Решение №78/27670/17, 78/27671/17 Решение по жалобе ООО "Гидравлик Мастер" от 21 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-450/17

 

19 сентября 2017 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителя АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (далее – Организатор закупки) <...>;

в отсутствие представителей ООО «Гидравлик Мастер» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 11.09.2017 вх.№ 21809-ЭП/17) ООО «Гидравлик Мастер» на действия организатора торгов АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку маслостанции (4444/5.2.8-381) (извещение № 31705488908, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

04 сентября 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31705488908 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку маслостанции (4444/5.2.8-381), включая документацию на проведение открытого запроса предложений (далее — Закупочная документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (далее – Положение о закупках), версия 7 от 02.03.2017, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

4 160 000 ,00 руб

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

04.09.2017

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.09.2017 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

12.09.2017 в 10:30 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191119, Санкт-Петербург,

ул. Черняховского, дом 36

 

2. Заявитель в жалобе представил довод, согласно которому, по мнению Заявителя, Организатором закупки при организации и проведении Закупки допущены нарушения, выразившиеся в неправомерном размещении в Техническом задании Закупочной документации ненадлежащих и не соответствующих предмету Закупки требований к участникам, что, по мнению Заявителя, дискриминирует права потенциальных участников Закупки.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/27051/17 от 14 сентября 2017 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения

Следуя доводам жалобы Заявителя, ООО «Гидравлик Мастер» обжалует неразмещение в единой информационной системе надлежащей информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Извещением о Закупке предусмотрено, что предметом договора в рамках Закупки являются услуги по поставке маслостанции.

Согласно Техническому заданию в составе Закупочной документации в качестве требований к участникам Закупки установлено, что участник должен являться дилером завода-изготовителя поставляемой Продукции. Гарантия на Продукцию не менее 12 месяцев.

Вместе с тем, в качестве дополнительных требований к участникам Закупки Организатором закупки определено следующее:

- наличие сервисного центра для проведения полного гарантийного и постгарантийного технического обслуживания Продукции в г. Санкт-Петербурге.

- возможность предварительного осмотра предлагаемой к поставке Продукции на площадке Поставщика в г. Санкт-Петербурге.

Согласно п. 4.9.4.11 Закупочной документации по результатам анализа Заявок и проверки информации об Участниках, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить Заявку в случае несоответствия Участника, установленным Документацией требованиям к Участникам, несоответствия поставляемого товара требованиям, установленным Документацией и Техническим заданием к товару, являющемуся предметом запроса предложений.

Вместе с тем, следуя п. 1.1.  Проекта договора в составе Закупочной документации, Поставщик обязуется поставлять и передавать в течение срока действия Договора в собственность Покупателя маслостанции, в дальнейшем именуемые «Продукция», а Покупатель обязуется принимать и своевременно оплачивать Продукцию за определенную Договором цену на предусмотренных Договором условиях.

Также, согласно п. 2.5 Проекта договора в составе Закупочной документации Поставщик устанавливает гарантийный срок не менее 12 месяцев на каждую единицу поставленной Продукции, если иной гарантийный срок не определен в «Спецификации». Течение гарантийного срока начинается с момента принятия Покупателем Продукции (части Продукции) в соответствии с Договором.

Согласно проекту договора в рамках Закупки Организатором закупки не закреплена обязанность Поставщика в проведении полного гарантийного и постгарантийного технического обслуживания Продукции в г. Санкт-Петербурге силами собственного сервисного центра.

В соответствии с ч. 2. ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Кроме того, установленное дополнительное требование о возможности проведения предварительного осмотра предлагаемой к поставке Продукции на площадке Поставщика в г. Санкт-Петербурге, также, не предусмотрено условиями Проекта договора в рамках Закупки, а также, не является частью обязательств поставщика товара.

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о несоответствии дополнительных требований Технического задания Закупочной документации предмету Закупки и неправомерности их установления в Закупочной документации, в том числе, в качестве условия допуска к участию в Закупке, согласно п. 4.9.4.11 Закупочной документации.

Также, согласно п. 4.5.2.1 Закупочной документации участник должен включить в состав Заявки следующие документы, подтверждающие его соответствие установленным требованиям.

Однако, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила, что Закупочная документация не содержит порядка определения соответствия и перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным дополнительным требованиям Технического задания Закупочной документации.

В Закупочной документации не раскрываются допустимые условия соответствия имеющегося сервисного центра, находящегося в собственности или на правах аренды, условия и сроки предварительного осмотра поставляемой продукции, а также, не определено, какие именно документы в составе заявки на участие в Закупке могут быть сочтены в качестве надлежащего и исчерпывающего подтверждения соответствия указанным требованиям.

Исходя из изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в Техническом задании Закупочной документации не соответствующих предмету Закупки дополнительных требований к участникам Закупки, в том числе, в отсутствие порядка подтверждения соответствия указанным требованиям, нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также, в нарушении требований нормы статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Как следует из п.п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Пунктами 4.9.5.1 — 4.9.5.3 Закупочной документации регламентировано проведение этапа оценки заявок, участвующих в процедуре Закупки, а именно:

  «4.9.5.1       В рамках оценочной стадии Комиссия самостоятельно, либо с привлечением экспертов и специалистов оценивает Заявки Участников по шкале от 0 до 2 баллов на соответствие критериям оценки по направлениям экспертизы. Сопоставляет и проводит ранжирование Заявок по степени предпочтительности исходя из следующих критериев:

1)         по направлению юридической экспертизы (коэффициент весомости 0,1)

×   Соответствие договора форме, утвержденной в составе Документации по запросу предложений;

×                     Наличие судебных споров АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" с Участником.

2)         по направлению финансовой экспертизы (коэффициент весомости 0,3)

×                     Предложение по цене товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, содержащееся в Заявке Участника (цена единицы товара, работы, услуги, цена запасных частей к технике, оборудованию) с учетом авансовых платежей и отсрочки платежа.

3)         по направлению технической экспертизы (коэффициент весомости 0,4)

×                     Соответствие системе ценообразования, принятой АО "Теплосеть Санкт-Петербурга";

×                     Наличие опыта выполнения аналогичных работ (оказания услуг), в том числе с АО "Теплосеть Санкт-Петербурга";

×                     Квалификация Участника и планируемых им к привлечению соисполнителей (субподрядчиков), наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора.

×                     Доля самостоятельно выполняемых работ.

4)                 по направлению экспертизы по вопросам экономической безопасности (коэффициент весомости 0,2)

×                     Деловая репутация Участника.

4.9.5.2                     На основании результатов рассмотрения и оценки Заявок Участнику присваиваются баллы с учетом коэффициентов весомости.

4.9.5.3                    Итоговый рейтинг Заявки формируется на основании суммы набранных баллов по каждому направлению экспертизы».

 

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Закупочная документация не содержит порядка оценки и сопоставления заявок по критериям и показателям, указанным в п. 4.9.5.1 Закупочной документации, Организатором закупки не раскрываются имеющие общий характер понятия, применяемые при описании критериев и показателей оценки заявок, Закупочной документацией не установлено градаций или формул, определяющих степень соответствия участника Закупки по тем или иным критериям или показателям, а также размер начисляемых баллов, кроме этого, следуя Закупочной документации, установленный показатель «Деловая репутация» фактически является неизмеряемым.

Таким образом, потенциальные участники Закупки ограничены в своем праве конкурировать путем предложения наилучших условий выполнения договора в рамках Закупки ввиду отсутствия значений критериев определения степени предпочтительности предложенных условий и соответствующего порядка или формул для начисления баллов.

При этом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что закупочная комиссия Организатора закупки фактически лишена возможности осуществить оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, указанным в документации о закупке, ввиду отсутствия установленного порядка.

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по незаконному неустановлению в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке нарушений требований п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также, в нарушении требований нормы статьи, допущенных при организации и проведении Закупки.

 

5. Рассмотрев жалобу (от 11.09.2017 вх.№ 21809-ЭП/17) ООО «Гидравлик Мастер» на действия организатора торгов АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку маслостанции (4444/5.2.8-381) (извещение № 31705488908), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов АО «Теплосеть Санкт-Петербурга»  нарушения требований п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п.п. 9, 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

          1. Признать жалобу (от 11.09.2017 вх.№ 21809-ЭП/17) ООО «Гидравлик Мастер» на действия организатора торгов АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку маслостанции (4444/5.2.8-381) (извещение № 31705488908) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» при открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку маслостанции (4444/5.2.8-381) (извещение № 31705488908) нарушения:

- п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также, в нарушении требований нормы статьи, допущенные путем неправомерного установления в Техническом задании Закупочной документации не соответствующих предмету Закупки дополнительных требований к участникам Закупки, в том числе, в отсутствие порядка подтверждения соответствия указанным требованиям;

- п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также, в нарушении требований нормы статьи, допущенные вследствие незаконного неустановления в Закупочной документации надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.

 

 3.  Организатору закупки АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку маслостанции (4444/5.2.8-381) (извещение № 31705488908) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

19 сентября 2017 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 19.09.2017 по жалобе № Т02-450/17 на действия организатора торгов АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку маслостанции (4444/5.2.8-381) (извещение № 31705488908, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку маслостанции (4444/5.2.8-381) (извещение № 31705488908) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 10 октября 2017 года с приложением подтверждающих документов.

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны