Решение №78/24119/16 Решение о признании рекламы алкогольной продукции супермарке... от 20 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №3-21-43/78-01-16

 

20 октября 2016 г.

Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело №3-21-43/78-01-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения вне помещения  супермаркета «Перекресток», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40 литер «А», рекламы водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»,  содержащей признаки нарушения части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее также — Закон о рекламе),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе — от ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» явился представитель по доверенности от 16.05.2016 №<…> <…>,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургские УФАС России, Управление) в процессе наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 30 сентября 2016 года обнаружена реклама водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», размещённая в коридоре у супермаркета «Перекресток» по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40 литера «А». В названном коридоре помимо входа в супермаркет «Перекресток» также оборудован вход в магазин «Евросеть» и выход на улицу.

Вышеуказанная реклама водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» размещалась со следующей текстовой информацией «чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью Перекресток супермаркет Водка старая москва 40%, 0,5 л 26900 супер цена Перекресток супермаркет 19900 экономия 26% 28.09—04.10.2016».

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское),
винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. При этом под водкой понимается спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Из деклараций о соответствии и справок к товарно-транспортным накладным на алкогольную продукцию, копии которых представлены в материалы дела, следует, что крепость водки «Старая Москва» составляется составляет сорок процентов объема готовой продукции. Данная информация также содержится в Федеральном реестре алкогольной продукции, размещённом на официальном сайте с доменным именем fsrar.ru Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

К рекламе алкогольной продукции законодательством Российской Федерации о рекламе предъявляются специальные требования. Особенности рекламы алкогольной продукции регламентированы статьёй 21 Закона о рекламе.

В силу требований части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

Из системного толкования положений частей 1 и 2 статьи 16 и части 3.2 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями исключительно в стационарных торговых объектах. Возможность розничной продажи алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах предусмотрена лишь для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

В силу пунктов 4 и 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под стационарным торговым объектом применительно к рассматриваемому случаю понимается часть здания, во-первых, прочно связанная фундаментом такого здания (с землей) и подключенная (технологически присоединенная) к сетям инженерно-технического обеспечения, во-вторых, специально оснащенная оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Площадью торгового объекта является помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» предоставлена лицензия от 31.08.2015 №78РПА0006774 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 36/40 литера А, часть помещения 1-Н (комн. 98-137-141, 143-145, 146-153, 155-172, помещение 5-Н, часть помещения 6-Н (комн. 1). Данная лицензия выдана со сроком действия с 22 августа 2016 года по 31 августа 2020 года.

По договору аренды торговых помещений от 09 ноября 2006 года в последней редакции, заключённому между ООО «Редженси Пропертиез» (арендодатель) и ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» (арендатор), арендатор принял во временное владение и пользование нежилые помещения №№ 98-137-141, 146-153, 155-172, а также часть нежилого помещения 1-Н №№ 143-145, помещение 5-Н №1 и помещение 6-Н №1, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 36/40 литера А. Одним из приложений к указанному договору является план первого этажа указанного здания, на котором зафиксированы границы и наименования арендуемых помещений.

С учётом изложенного супермаркет «Перекресток», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40 литер «А», является стационарным торговым объектом, в границах которого возможна розничная продажа и реклама алкогольной продукции. Между тем коридор у данного супермаркета, в котором и было зафиксировано 30.09.2016 размещение рассматриваемой рекламы, не является и не входит в границы (не относится к площади) супермаркета «Перекресток», расположенного о адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40 литер «А».

Таким образом, размещение рекламы водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» в  коридоре у супермаркета «Перекресток», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40, недопустимо и нарушает запрет, установленный частью 2.1 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частью 2.1 статьи 21 данного Федерального закона.

ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» сообщило (вх.№23710-ЭП/16 от 19.10.2016), что производство рекламы водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» осуществлялось собственными силами Общества, а размещение данной рекламы — сотрудниками супермаркета торговой сети «ПЕРЕКРЕСТОК», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40, литер «А», предоставление договоров на производство и размещение рассматриваемой рекламы и, соответственно, платёжных документов по оплате данных договоров не представляется возможным по объективной причине. Также данное Общество представило оригинал-макет рекламы водки «Старая Москва», факт размещения которой зафиксирован 30.09.2016 коридоре у супермаркета «Перекресток» по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40, литера «А».

Согласно свидетельству на товарный знак (знак обслуживания) №553596 ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» является правообладателем комбинированного товарного знака. Данный товарный знак воспроизведён в рассматриваемой рекламе водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки.

Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в супермаркете «Перекресток», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40, литера «А», осуществляет ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК». При этом уставом ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» в новой десятой редакции предусмотрено, что Общество осуществляет деятельность по розничной торговле.

С учётом изложенного, ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» (ОГРН 1027700034493, ИНН/КПП 7728029110/770701001, зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.1994, адрес места нахождения: 103473, Москва, Суворовская площадь, дом 1, почтовый адрес: 109029, Москва, ул. Средняя Калитниковская, дом 28, строение 4) является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», размещённой по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40,
литера «А».

С учётом изложенного, определением Управления от 11 октября 2016 года №78/22153/16 в отношении ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» как рекламораспространителя возбуждено производство по делу №3-21-43/78-01-16 по признакам нарушения пункта части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе. Тем же определением дело №3-21-43/78-01-16 назначено к рассмотрению на 20 октября 2016 года.

На заседании Комиссии представитель ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» просил приобщить к материалам дела копию акта обследования с фотофиксацией. Из представленной копии акта обследования от 12.10.2016 следует, что реклама водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», ранее размещавшаяся по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40, снята с размещения.

Также представитель ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» <…> сообщила Комиссии, что нарушения были устранены. Сотрудники супермаркета ошибочно решили, что указанный коридор относится к торговым помещениям, хотя он к таковым не относится. Представитель ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» факт нарушения законодательства о рекламе не отрицал.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», размещавшуюся вне помещения супермаркета «Перекресток», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40 литер «А», поскольку в ней нарушены требования части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях рекламораспространителя ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» нарушение части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в размещении рекламы водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака
ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» вне помещения супермаркета «Перекресток», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40 литер «А».

3. Не выдавать рекламораспространителю ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» предписание о прекращении нарушении законодательства о рекламе в связи со снятием с размещения вне помещения супермаркета «Перекресток», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 36/40 литер «А», рекламы водки «Старая Москва» с изображением бутылки данной водки и товарного знака ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «03» ноября 2016 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны