Решение №78/27152/16 Решение по жалобе ООО «БС Премиум» от 12 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-690/16

 

08 декабря 2016 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);

с участием представителя ПАО «Банк ВТБ» (далее – Организатор закупки) ;

в отсутствие представителей ООО «БС Премиум» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№26879-ЭП/16 от 29.11.2016) ООО «БС Премиум» на действия организатора торгов ПАО «Банк ВТБ» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий операционных офисов в г.г.Туле, Новомосковске, Ефремове Филиала Банк ВТБ (ПАО) в г. Воронеже (извещение №31604265426), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

28 октября 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31604265426 о проведении открытого запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий операционных офисов в г.г.Туле, Новомосковске, Ефремове Филиала Банк ВТБ (ПАО) в г. Воронеже (далее - Закупка), включая документацию об открытом запросе котировок (далее – Закупочная документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг в ОАО Банк ВТБ от 19.06.2015 г. (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

4 257 805,67 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.10.2016

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

03.11.2016 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

22.11.2016 в 12:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Москва, Пресненская наб., д. 12

 

2. В жалобе Заявитель указывает на нарушение, допущенное со стороны закупочной комиссии Организатора закупки (далее — Закупочная комиссия), выразившееся в неправомерном, по мнению Заявителя, отклонении заявки ООО «БС Премиум» от участия в Закупке.

Также, по мнению Заявителя, в Закупочной документации Организатором закупки установлено дискриминационное требование к участникам Закупки об обязательном наличии у последних представительства (филиала) на территории оказания услуг (Тульская обл.,г.Тула) для осуществления оперативного взаимодействия с Заказчиком.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением № 78/26219/16 от 01.12.2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

Также Организатором закупки представлен договор на оказание услуг по уборке помещений №67 от 25.11.2016, заключенный Организатором закупки с ООО «Примекс-Тула» по итогам процедуры Закупки.

 

3. Закон №223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 95.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалобы на действия (бездействие) заказчиков при организации и проведении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ дает возможность участнику закупки обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка подачи заявок на участие в закупке.

Порядок подачи заявок на участие в закупке устанавливается документацией и предполагает установление требований к участникам закупки, к подаваемым заявкам, перечню документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способам подачи заявок и прочее.

Учитывая, что в Законе №223-ФЗ содержатся минимальные требования к документации о закупке, такая документация может содержать положения, противоречащие требованиям законодательства, в том числе антимонопольного, что может препятствовать заинтересованному лицу подать заявку на участие в закупочной процедуре.

Так, в документации о закупке могут быть установлены избыточные или неизмеряемые требования к участникам закупки, которые не позволяют потенциальному участнику подать заявку на участие в закупке. В таком случае, потенциальный участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, положения закупочной документации, ограничивающие возможность участия в закупке.

Кроме того, в рамках одной закупки (одного лота) заказчик может объединить функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги, что может привести к ограничению числа участников такой закупки.

Заказчиком может быть нарушен порядок и сроки размещения информации о закупке, что может привести к ограничению числа участников закупки и нарушению прав лиц, которые желали подать заявку на участие в закупке, но в силу несвоевременного или неполного размещения информации о такой закупке, не смогли этого сделать.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупке заказчика.

Кроме того, согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган обязан рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе в случаях, не поименованных в ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Рассмотрение подобных жалоб в судебном порядке занимает более длительный срок, что может препятствовать восстановлению нарушенных прав заявителей, так как к моменту вынесения решения судом договор по результатам закупки может быть заключен.

Предусмотренный ст. 18.1 Закона №135-ФЗ порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав как участников закупки, так и лиц, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.

Также при установлении в рамках рассмотрения жалобы в действиях заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Закона №135-ФЗ, антимонопольный орган обязан принять необходимые меры по их устранению.

Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

4. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ПАО «Банк ВТБ» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

По первому доводу жалобы Заявителя:

Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пп. 2 п. 9 Закупочной документации одним из требований к участникам Закупки является наличие у участников на территории оказания услуг (Тульская обл.,г.Тула) представительства (филиала) для осуществления оперативного взаимодействия с Заказчиком.

Согласно пп. 6.1. п. 2 Закупочной документации для подтверждения соответствия указанному требованию участнику Закупки необходимо приложить в числе прочих документов копии документов, подтверждающих право собственности  или договоры  аренды помещений, уведомления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (Тульская обл., г. Тула), заверенные руководителем и печатью организации.

В соответствии с Протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 21.11.2016 заявка ООО «БС Премиум» была отклонена Закупочной комиссией от участия в Закупке в связи с несоответствием заявки п. 2.6.1 Закупочной документации.

Представитель Организатора закупки пояснила, что Заявителем в составе заявки на участие в Закупке не были представлены соответствующие документы, подтверждающие наличие у Заявителя на территории оказания услуг (Тульская обл.,г.Тула) представительства (филиала).

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, изучив состав заявки ООО «БС Премиум», установила, что в составе заявки ООО «БС Премиум» не были приложены копии документов, подтверждающие право собственности  или договоры  аренды помещений, уведомления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (Тульская обл., г. Тула).

Исходя из изложенного по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что Закупочная комиссия была обязана отклонить заявку ООО «БС Премиум», как не соответствующую требованиям Закупочной документации, вследствие чего по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает в действиях Закупочной комиссии нарушений порядка проведения Закупки.

По второму доводу жалобы Заявителя:

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как было указано, в соответствии с пп. 2 п. 9 Закупочной документации одним из обязательных требований к участникам Закупки является наличие у участников на территории оказания услуг (Тульская обл.,г.Тула) представительства (филиала) для осуществления оперативного взаимодействия с Заказчиком.

Согласно пп. 6.1. п. 2 Закупочной документации для подтверждения соответствия указанному требованию участнику Закупки необходимо приложить, в числе прочих документов, копии документов, подтверждающих право собственности  или договоры  аренды помещений, уведомления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (Тульская обл., г. Тула), заверенные руководителем и печатью организации.

При этом, согласно п. 8 извещения о Закупке предметом Закупки является оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий операционных офисов, которые располагаются как в г. Туле, так и в г.г. Новомосковске и Ефремове.

Вместе с тем, Закупочной документацией не допускается наличие у потенциальных участников Закупки филиалов в иных населенных пунктах, располагающихся на том или ином расстоянии от мест оказания услуг.

Представитель Организатора закупки на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя затруднилась пояснить, в связи с чем Организатором закупки в Закупочной документации установлено территориальное ограничение по расположению обособленного подразделения (филиала) потенциальных участников Закупки в виде границ Тульской области и города Тулы без предоставления возможности на участие в процедуре Закупки потенциальным участникам, располагающимся в иной территориальной зоне, но имеющим возможность своевременно и качественно исполнить обязательства по договору по итогам Закупки.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает установленное Организатором закупки требование к участникам Закупки об обязательном наличие у последних представительства (филиала) на территории оказания услуг (Тульская обл.,г.Тула) дискриминационным и необоснованно ограничивающим конкуренцию, вследствие чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

5. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Следуя пп. 1 п. 9 Закупочной документации одним из обязательных требований к участникам Закупки является необходимость иметь практический опыт оказания услуг по уборке банковских, офисных помещений и прилегающих территорий, (за исключением помещений производственного характера), площадью не менее 2000 кв.м. и прилегающих территорий  площадью не менее 3000 кв.м. (суммарно по всем предоставленных договорам), подтверждаемый наличие не менее 3 (трех) исполненных договоров за 2014-2016 г.г.

Согласно пп. 5.1. п. 2 Закупочной документации для подтверждения соответствия указанному требованию участнику Закупки необходимо приложить в числе прочих документов копии, не менее 3(трех) договоров, исполненных за 2014-2016г.г., подтверждающих оказание услуг по хозяйственному обслуживанию внутренних помещений (за исключением помещений производственного характера), площадью не менее 2000 кв.м. и прилегающих территорий  площадью не менее 3000 кв.м. (суммарно по всем предоставленных договорам), с обязательным приложением, утвержденных Заказчиком, актов выполненных работ, а также с предоставлением контактных данных клиентов для обеспечения возможности  проверки представленных данных.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит выводу о том, что ввиду установленного в пп. 1 п. 9 Закупочной документации требования Организатором закупки созданы такие условия, следуя которым потенциальный участник Закупки, который осуществляет свою деятельность по предмету Закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства, располагающий необходимой квалификацией и ресурсами, но имеющий менее 3(трех) исполненных договоров, площадью не менее 2000 кв.м. и прилегающих территорий  площадью не менее 3000 кв.м. (суммарно по всем предоставленных договорам), в том числе и непосредственно за период 2014-2016 гг., необоснованно ограничен в своем праве принять участие в процедуре Закупки.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в Закупочной документации требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних опыта в объеме не менее 3(трех) договоров, исполненных за 2014-2016г.г., подтверждающих оказание услуг по хозяйственному обслуживанию внутренних помещений (за исключением помещений производственного характера), площадью не менее 2000 кв.м. и прилегающих территорий  площадью не менее 3000 кв.м. (суммарно по всем предоставленных договорам), являющегося условием допуска к участию в Закупке, нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного при организации и проведении Закупки.

 

6. Рассмотрев жалобу (вх.№26879-ЭП/16 от 29.11.2016) ООО «БС Премиум» на действия организатора торгов ПАО «Банк ВТБ» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий операционных офисов в г.г.Туле, Новомосковске, Ефремове Филиала Банк ВТБ (ПАО) в г. Воронеже (извещение №31604265426), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ПАО «Банк ВТБ» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

 

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх.№26879-ЭП/16 от 29.11.2016) ООО «БС Премиум» на действия организатора торгов ПАО «Банк ВТБ» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий операционных офисов в г.г.Туле, Новомосковске, Ефремове Филиала Банк ВТБ (ПАО) в г. Воронеже (извещение №31604265426) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ПАО «Банк ВТБ» при организации и проведении открытого запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий операционных офисов в г.г.Туле, Новомосковске, Ефремове Филиала Банк ВТБ (ПАО) в г. Воронеже (извещение №31604265426) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенные путем неправомерного установления в Закупочной документации требования к участникам Закупки об обязательном наличии у последних опыта в объеме не менее 3(трех) договоров, исполненных за 2014-2016г.г., подтверждающих оказание услуг по хозяйственному обслуживанию внутренних помещений (за исключением помещений производственного характера), площадью не менее 2000 кв.м. и прилегающих территорий  площадью не менее 3000 кв.м. (суммарно по всем предоставленных договорам), а также представительства (филиала) на территории оказания услуг (Тульская обл.,г.Тула), являющихся условиями допуска к участию в Закупке.

 

3. Не выдавать организатору закупки ПАО «Банк ВТБ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий операционных офисов в г.г.Туле, Новомосковске, Ефремове Филиала Банк ВТБ (ПАО) в г. Воронеже (извещение №31604265426) ввиду наличия договора на оказание услуг по уборке помещений №67 от 25.11.2016, заключенного Организатором закупки с ООО «Примекс-Тула» по итогам процедуры Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны