Решение №78/30889/17, 78/30890/17 Решение по жалобе ООО «Северспецстрой» от 24 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-466/17

 

19 октября 2017 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей

ООО «Газпром межрегионгаз» (далее – Организатор закупки) Т <...>;

в отсутствие представителей ООО «Северспецстрой» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№24329-ЭП/17 от 12.10.2017) ООО «Северспецстрой» на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО «Газпром межрегионгаз» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ (извещение №31705446575, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

  22 августа 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31705446575 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ, включая документацию об открытом запросе предложений (далее – Закупочная документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение о закупках), версия 28 от 28.06.2017, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

816 222 150 ,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

22.08.2017

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.09.2017 в 16:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

24.10.2017 в 16:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Санкт-Петербург, набережная Адмирала Лазарева, дом 24, литер А

 

2. Заявитель указывает, что, по его мнению, закупочной комиссией Организатора закупки (далее — Закупочная комиссия) принято необоснованное решение об отклонении заявки ООО «Северспецстрой» от участия в Закупке в порядке, не предусмотренном Закупочной документацией.

Заявитель сообщает, что согласно итоговому протоколу от 02.10.2017 № 22-01-10/68-07 Закупочная комиссия приняла решение отклонить заявку ООО «Северспецстрой» (рег. № 10-68-04/3) на основании п. 9.8.9. Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром и п. 2.10.7 (b; j) документации о Запросе предложений, как не соответствующую требованиям, установленным документацией о Запросе предложений, однако, по мнению Заявителя, отклонение заявки ООО «Северспецстрой» неправомерно.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением 78/30101/17 от 16 октября 2017 года, были предъявлены представителем Организатора закупки в ходе заседания Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.

ООО «Газпром межрегионгаз» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Следуя итоговому протоколу от 02.10.2017 № 22-01-10/68-07, Закупочная комиссия приняла решение отклонить заявку ООО «Северспецстрой» на основании п. 9.8.9. Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром и п. 2.10.7 (b; j) документации о Запросе предложений, как не соответствующую требованиям, установленным документацией о Запросе предложений.

Согласно п. 3.5 Закупочной документации Организатором закупки определены требования к подтверждению кредитоспособности (платежеспособности), а именно:

3.5.1. В случае если в информационной карте (раздел 4) установлено требование о предоставлении подтверждения кредитоспособности, Участник должен предоставить в составе своей Заявки письмо-подтверждение кредитоспособности, выданное одним из назначенных Организатором банков.  Перечень приемлемых банков и/или требования к банкам приведены в информационной карте (раздел 4).

3.5.2.  Подтверждение кредитоспособности должно быть выдано на официальном языке Запроса предложений (раздел 4) или с удостоверенным переводом на официальный язык.

3.5.3. Подтверждение кредитоспособности (Форма № 11) должно однозначно свидетельствовать об устойчивости, платежеспособности Участника и о возможности предоставления ему тем же банком, в случае признания его заявки лучшей, одной или нескольких банковских гарантий определенных в Приложении №1 «Проект договора» к документации о Запросе предложений:

a)  гарантии выполнения условий Договора;

b) гарантии по возврату уплаченных по договору авансовых платежей;

c) гарантия обязательств по уплате любых платежей (за исключением авансовых платежей);

d) гарантии на период гарантийного срока по договору.

Банковские гарантии должны быть предоставлены в размере, установленном в Приложении №1 «Проект договора» к документации о Запросе предложений

3.5.4. Подтверждение кредитоспособности возвращается Участнику, в случаях определенных в п. 3.4.3.

Следуя п. 3.7.15 Закупочной документации, в перечень документов, подтверждающих правоспособность Участников, в числе прочих документов, должна быть включена копия справки из банка об имеющихся рублевых и валютных счетах (с указанием всех соответствующих реквизитов, как счетов, так и банка) и лицах, уполномоченных распоряжаться этими счетами (с указанием образцов их подписей и печати организации), сформированная на дату не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Заявок.

В соответствии с пп.пп. b), j) п. 2.10.7 Закупочной документации Закупочная комиссия вправе отклонить Заявку на участие в запросе предложений, в том числе, в случае отсутствия документов, определенных Документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике или о закупаемых товарах (работах, услугах), а также, по причине отсутствия в составе Заявки на участие в Запросе предложений Письма – подтверждения кредитоспособности (платежеспособности) Участника от  банка  (Форма № 11), если данное требование содержится в информационной карте (раздел 4).

Представитель Организатора закупки указал, что в составе заявки ООО «Северспецстрой» в качестве подтверждения кредитоспособности (платежеспособности) было приложено письмо от ООО КБ «Еврокапитал-Альянс» от 11.09.2017 №442, выданное Заявителю, в котором, однако, не было указано об имеющейся возможности предоставления ООО «Северспецстрой» банком, в случае признания его заявки лучшей, одной или нескольких банковских гарантий, а заявлялось лишь о готовности банком рассмотреть вопрос о выдаче безусловных, безотзывных гарантий.

Также, представитель Организатора закупки пояснил, что представленная в заявке ООО «Северспецстрой» копия справки об имеющихся рублевых и валютных счетах от 01.09.2017 №270-06Н-02-вх/317805 не содержала сведений о лицах, уполномоченных распоряжаться этими счетами (с указанием образцов их подписей и печати организации).

Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России также установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Закупке были представлены не соответствующие требованиям Закупочной документации перечисленные документы..

Исходя из изложенного, с учетом того, что требования о представлении указанных документов были установлены в Закупочной документации на момент подачи заявки ООО «Северспецстрой» и не были оспорены Заявителем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает соответствующим требованиям Закупочной документации решение Закупочной комиссии об отклонении заявки ООО «Северспецстрой», вследствие чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы, представленные в жалобе ООО «Северспецстрой», неподтвержденными и по указанным доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает в действиях закупочной комиссии ООО «Газпром межрегионгаз» нарушений порядка проведения процедуры Закупки.

 

4. Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Как было указано, извещением о Закупке предмет договора определен как выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ.

Вместе с тем, как указывалось выше, согласно п.п. 3.5, 3.7.15 Закупочной документации Организатором закупки установлены обязательные требования к участникам Закупки о представлении в составе заявки письма-подтверждения кредитоспособности от  банка  (Форма № 11), а также, копии справки из банка об имеющихся рублевых и валютных счетах (с указанием всех соответствующих реквизитов, как счетов, так и банка) и лицах, уполномоченных распоряжаться этими счетами (с указанием образцов их подписей и печати организации), сформированной на дату не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Заявок.

При этом, Положением о закупках не предусмотрено условий установления непосредственно требований к участникам Закупки о представлении в составе заявки письма-подтверждения кредитоспособности от  банка  (Форма № 11) или копии справки из банка об имеющихся рублевых и валютных счетах.

Согласно п. 1.5.5. Положения о закупках при проведении закупок могут быть установлены другие требования к участникам закупки, не противоречащие настоящему Положению.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1.1.3. Положения о закупках настоящее Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением ПАО «Газпром» и Компаниями Группы Газпром закупочной деятельности, в том числе устанавливает единые правила и порядок закупок товаров, работ, услуг (далее – закупок), в том числе, в целях создания условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Группы Газпром в товарах, работах, услугах с требуемыми показателями цены, качества и надежности, а также, соблюдения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что действующим законодательством не закреплен какой-либо порядок выдачи кредитными организациями требуемых Организатором закупки писем-подтверждений кредитоспособности, а непосредственно само указанное требование является разновидностью требования о необходимости предоставления обеспечения исполнения договора, вследствие чего, не может быть обоснованно применено к участникам Закупки на этапе рассмотрения заявок, до выявления одной или нескольких организаций, с которыми принято решение заключить договор по итогам закупочной процедуры.

Также, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что требование к участникам Закупки о представлении копии справки из банка об имеющихся рублевых и валютных счетах (с указанием всех соответствующих реквизитов, как счетов, так и банка) и лицах, уполномоченных распоряжаться этими счетами (с указанием образцов их подписей и печати организации), сформированной на дату не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Заявок, не может являться допустимым при проведении Закупки, так как не соответствует предмету Закупки, не отражает степени квалификации участника Закупки, не свидетельствует и не может отражать качество или уровень фактических условий выполнения договора, кроме того, требуемая согласно справке фактически предоставляемая информация никоим образом не позволяет определить степень благонадежности или предпочтительности того или иного участника Закупки.

Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит чрезмерными, необоснованными и не соответствующими предмету Закупки установленные Организатором закупки в п.п. 3.5, 3.7.15 Закупочной документации обязательные требования к участникам Закупки о представлении в составе заявки письма-подтверждения кредитоспособности от  банка  (Форма № 11), а также, копии справки из банка об имеющихся рублевых и валютных счетах (с указанием всех соответствующих реквизитов, как счетов, так и банка) и лицах, уполномоченных распоряжаться этими счетами (с указанием образцов их подписей и печати организации), сформированной на дату не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Заявок, вследствие чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по необоснованному установлению указанных в п.п. 3.5, 3.7.15 Закупочной документации требований нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. Рассмотрев жалобу (вх.№24329-ЭП/17 от 12.10.2017) ООО «Северспецстрой» на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО «Газпром межрегионгаз» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ (извещение №31705446575), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора закупки ООО «Газпром межрегионгаз» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведения процедуры Закупки.

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (вх.№24329-ЭП/17 от 12.10.2017) ООО «Северспецстрой» на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО «Газпром межрегионгаз» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ (извещение №31705446575) необоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ООО "Газпром межрегионгаз" при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ (извещение №31705446575) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем необоснованного установления незаконных требований к участникам Закупки о представлении в составе заявки письма-подтверждения кредитоспособности от  банка  (Форма № 11), а также, копии справки из банка об имеющихся рублевых и валютных счетах (с указанием всех соответствующих реквизитов, как счетов, так и банка) и лицах, уполномоченных распоряжаться этими счетами (с указанием образцов их подписей и печати организации), сформированной на дату не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Заявок, согласно п.п. 3.5, 3.7.15 Закупочной документации.

 

  3. Организатору торгов ООО "Газпром межрегионгаз" и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ (извещение №31705446575) путем отмены итогового протокола от 02.10.2017 № 22-01-10/68-07, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке без учета требований о представлении в составе заявки письма-подтверждения кредитоспособности от  банка  (Форма № 11), а также, копии справки из банка об имеющихся рублевых и валютных счетах (с указанием всех соответствующих реквизитов, как счетов, так и банка) и лицах, уполномоченных распоряжаться этими счетами (с указанием образцов их подписей и печати организации), сформированной на дату не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Заявок, предусмотренных п.п. 3.5, 3.7.15 Закупочной документации, и завершения процедуры Закупки согласно условиям Закупочной документации, Положению о закупках и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

<...>

 

  

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

19 октября 2017 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 19.10.2017 по жалобе № Т02-466/17 на действия организатора торгов ООО «Газпром межрегионгаз» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ (извещение №31705446575, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов ООО «Газпром межрегионгаз» и его закупочной комиссии совершить действия по устранению нарушений организации и проведения открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Сахалинской области по Программе газификации регионов РФ (извещение №31705446575) путем отмены итогового протокола от 02.10.2017 № 22-01-10/68-07, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке без учета требований о представлении в составе заявки письма-подтверждения кредитоспособности от  банка  (Форма № 11), а также, копии справки из банка об имеющихся рублевых и валютных счетах (с указанием всех соответствующих реквизитов, как счетов, так и банка) и лицах, уполномоченных распоряжаться этими счетами (с указанием образцов их подписей и печати организации), сформированной на дату не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи Заявок, предусмотренных п.п. 3.5, 3.7.15 документацией о Закупке, и завершения процедуры Закупки согласно условиям документации о Закупке, Положению о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 14 ноября 2017 года с приложением подтверждающих документов.

 

<...>

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны