Решение №78/27505/18 Решение по жалобе ООО «Соломень» от 12 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-289/18

07 сентября 2018 года                                                                      Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей от АО «Авиакомпания «Россия» (далее – Организатор торгов); от ООО «Соломень» (далее – Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. от 29.08.2018 № 22065-ЭП/18) ООО «Соломень» на действия Закупочной комиссии и Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» при проведении открытого запроса котировок (запрос цен) в электронной форме (закупка является многоэтапной) на право заключения договора на поставку оборудования: Доковая платформа (извещение № 31806688971), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

05 июля 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31806688971 о проведении открытого запроса котировок (запрос цен) в электронной форме (закупка является многоэтапной) на право заключения договора на поставку оборудования: Доковая платформа (далее – Закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Авиакомпания «Россия» (далее – Положение о закупках) в редакции от 21.04.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

Лот № 1: 500 000,00 доллар США

Лот № 2: 200 000,00 доллар США

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

05.07.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

26.07.2018 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок

(по местному времени заказчика)

10.08.2018 в 20:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения заявок

г. Санкт-Петербург

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31806688971 по Лотам № 1 и № 2 не были заключены договоры.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении процедуры оценки и сопоставления заявок по Лотам № 1 и № 2 ввиду непредоставления заявкам Заявителя приоритета товаров российского происхождения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам,  происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925).

Также Заявителем в заседание Комиссии СПб УФАС России были озвучены дополнительные доводы жалобы:

1) Нарушение Организатором торгов п. 6.1.2.6 Положения о закупках, согласно которому закупка продукции по предмету проводимой Закупки должна осуществляться преимущественно у российских производителей.

2) Непроведение Закупочной комиссией Организатора торгов процедуры переторжки по Лотам № 1 и № 2 в соответствии с п. 10.19 Документации.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

АО «Авиакомпания «Россия» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/26386/18 от 30.08.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

1) По первому доводу жалобы, о непредоставлении заявкам Заявителя по Лотам № 1 и № 2 приоритета товаров российского происхождения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить, в том числе, приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Порядок предоставления приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.

В соответствии с п. 1.2 Документации в рамках проводимой Закупки предусмотрено предоставление приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.

На основании п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

В состав Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года установлено следующее:

«Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон».

Согласно пунктам 4, 8 «а» ст. III ч. II Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, на основании вышеуказанных соглашений иностранной продукции стран-участниц предоставляется приоритет наравне с российской продукцией.

Как следует из Протокола рассмотрения и оценки заявок № 571-18 от 10.08.2018, на участие в Закупке было подано по Лоту № 1 – 6 (шесть) заявок, по Лоту № 2 – 6 (шесть) заявок, в том числе заявки Заявителя. По результатам оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке по Лотам № 1 и № 2 наилучшими были признаны заявки ООО «ЛАЙЕР».

Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что по результатам оценки и сопоставления заявок участников Закупки Закупочной комиссией Организатора торгов не был предоставлен приоритет никому из участников, так как в заявках от 3-х участников был предложен товар, страной происхождения которого являются страны-участники ВТО: Германия, США, Нидерланды; от 1-го участника товар, страной происхождения которого является Беларусь – страна-участник Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.; и от 1-го участника товар, страна происхождения которого является Российская Федерация.

С учетом изложенного, Закупочная комиссия при оценке и сопоставлении заявок участников Закупки, в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, предоставила равный приоритет всем участникам Закупки, вследствие чего победитель Закупки был определен Закупочной комиссией Организатора торгов исходя из наименьшего ценового предложения в соответствии с требованиями, установленными Документацией.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявки участников, представленные в заседание Комиссии СПб УФАС России, не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по оценке и сопоставлению заявок на участие в Закупке по Лотам № 1 и № 2 с учетом применения п.  8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.

2) По второму доводу жалобы, о нарушении Организатором торгов п. 6.1.2.6 Положения о закупках, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Согласно п. 6.1.2.6 Положения о закупках при формировании требований к закупаемым товарам, работам, услугам должно соблюдаться, в том числе, требование к закупке автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и коммунальной техники, продукции транспортного машиностроения и машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, а также металлопродукции, в том числе труб большого диаметра, должно предусматривать приобретение такой продукции преимущественно у российских производителей (за исключением случаев отсутствия производства в Российской Федерации указанных товаров и их аналогов), при прочих равных условиях, определённых документацией о закупке.

В соответствии с п. 3 Извещения предметом Закупки является поставка оборудования: доковая платформа.

Организатором торгов на официальном сайте www.zakipki.gov.ru предмет процедуры закупки классифицирован:

- по ОКПД2 как «25.99.29.190 Изделия прочие из недрагоценных металлов, не включенные в другие группировки»;

- по ОКВЭД2 как «25.99 Производство прочих готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки».

Представитель Заявителя пояснил, что продукция, требуемая к поставке в соответствии с предметом Закупки, относится к металлопродукции, а значит, ее приобретение должно осуществляться у российских производителей.

Представитель Организатора торгов пояснил, что указанным пунктом Положения о закупках не установлена обязанность приобретения продукции исключительно российских производителей, на основании п. 6.1.2.6 Положения о закупках при закупке металлопродукции предоставляется преимущество российской продукции, при прочих равных условиях, определённых документацией о закупке, в том числе, с учетом наименьшего ценового предложения в соответствии с требованиями, установленными Документацией.

В соответствии с п. 6.1.3 Положения о закупках при установлении Правительством Российской Федерации приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров Российской Федерации, требования к предмету закупки должны учитывать данное решение Правительства Российской Федерации.

Как указано выше, в соответствии с п. 1.2 Документации в рамках проводимой Закупки предусмотрено предоставление приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.

Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов по данному доводу жалобы.

3) По третьему доводу жалобы, о непроведении Закупочной комиссией Организатора торгов процедуры переторжки по Лотам № 1 и № 2, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Исходя из п. 10.19 Документации установлен следующий порядок проведения переторжки:

«При проведении запроса предложений Заказчик вправе после завершения оценки и сопоставления предложений предоставить участникам возможность повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначально указанной в заявке цены (объявить переторжку). Уведомление участников о начале переторжки осуществляется путем размещения уведомления на электронной торговой площадке. Заказчик вправе объявить тайную или гласную переторжку. Если иное не предусмотрено в уведомлении Заказчика, переторжка является тайной.

Для участия в переторжке, если она объявлена, участники в установленный заказчиком срок вправе предоставить новое предложение по цене. Новые предложения по цене, подписанные участниками, предоставляются в том же порядке, в котором были предоставлены заявки на участие в процедуре запроса предложений. Новые предложения по другим условиям исполнения договора (кроме цены) в рамках переторжки не рассматриваются. Цена, полученная в ходе переторжки, будет считаться окончательным предложением участника».

Представитель Организатора торгов пояснил, что п. 10.19 Документации относится к проведению переторжки при осуществлении закупки способом запроса предложений, как указанно в самом п. 10.19 Документации. Форма Документации является типовой для закупок, проводимых как способом запроса котировок, так и способом запроса предложений.

В соответствии с Извещением обжалуемая Закупка проводится способом открытого запроса котировок в электронной форме.

На основании Раздела 17 Положения о закупках установлен общий порядок проведения закупки способом запроса котировок.

Разделом 17 Положения о закупках при осуществлении закупки способом запроса котировок не предусмотрено проведение Закупочной комиссией Организатора торгов переторжки, вследствие чего

Согласно п. 17.7.9 Раздела 17 Положения о закупках победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, соответствующий требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в такой документации, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что оценка и сопоставление заявок без проведения процедуры переторжки проведена Закупочной комиссией в соответствии с требованиями, установленными Документацией и Разделом 17 Положения о закупках, вследствие чего Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по данному доводу жалобы.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (вх. от 29.08.2018 № 22065-ЭП/18) ООО «Соломень» на действия Закупочной комиссии и Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» (ИНН 7810814522, ОГРН 1117847025284) при проведении открытого запроса котировок (запрос цен) в электронной форме (закупка является многоэтапной) на право заключения договора на поставку оборудования: Доковая платформа (извещение № 31806688971), необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны