Решение №78/24316/16 Решение по жалобе ООО "БАЛТИК-СТАФФ" от 8 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-627/16

 

02 ноября 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия);

с участием представителя ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» (далее – Организатор закупки) ;

в отсутствие представителей ООО «БАЛТИК-СТАФФ» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№24140-ЭП/16 от 24.10.2016) ООО «БАЛТИК-СТАФФ» на действия организатора торгов ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» при организации и проведении запроса котировок на оказание услуги по отоплению части здания (2-ой и 3-ий этаж) по адресу: Калининград, ул.Космонавта Леонова, д. 18 (извещение №31604179755, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

06 октября 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31604179755 о проведении запроса котировок на оказание услуги по отоплению части здания (2-ой и 3-ий этаж) по адресу: Калининград, ул.Космонавта Леонова, д. 18, включая документацию на проведение запроса котировок (далее — Закупочная документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» (далее – Положение о закупках), версия 5 от 13.08.2013, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

380 823,84 руб

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

06.10.2016

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.10.2016 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

14.10.2016 в 12:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д.2/6 лит. А.

 

2. Доводы жалобы:

1) Заявитель считает, что Организатором закупки в Закупочной документации размещены противоречивые сведения в отношении места оказания услуг по предмету Закупки;

2) Заявитель полагает незаконным неразмещение в Закупочной документации порядка дачи разъяснений содержания Закупочной документации;

3) Заявитель указывает, что в п.п. 2.6, 2.7 раздела 2 Закупочной документации Организатором закупки установлены неоднозначные требования, в том числе являющиеся по мнению Заявителя неизмеримыми и необоснованно ограничивающими участие в Закупке;

4) Заявитель сообщает о неправомерном неуказании в Закупочной документации характеристик температурного режима, который должен поддерживаться согласно договору по предмету Закупки.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/23388/16 от 26 октября 2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Закон №223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 95.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалобы на действия (бездействие) заказчиков при организации и проведении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ дает возможность участнику закупки обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка подачи заявок на участие в закупке.

Порядок подачи заявок на участие в закупке устанавливается документацией и предполагает установление требований к участникам закупки, к подаваемым заявкам, перечню документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способам подачи заявок и прочее.

Учитывая, что в Законе №223-ФЗ содержатся минимальные требования к документации о закупке, такая документация может содержать положения, противоречащие требованиям законодательства, в том числе антимонопольного, что может препятствовать заинтересованному лицу подать заявку на участие в закупочной процедуре.

Так, в документации о закупке могут быть установлены избыточные или неизмеряемые требования к участникам закупки, которые не позволяют потенциальному участнику подать заявку на участие в закупке. В таком случае, потенциальный участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, положения закупочной документации, ограничивающие возможность участия в закупке.

Кроме того, в рамках одной закупки (одного лота) заказчик может объединить функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги, что может привести к ограничению числа участников такой закупки.

Заказчиком может быть нарушен порядок и сроки размещения информации о закупке, что может привести к ограничению числа участников закупки и нарушению прав лиц, которые желали подать заявку на участие в закупке, но в силу несвоевременного или неполного размещения информации о такой закупке, не смогли этого сделать.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупке заказчика.

Кроме того, согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган обязан рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе в случаях, не поименованных в ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Рассмотрение подобных жалоб в судебном порядке занимает более длительный срок, что может препятствовать восстановлению нарушенных прав заявителей, так как к моменту вынесения решения судом договор по результатам закупки может быть заключен.

Предусмотренный ст. 18.1 Закона №135-ФЗ порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав как участников закупки, так и лиц, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.

Также при установлении в рамках рассмотрения жалобы в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Закона №135-ФЗ, антимонопольный орган обязан принять необходимые меры по их устранению.

Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

4. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» относится к государственным унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

По первому доводу жалобы Заявителя:

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Как указано в п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Следуя указанному в п. 3 раздела 3 Закупочной документации, место оказания услуг - Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д.2/6 лит. А.

При этом в п. 1.1 Проекта договора в составе Закупочной документации указано, что Исполнитель обязуется оказать услуги по отоплению в период с момента подписания Договора по 31 декабря 2016 года  части здания (2-ой и 3-ий этаж) (далее - Услуги), расположенного по адресу: Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 18, а Заказчик обязуется оплатить эти Услуги.

Представители Организатора закупки пояснили, что указанное расхождение допущено вследствие технической ошибки со стороны специалиста Организатора закупки при составлении Закупочной документации.

Исходя из изложенного по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по указанию в Закупочной документации противоречивых сведений в отношении месте оказания услуг по предмету Закупки нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По второму доводу жалобы Заявителя:

Согласно п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

При этом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Организатором закупки в Закупочной документации не установлены формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Исходя из изложенного по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неправомерному неустановлению в Закупочной документации сведений в отношении формы, порядка, даты начала и даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

По третьему доводу жалобы Заявителя:

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с п.п. 2.6, 2.7 раздела 2 Закупочной документации в качестве требований к участникам установлено:

- отсутствие задолженности по денежным обязательствам перед Заказчиком по взаимоотношениям, имевшим место в течение трех лет до момента размещения информации о закупке;

- отсутствие задержек в сроках исполнения обязательств перед Заказчиком по взаимоотношениям, имевшим место в течение трех лет до момента размещения информации о закупке, свыше пяти рабочих дней.

При этом в Закупочной документации не разъясняется порядок соответствия указанным требованиям, не установлены критерии отнесения возможных имеющихся у участников обязательств к понятию «денежное обязательство», а также не предусматриваются случаи наличия находящихся в производстве или завершенных судебных разбирательств по вопросам обязательств сторон .

Исходя из изложенного по третьему доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в п.п. 2.6, 2.7 раздела 2 Закупочной документации требований к участникам Закупки в отсутствие порядка подтверждения соответствия указанным требованиям нарушения п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

В отношении четвертого довода жалобы Заявителя:

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 2 раздела 3 Закупочной документации предметом Закупки является оказание услуги по отоплению части здания (2-ой и 3-ий этаж) по адресу: Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 18.

Следуя указанному на Официальном сайте, Организатором закупки указанные услуги классифицированы по ОКПД2 как 35.30.11.120 «Энергия тепловая, отпущенная котельными», по ОКВЭД2 — 35.30.4 «Обеспечение работоспособности котельных».

При этом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Закупочной документацией, включая Проект договора, не установлен объем оказываемых услуг по отоплению,а также температурный режим, который исполнитель по договору обязуется поддерживать для надлежащего оказания услуг по договору по предмету Закупки.

Исходя из изложенного по четвертому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неправомерному неуказанию в Закупочной документации сведений о характеристиках и объеме оказываемых услуг, нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

Согласно Протоколу запроса котировок от 14.10.2016 № 31604179755 на участие в Закупке поступили 3 заявки (включая заявку ООО «БАЛТИК-СТАФФ», являющегося заявителем по жалобе), которые были допущены к участию в Закупке.

 

5. Рассмотрев жалобу (вх.№24140-ЭП/16 от 24.10.2016) ООО «БАЛТИК-СТАФФ» на действия организатора торгов ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» при организации и проведении запроса котировок на оказание услуги по отоплению части здания (2-ой и 3-ий этаж) по адресу: Калининград, ул.Космонавта Леонова, д. 18 (извещение №31604179755), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» нарушения п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3, п.п. 1, 10 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

 

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

 

 РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх.№24140-ЭП/16 от 24.10.2016) ООО «БАЛТИК-СТАФФ» на действия организатора торгов ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» при организации и проведении запроса котировок на оказание услуги по отоплению части здания (2-ой и 3-ий этаж) по адресу: Калининград, ул.Космонавта Леонова, д. 18 (извещение №31604179755) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» при организации и проведении запроса котировок на оказание услуги по отоплению части здания (2-ой и 3-ий этаж) по адресу: Калининград, ул.Космонавта Леонова, д. 18 (извещение №31604179755) нарушения:

- п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи, допущенное путем указания в Закупочной документации противоречивых сведений в отношении месте оказания услуг по предмету Закупки;

- п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи, допущенные путем неправомерного неустановления в Закупочной документации сведений в отношении формы, порядка, даты начала и даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

- п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, допущенные путем неправомерного установления в п.п. 2.6, 2.7 раздела 2 Закупочной документации требований к участникам Закупки в отсутствие порядка подтверждения соответствия указанным требованиям;

- п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи, допущенные путем неправомерного неуказания в Закупочной документации сведений о характеристиках и объеме оказываемых услуг по предмету Закупки.

 

3. Не выдавать организатору закупки ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок на оказание услуги по отоплению части здания (2-ой и 3-ий этаж) по адресу: Калининград, ул.Космонавта Леонова, д. 18 (извещение №31604179755) ввиду того, что допущенные нарушения не привели к отклонению кого-либо из участников процедуры Закупки.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны