Решение №78/32383/17, 78/32384/17 Решение по жалобе ООО "ЭКЦ "ПБ" от 8 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-479/17
03 ноября 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (далее – Организатор торгов) <...>;
в отсутствие представителей ООО «ЭКЦ «ПБ» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 26.10.2017 № 25549-ЭП/17) ООО «ЭКЦ «ПБ» на действия закупочной комиссии организатора торгов АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» при проведении запроса котировок на предпроектное комплексное обследование причалов №№ 12, 13, 14 на территории Мурманского морского торгового порта в объеме очередного обследования и освидетельствования с установлением срока освидетельствования и выдачей Свидетельств о годности с Извещениями о режиме эксплуатации и проведении необходимых ремонтных работ (извещение №31705608836), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
10 октября 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение
№31705608836 о проведении запроса котировок на предпроектное комплексное обследование причалов №№ 12, 13, 14 на территории Мурманского морского торгового порта в объеме очередного обследования и освидетельствования с установлением срока освидетельствования и выдачей Свидетельств о годности с Извещениями о режиме эксплуатации и проведении необходимых ремонтных работ (далее – Закупка), включая документацию о закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» (далее – Положение о закупках), , версия 5 от 26.07.2016, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 515 300, 00 руб |
2. |
Дата публикации извещения |
10.10.2017 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
18.10.2017 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
30.10.2017 в 14:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, д.3, корп.2 |
2. По мнению Заявителя, согласно протоколу от 23.10.2017 №23.01 закупочная комиссия Организатора торгов (далее — Закупочная комиссия) провела процедуру сопоставления предложений участников Закупки в порядке, не предусмотренном Документацией, что привело к неправомерному признанию победителем Закупки заявки участника ЗАО «ГТ Морстрой», предложение которого не являлось наилучшим, т. к. не содержало наименьшую стоимость договора.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением №78/31726/17 от 31.10.2017 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.
Следуя доводам жалобы, Заявителем оспаривается неправомерная оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке по причине предъявления к составу предложений требований о представлении документов, а также, осуществленная в порядке, не предусмотренном документацией о закупке, что прямо указано в п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.
АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Следуя протоколу от 23.10.2017 №23.01, на участие в Закупке подано 5 заявок со следующими ценовыми условиями:
ООО «Фертоинг» |
17.10.2017 в 15.12 № 501 |
7802208912/781001001/1037804040031 |
нет |
2 449 775,43, с НДС |
ООО «ГТ СЕВЕР» |
17.10.2017 в 17.02 № 502 |
2902060812/290201001/1082902003106 |
Среднее предприятие |
2 354 687,64, с НДС |
ЗАО «ГТ Морстрой» |
18.10.2017 в 9.10 № 503 |
7814069678/780201001/1027807582747 |
нет |
2 153 487,02, с НДС |
ООО «Глобальные технологии новационных систем» |
18.10.2017 в 9.50 № 504 |
7810447671/780501001/1137847261705 |
да |
2 168 000,00, с НДС |
ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность» |
18.10.2017 в 9.50 № 505 |
1659129865/165701001/1131690024674 |
да |
2 100 000,00, без НДС |
В соответствии с п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), а также, порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Пунктом 3 извещения о Закупке установлено, что начальная (максимальная) цена договора составляет 2 515 300 рублей, с учетом НДС.
Согласно п. 10.4 Документации победителем в проведении запроса котировочных заявок признается участник закупки, подавший котировочную заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в Извещении о проведении запроса ценовых котировок и Техническом задании, и в которой указана наиболее низкая цена оказания услуг.
Приложение №1 к извещению о Закупке установлена форма Котировочной заявки, которую участники Закупки обязаны представить в составе заявки на участие, содержащая в том числе сведения о цене предложения в следующем виде:
«Цена договора: ______________________________руб., в том числе НДС _______% ______________руб., (с указанием всех расходов, включенных в цену договора, в соответствии со сведениями указанными в приложении №2 Техническое задание)
Прочие условия:________________________________________________».
Заявка с предложением ООО «ЭКЦ «ПБ» включало заполненную форму Котировочной заявки с указанием цены договора без учета НДС, так как Заявитель является лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, вследствие чего, освобожден от уплаты НДС.
Вместе с тем, предложенная цена ООО «ЭКЦ «ПБ» являлась окончательной ценой для заключения договора в рамках Закупки.
Поступившие ценовые предложения от остальных четырех участников Закупки включали в себя НДС.
Следуя протоколу от 23.10.2017 №23.01, Закупочная комиссия провела оценку и сопоставление заявок на участие в Закупке исходя из ценовых предложений участников Закупки за вычетом НДС, включенного в них, а предложенная цена ООО «ЭКЦ «ПБ» вычету не подвергалась.
По итогам указанного ранжирования заявке ООО «ЭКЦ «ПБ» присвоено пятое место, а победителем Закупки выбрано ЗАО «ГТ Морстрой».
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Документация не содержала использованного Закупочной комиссией порядка сопоставления цен участников Закупки, применяющих разную систему налогообложения, предусматривающего вычет НДС из тех ценовых предложений, в которых данный налог содержится.
Заявителем, как и остальными участниками Закупки, были предложены окончательные цены договора, согласно форме Котировочной заявки Приложения №1 к извещению о Закупке, определяемые с учетом всех налогов и сборов, которые и должны были быть ранжированы на предмет выявления наиболее низкой цены оказания услуг согласно п. 10.4 Документации.
Таким образом, в порядке выявления победителя Закупки согласно п. 10.4 Документации первое место по итогам Закупки должно было быть присвоено коммерческому предложению ООО «ЭКЦ «ПБ», которое содержало наиболее низкую цену договора в размере 2 100 000,00 рублей.
Исходя из указанного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о незаконности проведенной Закупочной комиссией оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке в порядке, не предусмотренном Документацией.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии по неправомерной оценке и сопоставлению заявок на участие в Закупке в порядке, не предусмотренном Документацией, нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также, в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, допущенные при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 26.10.2017 № 25549-ЭП/17) ООО «ЭКЦ «ПБ» на действия закупочной комиссии организатора торгов АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» при проведении запроса котировок на предпроектное комплексное обследование причалов №№ 12, 13, 14 на территории Мурманского морского торгового порта в объеме очередного обследования и освидетельствования с установлением срока освидетельствования и выдачей Свидетельств о годности с Извещениями о режиме эксплуатации и проведении необходимых ремонтных работ (извещение №31705608836), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенные при проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 26.10.2017 № 25549-ЭП/17) ООО «ЭКЦ «ПБ» на действия закупочной комиссии организатора торгов АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» при проведении запроса котировок на предпроектное комплексное обследование причалов №№ 12, 13, 14 на территории Мурманского морского торгового порта в объеме очередного обследования и освидетельствования с установлением срока освидетельствования и выдачей Свидетельств о годности с Извещениями о режиме эксплуатации и проведении необходимых ремонтных работ (извещение №31705608836) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» при проведении запроса котировок на предпроектное комплексное обследование причалов №№ 12, 13, 14 на территории Мурманского морского торгового порта в объеме очередного обследования и освидетельствования с установлением срока освидетельствования и выдачей Свидетельств о годности с Извещениями о режиме эксплуатации и проведении необходимых ремонтных работ (извещение №31705608836) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также, в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, допущенные путем неправомерного проведения оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке в порядке, не предусмотренном Документацией.
3. Закупочной комиссии АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения запроса котировок на предпроектное комплексное обследование причалов №№ 12, 13, 14 на территории Мурманского морского торгового порта в объеме очередного обследования и освидетельствования с установлением срока освидетельствования и выдачей Свидетельств о годности с Извещениями о режиме эксплуатации и проведении необходимых ремонтных работ (извещение №31705608836) путем отмены протокола от 23.10.2017 №23.01, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки согласно условиям Документации, действующему Положению о закупках АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
03 ноября 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 03.11.2017 по жалобе № Т02-479/17 на действия закупочной комиссии организатора торгов АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» при проведении запроса котировок на предпроектное комплексное обследование причалов №№ 12, 13, 14 на территории Мурманского морского торгового порта в объеме очередного обследования и освидетельствования с установлением срока освидетельствования и выдачей Свидетельств о годности с Извещениями о режиме эксплуатации и проведении необходимых ремонтных работ (извещение №31705608836, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Закупочной комиссии организатора торгов АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» совершить действия, направленные на устранение нарушений проведения запроса котировок на предпроектное комплексное обследование причалов №№ 12, 13, 14 на территории Мурманского морского торгового порта в объеме очередного обследования и освидетельствования с установлением срока освидетельствования и выдачей Свидетельств о годности с Извещениями о режиме эксплуатации и проведении необходимых ремонтных работ (извещение №31705608836) путем отмены протокола от 23.10.2017 №23.01, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки согласно условиям документации о Закупке, действующему Положению о закупках АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 20 ноября 2017 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.