Решение №78/31836/18 Решение по жалобе ООО "Лиман-трейд" от 25 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-370/18
22 октября 2018 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ООО «ЖКС № 3 Калининского района» (далее – Организатор торгов); от ООО «Лиман-трейд» (далее — Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.10.2018 вх. № 25739-ЭП/18) ООО «Лиман-трейд» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ООО «ЖКС № 3 Калининского района» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексу измерений сопротивления изоляции и защитного зануления электроустановок на объектах (извещение № 31806866226), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
29 августа 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31806866226 о проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексу измерений сопротивления изоляции и защитного зануления электроустановок на объектах (далее – Закупка), включая Документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС № 3 Калининского района» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.12.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 130 400 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
29.08.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
27.09.2018 в 17:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок |
28.09.2018 в 15:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
195197, г. Санкт-Петербург, ул. Федосеенко, д. 31 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31806866226 был заключен договор № 3535/03-18 от 11.10.2018.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Лиман-трейд» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «ЖКС № 3 Калининского района» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Лиман-трейд» в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/31047/18 от 17.10.2018 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/31047/18 от 17.10.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
На основании ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки № 2 от 03.10.2018 заявка ООО «Лиман-трейд» была отклонена по следующим основаниям: «Не допущен. Не соответствует требованиям открытого конкурса, отсутствует форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме 2.5 раздела 2 документации. В случае если участник не предоставляет к заполнению типовые формы, утвержденные в документации, то Заказчик вправе отклонить такого участника согласно п. 34 раздела 1 конкурсной документации».
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно пп. 2 п. 24 раздела 1 Документации «Участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - декларация), по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства».
Как следует из пп. 5 п. 35 раздела 1 Документации, «Участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме 2.5 раздела 2 Документации, в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства».
В соответствии с п. 35 раздела 1 Документации «Примечание: В случае если в разделе № 2 настоящего конкурса «Образцы форм основных документов, включаемых в состав заявки на участие в конкурсе», содержатся соответствующие формы, такие формы обязательны к использованию участником на участие в конкурсе».
Пунктом 34 раздела 1 Документации установлено, что «Закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации. Комиссия обязана отстранить претендента от участия в закупочной процедуре в следующих случаях:
-
в случае непредоставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
-
в случае несоответствия заявки на участие требованиям документации о закупке;
-
в случае если участник не предоставляет к заполнению типовые формы, утвержденные в документации, то Заказчик вправе отклонить такого участника».
На основании п. 10.1.8.10 Положения о закупках «заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию и документы об участнике конкурса, подавшем заявку на участие в конкурсе, указанные заказчиком в конкурсной документации, в том числе: декларацию о принадлежности участника конкурса к субъектам малого и среднего предпринимательства в случае установлению заказчиком соответствующего ограничения».
Согласно п. 10.1.24 Положения о закупках «заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Положения и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации».
Как следует из п. 10.1.26 Положения о закупках, «Закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям настоящего Положения и конкурсной документации».
Представитель Организатора торгов пояснила, что Заявитель ООО «Лиман-трейд» в составе заявки в форме документа представил сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями пп. 2 п. 24 раздела 1 Документации и пп. 5 п. 35 раздела 1 Документации, однако в нарушение п. 35 раздела 1 Документации («Примечание») не представил декларацию о соответствии участника Закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме 2.5 раздела 2 Документации, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «Лиман-трейд» от участия в процедуре Закупки согласно п. 34 раздела 1 Документации и п. 10.1.26 Положения о закупках.
Вместе с тем в соответствии с пп. 2 п. 24 и пп. 5 п. 35 раздела 1 Документации для участников Закупки предусмотрена возможность задекларировать свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства как путем представления в составе заявки в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, так и путем представления в составе заявки декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме 2.5 раздела 2 Документации.
При этом требования, установленные в пп. 2 п. 24, пп. 5 п. 35 раздела 1 Документации и в п. 35 раздела 1 Документации («Примечание»), должны учитываться в совокупности и применяться ко всем участникам Закупки в равной степени, то есть без разделения их по приоритетности.
Комиссия СПб УФАС России установила, что Заявитель ООО «Лиман-трейд» в составе заявки в форме документа представил сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями пп. 2 п. 24 раздела 1 Документации и пп. 5 п. 35 раздела 1 Документации. Таким образом, заявка ООО «Лиман-трейд» была неправомерно отклонена Закупочной комиссией Организатора торгов от участия в процедуре Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушения пп. 2 п. 24, пп. 5 п. 35 раздела 1 Документации, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм ст. Закона № 223-ФЗ, допущенные путем неправомерного отклонения заявки ООО «Лиман-трейд» от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 12.10.2018 вх. № 25739-ЭП/18) ООО «Лиман-трейд» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ООО «ЖКС № 3 Калининского района» (ИНН: 7806387476, ОГРН: 1089847191752) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексу измерений сопротивления изоляции и защитного зануления электроустановок на объектах (извещение № 31806866226) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ООО «ЖКС № 3 Калининского района» (ИНН: 7806387476, ОГРН: 1089847191752) нарушения пп. 2 п. 24, пп. 5 п. 35 раздела 1 Документации, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм ст. Закона № 223-ФЗ, допущенные путем неправомерного отклонения заявки ООО «Лиман-трейд» от участия в процедуре Закупки.
3) Не выдавать Закупочной комиссии Организатора торгов ООО «ЖКС № 3 Калининского района» (ИНН: 7806387476, ОГРН: 1089847191752) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что на момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31806866226 был заключен договор № 3535/03-18 от 11.10.2018.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.