Решение №78/31494/18 Решение по жалобе ООО "Центр чистоты "Альянс плюс" от 22 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-362/18

17 октября 2018 года                                                                                                                                                                        Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителя от АО «Авиакомпания «Россия» (далее – Организатор торгов); от ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» (далее — Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 08.10.2018 вх. № 25333-ЭП/18) ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» (далее — Закупочная комиссия) при проведении открытого запроса котировок (запрос цен) в электронной форме (закупка является многоэтапной) на право заключения договора на поставку защитных комбинезонов и перчаток (извещение № 31806906589), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

10 сентября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31806906589 о проведении открытого запроса котировок (запрос цен) в электронной форме (закупка является многоэтапной) на право заключения договора на поставку защитных комбинезонов и перчаток (далее – Закупка), включая Документацию о запросе котировок (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Авиакомпания «Россия» (далее – Положение о закупках) в редакции от 21.04.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

10 650 000 ,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

10.09.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

26.09.2018 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

28.09.2018 в 20:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

196210, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 18, корп. 4

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» от участия в процедуре Закупки с учетом внесенных Организатором торгов изменений в Документацию о Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «Авиакомпания «Россия» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/30219/18 от 09.10.2018 представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/30219/18 от 09.10.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

На основании ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в процедуре Закупки № 681-18 от 03.10.2018 заявка ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» была отклонена по следующим основаниям: «Не соответствует условиям ТЗ, а именно, по Позиции 5 (Перчатки защитные для работы с агрессивными жидкостями) — отсутствует подтверждение стандартам EN 388:2016 и EN ISO 374-1:2016».

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Пунктом 17.2.1 Положения о закупках установлено, что при проведении запроса котировок заказчик не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до дня окончания приема заявок на участие в запросе котировок размещает извещение о проведении запроса котировок и документацию о проведении запроса котировок, проект договора в единой информационной системе.

В соответствии с п. 17.3.5 Положения о закупках, п. 1.6 Документации в любое время до истечения срока представления заявок на участие в запросе котировок, запросе предложений заказчик вправе по собственной инициативе либо в ответ на запрос какого-либо претендента внести изменения в извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений, документацию о закупке.

Согласно п. 17.3.5.1 Положения о закупках, п. 1.7 Документации в течение трёх дней со дня принятия решения о необходимости изменения извещения о проведении запроса котировок, запроса предложений, документации о закупке такие изменения размещаются заказчиком в единой информационной системе.

На основании п. 17.3.5.2 Положения о закупках, п. 1.8 Документации в случае, если изменения в извещение или документацию о закупке внесены позднее, чем за два рабочих дня при проведении запроса котировок / один рабочий день при проведении запроса предложений до даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, запросе предложений, срок подачи заявок на участие в запросе котировок, запросе предложений должен быть продлён так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесённых в извещение или документацию о закупке изменений, до даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, запросе предложений, такой срок составлял не менее, чем три рабочих дня.

Как следует из п. 17.3.3.9 Положения о закупках, в Документации о проведении запроса котировок должен быть указан порядок внесения изменений в котировочные заявки.

Согласно п. 2.3 Документации участник вправе изменить или отозвать поданную заявку на участие в запросе котировок, запросе предложений не позднее окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, запросе предложений. Изменение или дополнение заявки допускается только путем подачи участником новой заявки, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана участником.

На основании п. 10.3 Документации заявка участника закупки может быть отклонена в случае непредоставления копий документов, а также иных сведений, требование о наличие которых установлено документацией о закупке, а также в случае несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в процедуре Закупки № 681-18 от 03.10.2018 заявка ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» была зарегистрирована Организатором торгов АО «Авиакомпания «Россия» 18.09.2018 в 11:18 (МСК), то есть до внесения изменений в Документацию.

20.09.2018 Организатором торгов АО «Авиакомпания «Россия» было опубликовано извещение о внесении изменений в Документацию. При этом срок окончания подачи заявок на участие в процедуре Закупки был продлен до 26.09.2018.

Пунктом 6.1 Документации установлено, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, изложены в Техническом задании (Приложение 3).

Согласно пп. 2 п. 2 извещения о внесении изменений в Документацию Техническое задание (Приложение № 3 к Документации о Закупке) пункт «Перчатки защитные для работы с агрессивными жидкостями» дополнить следующим абзацем: «Предлагаемые перчатки должны соответствовать стандартам EN 388:2016 и EN ISO 374-1:2016. Уровень защитных свойств по EN 388:2016 не ниже 2000Х. Тип классификации по EN ISO 374-1:2016 не ниже С».

Как следует из п. 5 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Документации, к перчаткам защитным для работы с агрессивными жидкостями установлены следующие требования: «Перчатки, изготовленные из комбинированного материала – неопрен и нитрил. Единый дизайн для обеих рук. Толщина от 0,19 мм. Устойчивы к воздействию агрессивных химикатов. Не содержат латекса. Обладают антистатическим свойством. Относятся к 3 категории СИЗ и обеспечивают защиту рук при работе с гидравлическими жидкостями, маслами и смазками. Предлагаемые перчатки должны соответствовать стандартам EN 388:2016 и EN ISO 374-1:2016. Уровень защитных свойств по EN 388:2016 не ниже 2000Х. Тип классификации по EN ISO 374-1:2016 не ниже C. Размерный ряд: XS - XXL».

Представитель Организатора торгов пояснил, что измененные требования, предъявляемые Организатором торгов к товару, предлагаемому в рамках исполнения пункта 5 технического задания Документации о закупке, выражаемые в части обязательного соответствия товара стандартам EN 388:2016 (уровень защитных свойств не ниже 2000Х), EN ISO 374-1:2016 (Тип классификации не ниже C), вызваны имеющейся практикой использования средств индивидуальной защиты производственными подразделениями Организатора торгов и обусловлены видами и типами производимых работ. В частности, при производстве работ по замене гидравлической жидкости осуществляется расстыковка трубопроводов гидравлической системы, которая сопряжена с высоким риском истирания средств индивидуальной защиты и их последующей деформации, что, в свою очередь (в связи с крайне высокой токсичностью гидравлической жидкости), вызывает химические ожоги высокой степени тяжести. В целях недопущения нанесения вреда здоровью производственного персонала Организатора торгов, было принято решение о предъявлении повышенных требований к истиранию и химической защищённости средств индивидуальной защиты, которые полностью соответствуют требованиям стандартов EN 388:2016 и EN ISO 374-1:2016.

Представитель Организатора торгов также отметил, что подтверждение соответствия предлагаемого товара требованиям пункта 5 Технического задания Документации о Закупке осуществлялось в декларативном порядке, проведение сертификации на соответствие предлагаемого товара вышеуказанным стандартам на этапе подачи заявки - не требовалось. Заявка Заявителя была отклонена в связи с отсутствием подтверждения соответствия товара, предлагаемого в рамках исполнения требований пункта 5 технического задания Документации о закупки стандартам EN 388:2016 и EN ISO 374-1:2016. Указание требований к предоставляемым сертификатам не ограничивает Заявителя, так как не налагает на него обязательства осуществления сертификации заявляемых средств индивидуальной защиты согласно стандартам, EN 388:2016 и EN ISO 374-1:2016 на этапе подачи заявки, однако, с позиции Организатора торгов, декларирование данного соответствия в составе заявки на участие позволит минимизировать риски, связанные с возможной поставкой товара, не соответствующего требованиям Организатора торгов.

Таким образом, изменения в Техническое задание в отношении требования о подтверждении соответствия предлагаемого к поставке товара (п. 5 Технического задания) требованиям стандартов EN 388:2016 и EN ISO 374-1:2016 внесены Организатором торгов в соответствии с Положением о закупках.

Представитель Организатора торгов пояснил, что регламент ЭТП (ЭТП ГПБ), на которой проводилась процедура Закупки, предусматривает уведомление участников Закупки, подавших заявку на участие в процедуре Закупки, о внесенных изменениях в Документацию. Однако Заявитель не прибегнул к порядку, предусмотренному п. 2.3 Документации, позволяющему отозвать ранее поданную заявку и внести коррективы с учетом внесенных изменений в Документацию.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Центр чистоты «Альянс плюс», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» в составе заявки не представил подтверждение соответствия товара стандартам EN 388:2016 и EN ISO 374-1:2016, вследствие чего заявка ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» была отклонена от участия в процедуре Закупки на основании п. 10.3 Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» от участия в процедуре Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 08.10.2018 вх. № 25333-ЭП/18) ООО «Центр чистоты «Альянс плюс» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» (ИНН: 7810814522, ОГРН: 1117847025284) при проведении открытого запроса котировок (запрос цен) в электронной форме (закупка является многоэтапной) на право заключения договора на поставку защитных комбинезонов и перчаток (извещение № 31806906589) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны