Решение №78/32456/17 Решение по жалобе ООО «Арсет» от 7 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-476/17
02 ноября 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от АО «Биржа «Санкт-Петербург» (далее – Организатор торгов); от ООО «Транснефть-Балтика», АО «Транснефть-Верхняя Волга», АО «Транснефть-Дружба», АО «Транснефть-Центральная Сибирь», АО «Транснефть-Прикамье», АО «Транснефть-Север», АО «Транснефть-Сибирь», АО «Транснефть-Западная Сибирь», АО «Транснефть-Урал» (далее – Заказчики); в отсутствие представителей от ООО «Арсет» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 25.10.2017 вх. № 25381-ЭП/17) ООО «Арсет» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» при проведении закрытого аукциона в электронной форме (закупка является совместной) на право заключения договора на поставку изоляционных материалов (защитные покрытия сварных стыков трубопроводов) А-12.4.18 (извещение № 31705531823), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
18 сентября 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31705531823 о проведении закрытого аукциона в электронной форме (закупка является совместной) на право заключения договора на поставку изоляционных материалов (защитные покрытия сварных стыков трубопроводов) А-12.4.18 (далее – Закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение о закупках) в редакции от 24.04.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
17 395 141,90 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
18.09.2017 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
09.10.2017 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок |
16.10.2017 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
Электронная площадка АО «Биржа «Санкт-Петербург» |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31705531823 были заключены Договоры № ТПК-01-04-01.5-17-2239 от 30.10.2017 и № А-12.4.18/ТЗС-3395 от 30.10.2017.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отклонении заявки ООО «Арсет».
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Заказчики относятся к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Помимо прочего, согласно ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следуя доводам жалобы Заявителя, ООО «Арсет» обжалует предъявление к участникам закупки требования, не предусмотренного документацией о закупке, повлекшего отклонение заявки участника, что прямо предусмотрено п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
4. Представители Заказчиков и Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/31612/17 от 30.10.2017 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с Протоколом о допуске № А-12.4.18/Д от 16.10.2017 заявка ООО «Арсет» была отклонена на основании следующего:
«Отказать в допуске к участию в аукционе Участнику №2 на основании п. 7.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг:
- несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке (несоответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в случае осуществления закупки, участниками которой в соответствии с извещением о закупке являются только субъекты малого и среднего предпринимательства(п. 9.1.6. Инструкции для участника закупки (далее – Документация)).
Как следует из п. 3 Извещения, являющегося неотъемлемой частью Документации, участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 9.1.6 Документации участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в случае осуществления закупки, участниками которой в соответствии с извещением о закупке являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В подтверждение соответствия данному требованию участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет в форме электронного документа сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), содержащие информацию об участнике закупки (о каждом из нескольких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне Участника закупки), или декларацию по Форме 8 в случае отсутствия сведений об участнике закупки (об одном либо нескольких юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, выступающих на стороне Участника закупки), который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Представитель Организатора торгов пояснил, что сведения об отнесении Заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства отсутствовали в сети «Интернет» в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на момент процедуры рассмотрения заявок 16.10.2017 г. Закупочной комиссией Организатора торгов.
Вместе с тем, Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Арсет», установила, что заявка содержит в форме электронного документа Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 05.09.2017 г., согласно которым данные об ООО «Арсет» внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 г.
Также, Комиссия СПб УФАС России на момент рассмотрения жалобы по сушществу выявила, что в соответствии с сведениями в сети «Интернет» с сайта Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/ ООО «Арсет» находится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 г.
Помимо прочего, Документация не содержит порядка, при котором Закупочная комиссия Организатора торгов проверяет наличие сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет», а соответствие установленному требованию о нахождении участника Закупки в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства подтверждается участником путем предоставления сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в форме электронного документа, предусмотренных п. 9.1.6 Документации.
Таким образом, ввиду того, что ООО «Арсет» представило в составе заявки все сведения, требуемые в соответствии с п. 9.1.6 Документации, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о неправомерном отклонении заявки ООО «Арсет» и усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушения п. 2 ч. 1 и ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нормы статьи, путем неправомерного отклонения заявки ООО «Арсет».
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу (от 25.10.2017 вх. № 25381-ЭП/17) ООО «Арсет» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» при проведении закрытого аукциона в электронной форме (закупка является совместной) на право заключения договора на поставку изоляционных материалов (защитные покрытия сварных стыков трубопроводов) А-12.4.18 (извещение № 31705531823), обоснованной.
- Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушения п. 2 ч. 1 и ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нормы статьи, путем неправомерного отклонения заявки ООО «Арсет».
- Не выдавать Закупочной комиссии Организатора торгов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений ввиду того, что по процедуре закупки № 31705531823 были заключены Договоры № ТПК-01-04-01.5-17-2239 от 30.10.2017 и № А-12.4.18/ТЗС-3395 от 30.10.2017.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.