом на официальном сайте Банка России с доменным именем www.cbr.ru, содержится информация о наличии у ООО «МФО «Фреш кэш» статуса микрофинансовой организации.

Правилами предоставления микрозаймов, утверждёнными приказом
ООО «МФО «Фреш кэш» от 15.06.2016 №6-П, определяется порядок подачи и рассмотрения заявления на получение микрозайма, порядок заключения договора микрозайма и порядок согласования графика платежей по нему, а также иные условия выдачи микрозайма. В соответствии с пунктом 2.4.2 названных Правил заёмщик возвращает сумму микрозайма и начисленные проценты за пользование микрозаймом путём внесения денежных средств в кассу в любом из офисов Общества, либо иным способом, указанным на сайте ООО «МФО «Фреш кэш» в сети Интернет http://www.zdengi.ru/. Из представленного проекта типового договора следует, что ООО «МФО «Фреш кэш» предоставляет гражданам потребительские займы.

Согласно общедоступной информации, размещённой в сети Интернет на сайте с доменным именем www.zdengi.ru, ООО «МФО «Фреш кэш» использует коммерческое обозначение «Заначка магазин денег», также данное
Общество осуществляет выдачу микрозаймов по адресу: Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 77.

С учётом изложенного, ООО «МФО «Фреш кэш» (полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Фреш кэш», ОГРН 1097847304048, ИНН/КПП 7802483725/781001001, зарегистрировано в качестве юридического лица 28.10.2009, адрес места нахождения: 196158, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д. 80, лит. А, пом. 7Н) является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы микрозаймов «Заначка магазин денег деньги наличными на любой срок ↑», факт размещения которой зафиксирован 6 сентября 2016 года на фасаде дома №77 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге.

В связи с изложенным, определением Управления от 28 сентября 2016 года №78/21333/16 в отношении ООО «МФО «Фреш кэш» возбуждено производство по делу №3-28-38/78-01-16 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Тем же определением дело №3-5-28/78-01-16 назначено к рассмотрению на 19 октября 2016 года.

Представитель ООО «МФО «Фреш кэш» <…> на заседании Комиссии представил пояснения Общества по делу, а также ряд запрошенных документов. Представитель Общества поддержал письменные пояснения
ООО «МФО «Фреш кэш».

Как следует из письменных пояснений ООО «МФО «Фреш кэш» признаёт факт размещения Обществом информации о микрозаймах «Заначка магазин денег деньги наличными на любой срок ↑», однако полагает, что размещённая на фасаде дома №77 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге информация является временной вывеской, а не рекламой. Также ООО «МФО «Фреш кэш» пояснило, что заявленная в рекламе информация «деньги на наличными на любой срок» является  указанием на профиль деятельности Общества и синонимом информации «предоставление мирозаймов».

Заслушав данные представителем ООО «МФО «Фреш кэш» объяснения и изучив материалы дела №3-28-38/78-01-16, Комиссия считает доводы Общества несостоятельным и противоречащими материалам дела. При этом Комиссия исходит из следующего.

Заявленная в рекламе информация «деньги наличными на любой срок» является гиперонимом к информации «предоставление мирозаймов», а не синонимом. Таким образом, данная информация не является обобщённым указанием на профиль деятельности ООО «МФО «Фреш кэш», поскольку выделяет привлекательные для потребителя условия предоставления микрозаймов — предоставление микрозаймов наличными.

Оценив содержание размещенной на фасаде дома №77 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге информации, Комиссия приходит к обоснованному выводу о том, что данная информация, адресованная неопределенному кругу лиц, направлена на формирование интереса к конкретному юридическому лицу (ООО «МФО «Фреш кэш») и на повышение потребительской ценности предоставляемых Обществом микрозаймов в восприятии потребителей (потенциальных заёмщиков), а, следовательно, подпадает под понятие рекламы, закреплённое в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе. Размещение указанной информации не является для Общества обязательным в силу закона, данная конструкция не относится к вывескам и указателям. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность размещения каких-либо «временных вывесок».

В связи с тем, что в настоящее время в Санкт-Петербургском УФАС России отсутствует документальное подтверждение устранения ООО «МФО «Фреш кэш» допущенных нарушений законодательства о рекламе, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи обществу предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу микрозаймов «Заначка магазин денег деньги наличными на любой срок ↑», размещённую на фасаде дома №77 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях рекламодателя и рекламораспространителя
ООО «МФО «Фреш кэш» нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в размещении на фасаде дома №77 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге рекламы микрозаймов «Заначка магазин денег деньги наличными на любой срок ↑» и определении объекта рекламирования и содержания данной рекламы без указания своего наименования как лица, осуществляющего выдачу микрозаймов.

3. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю ООО «МФО «Фреш кэш» предписание об устранении допущенных нарушений, указанных в пункте 2 настоящего решения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «МФО «Фреш кэш» дела об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «02» ноября 2016 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

19 октября 2016 г.

Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от «02» ноября 2016 г. по делу №3-28-38/78-01-16 о признании ненадлежащей (нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе») рекламы микрозаймов «Заначка магазин денег деньги наличными на любой срок ↑», размещённой на фасаде дома дома №77 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Рекламодателю и рекламораспространителю ООО «МФО «Фреш кэш» (адрес места нахождения: 196158, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д. 80, лит. А, пом. 7Н) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: снять с распространения рекламу микрозаймов «Заначка магазин денег деньги наличными на любой срок ↑», которая нарушает требования, установленные частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», во всех источниках её распространения.

2. Рекламодателю и рекламораспространителю ООО «МФО «Фреш кэш» (адрес места нахождения: 196158, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д. 80, лит. А, пом. 7Н) представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 декабря 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны