Решение №78/25029/17 Решение по жалобе ООО «СтроМакс» от 25 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-414/17

21 августа 2017 года                                                                         Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей от ФГБОУ ВО «СПбГУ ГА» (далее – Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО «СтроМакс» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.08.2017 № 19517/17) ООО «СтроМакс» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ ГА» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству ограждения территории ФГБОУ ВО «СПбГУ ГА» (извещение № 31705308794), заслушав пояснения,                                 

УСТАНОВИЛА:

10 июля 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31705308794 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству ограждения территории ФГБОУ ВО «СПбГУ ГА» (далее – Закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «СПбГУ ГА» (далее – Положение о закупках), в редакции от 30.12.2016, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

18 061 097,60 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

10.07.2017

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

07.08.2017 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок

(по местному времени заказчика)

08.08.2017 в 13:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения заявок

196210, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 38, каб. 214а

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31705308794 был заключен Договор № 31705308794-8 от 11.08.2017 г.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  1. В составе проектной документации отсутствовала сметная документация.
  2. В адрес Заказчика были направлены запросы ООО «Строительная компания «АТЛАС» на разъяснение Документации. Организатор торгов указывает на внесение изменений в Документацию (устранил ошибку) по данным запросам, тем не менее ответ на запрос о правильности определения начальной максимальной цены договора не представлен.
  3. В строке 4 п. 6.4 «Перечень (ведомость) материалов и изделий» Части III «Техническое задание» Документации Организатором торгов не указаны технические характеристики панелей, тип подвесной системы и т.д.
  4. В строке 10 п. 6.4 «Перечень (ведомость) материалов и изделий» Части III «Техническое задание» Документации Организатором торгов не указаны характеристики смеси и для заделки каких швов она предназначена.
  5. В строке 60 п. 6.4 «Перечень (ведомость) материалов и изделий» Части III «Техническое задание» Документации Организатором торгов не установлены функциональные, технические и качественные характеристики ворот. Неправомерно установлено требование по производителю «Группа компаний ИТАН».
  6. В Части I «Информационная карта» Документации установлено требование по не допуску участников закупки и иных лиц на процедуру вскрытия конвертов с заявками, противоречащее требованиям Положения о закупках.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ФГБОУ ВО «СПбГУ ГА» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Кроме того, согласно ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/24070/17 от 14.08.2017 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

1) По первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1.3 Части I «Информационная карта» Документации предметом Закупки является «выполнение работ по строительству ограждения».

В соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ «подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ».

На основании Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в составе проектной документации должна содержаться сметная документация, которая должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России подтвердил, что в составе проектной документации отсутствует сметный расчёт.

Представитель Организатора торгов на вопрос Комиссии СПб УФАС России о том, каким образом сформирована начальная (максимальная) цена договора в отсутствие сметного расчета, пояснил, что Организатором торгов при формировании начальной (максимальной) цены договора применен метод анализа рынка (коммерческих предложений), на основании которого Организатор торгов получил среднюю цену выполнения работ по предмету закупки.

Таким образом, неразмещение проектной документации в полном объеме в части отсутствия в составе Документации сметного расчёта, приводит к невозможности формирования потенциальными участниками своего ценового предложения для участия в Закупке.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в неразмещении в единой информационной системе информации о закупке, допущенное путем неразмещения проектной документации в полном объеме в части отсутствия в составе Документации сметного расчёта.

Также Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное вследствие отсутствия сметного расчёта в составе проектной документации, являющейся неотъемлемой частью Документации.

2) Второй довод жалобы о запросах ООО «Строительная компания «АТЛАС» на разъяснение положений Документации не нашел своего подтверждения в заседание Комиссии СПб УФАС России, так как Организатором торгов были внесены соответствующие изменения в Документацию от 20.07.2017 и от 21.07.2017 и опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

3) По третьему и четвертому доводам жалобы об отсутствии требований к качеству и техническим характеристикам в отношении товаров, используемых при выполнении работ, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии со строкой 4 п. 6.4 «Перечень (ведомость) материалов и изделий» Части III «Техническое задание» Документации Организатором торгов установлены требования к «Панелям потолочным «Армстронг»: «должны иметь размеры 600*600, единица измерения – м2, количество – 63,9».

Также в строке 10 п. 6.4 «Перечень (ведомость) материалов и изделий» Части III «Техническое задание» Документации Организатором торгов установлены требования к «Смеси сухой»: «должна быть предназначена для заделки швов, единица измерения – т, количество – 0,0133».

В своем мотивированном отзыве на жалобу Организатор торгов отметил, что неустановление иных требований к качеству и техническим характеристикам вышеуказанных товаров не ограничивает круг участников, а наоборот, позволяет применять при выполнении работ любые панели нужного для Организатора торгов размера, а также любую сухую смесь, подходящую для заделки швов.

На основании изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений по третьему и четвертому доводам жалобы.

4) По пятому доводу жалобы об отсутствии функциональных, технических и качественных характеристик ворот, а также неправомерном установлении в отношении ворот требования о конкретном производителе – «Группа компаний «ИТАН», Комиссия СПб УФАС России выявила следующее.

Из п. 1 ч. 10 ст. 4  Закона № 223-ФЗ  следует, что заказчик   в документации о закупке  вправе устанавливать требования  к  качеству, техническим  и функциональным характеристикам, потребительским свойствам товаров и  иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара  потребностям заказчика.

В соответствии со строкой 60 п. 6.4 «Перечень (ведомость) материалов и изделий» Части III «Техническое задание» Документации Организатором торгов установлены требования к «Воротам откатным, распашным»: «Должны быть выполнены согласно Разделу 4 «Архитектурные решения» Тома 4.1 (ШИФР 19-400/16/02-2016-АР), единица измерения – шт., количество – 5».

Из Раздела 4 «Архитектурные решения» Тома 4.1 (ШИФР 19-400/16/02-2016-АР) следует, что в отношении ворот установлены требования о конкретном производителе – «Группа компаний «ИТАН», а также их размере.

Согласно пп. 1 п. 11.1 Раздела 11 Положения о закупках Организатор торгов вправе в  описание объекта закупки включить требования или указать конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.

Вместе с тем из требований, установленных Документацией, не следует, что участник должен являться изготовителем указанного товара.

Ни Закон № 223-ФЗ, ни Положение о закупках Организатора торгов не содержат запрета на указание конкретного производителя при проведении процедур закупок на выполнение работ по строительству ограждения.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений по данному доводу жалобы.

5) По шестому доводу жалобы об установлении требования по не допуску участников закупки и иных лиц на процедуру вскрытия конвертов с заявками, противоречащему требованиям Положения о закупках, Комиссия СПб УФАС России выявила следующее.

Согласно п. 1.9 Части I «Информационная карта» Документации не допускается присутствие участников закупки и иных лиц на процедуре вскрытия конвертов с заявками.

В соответствии с п. 11.9 Положения о закупках:

«<…>

Участник конкурса, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе вправе с согласия Заказчика осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.

<…>

По всем остальным вопросам проведения этапов конкурсных процедур Заказчик руководствуется локальными актами, в случае их отсутствия – положениями Закона № 223-ФЗ, а в части не урегулированной и не противоречащей, - положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» об открытом конкурсе».

Из вышенаписанного следует, что в Положении о закупках не установлен порядок присутствия или отсутствия участников закупки и иных лиц на процедуре вскрытия конвертов с заявками при проведении процедуры закупки в бумажном виде.

Вместе с тем, представители Организатора торгов не представили каких-либо локальных актов, регулирующих вышеназванный порядок. Также положения Закона № 223-ФЗ не содержат данный порядок. Соответственно, Организатор торгов должен руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» об открытом конкурсе.

Как следует из ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем неправомерного установления в п. 1.9 Части I «Информационная карта» Документации требования по не допуску участников закупки и иных лиц на процедуру вскрытия конвертов с заявками, противоречащего Положению о закупках.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу (от 10.08.2017 № 19517/17) ООО «СтроМакс» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ ГА» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству ограждения территории ФГБОУ ВО «СПбГУ ГА» (извещение № 31705308794), обоснованной.
  2. Признать в действиях Организатора торгов нарушения:

- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное вследствие отсутствия сметного расчёта в составе проектной документации, являющейся неотъемлемой частью Документации, а также путем неправомерного установления в п. 1.9 Части I «Информационная карта» Документации требования по не допуску участников закупки и иных лиц на процедуру вскрытия конвертов с заявками, противоречащего Положению о закупках;

- п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в неразмещении в единой информационной системе информации о закупке, допущенное путем неразмещения проектной документации в полном объеме в части отсутствия в составе Документации сметного расчёта.

  1. Не выдавать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, ввиду того, что по процедуре закупки № 31705308794 был заключен Договор № 31705308794-8 от 11.08.2017 г.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны