Предупреждение №78/3309/19 Предупреждение Правительству Санкт-Петербурга от 1 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Правительство Санкт-Петербурга

 

191060, Санкт-Петербург, Смольный

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Санкт-Петербургское УФАС России в ходе рассмотрения заявления ООО «Медиа Сервис» (вх.№1964-ЭП/19 от 22.01.2019) выявило в действиях Правительства Санкт-Петербурга (далее – Правительство) (191060, Санкт-Петербург, Смольный) признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении пунктами 1.9.7 и 2.14 Регламента Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 №40, запретов на использование воздушных коммуникаций для подключения отдельно стоящих элементов к линиям электропередач и на использование воздушных линий электропередачи при размещении отдельно стоящих рекламных конструкций.

           

            Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40 (далее – Постановление СПб №40) утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства. Приложением №6 к указанным Правилам установлен Эстетический регламент наружной рекламы и информации (далее – Регламент).

Пунктом 1.9.7. Регламента относительно информационных конструкций установлено, что: «Использование воздушных коммуникаций для подключения отдельно стоящих элементов к линиям электропередач не допускается».

Пунктом 2.14. Регламента установлено, что: «При размещении отдельно стоящих рекламных конструкций запрещается использование воздушных линий электропередачи».

Демонстрация информационных и рекламных конструкций является основой хозяйственной (экономической) деятельности их владельцев. Демонстрация осуществляется непрерывно включая темное время суток. Демонстрация в темное время суток возможна только при наличии освещения (подсветки) таких конструкций.

Кроме того, Согласно раздела 3 Схемы размещения рекламных конструкций, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.04.2014 N 266 освещение большинства рекламных конструкций является обязательным.

Исходя из этого отдельно стоящие информационные и рекламные конструкции являются энергопринимающми устройствами максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, отнесенными к третьей категории надежности, а владельцы таких конструкций - потребителями электрической энергии в понимании Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

В целях хозяйственной деятельности по эксплуатации информационных и рекламных конструкций, а также в целях выполнения требований Постановления СПб №266 об освещении рекламных конструкций, владельцы таких конструкций нуждаются в получении услуг по снабжению электрической энергией, которая в свою очередь обусловлена необходимостью технологического подключения.

На территории Санкт-Петербурга осуществляют деятельность 13 территориальных сетевых организаций, 2 гарантирующих поставщика, а также значительное количество энергосбытовых, электросетевых компаний и других субъектов электроэнергетики.

Отношения хозяйствующих субъектов, возникающие в сфере энергоснабжения, урегулированы специальными нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ и нормами законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.

Таким образом, при использовании воздушных сетей электроснабжения в интересах отдельно стоящих рекламных или информационных конструкций в правоотношениях энергоснабжения участвуют три категории лиц: владельцы энергопринимающих устройств, сетевые организация, энергсбытовые организации.

Основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при технологическом подключении, передаче электрической энергии по сетям электроснабжения и купле-продаже электроэнергии определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861; Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 и рядом иных Постановлений Правительства РФ.

В то же время, согласно части 1 ст. 2 Закона об электроэнергетике отношения в сфере электроэнергетики могут регулироваться нормативными актами субъекта Российской Федерации только в случае и в объеме прямого указания федеральных законов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

Согласно пунктов 8 и 8(1) Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, а если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.

Эксплуатацию значительной части воздушных электрических сетей напряжения 0,4/023 КВт на праве собственности или хозяйственного ведения осуществляют ПАО "Ленэнерго", АО "Курортэнерго", АО "Санкт-Петербургские электрические сети", АО "Царскосельская энергетическая компания", СПб ГУП «Горэлектротранс» и СПб ГУП «Ленсвет».

Согласно части 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике, Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

            Таким образом, если присоединение энергопринимающих устройств не требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, то такое технологическое присоединение электросетевая компания обязана производить любому обратившемуся, вне зависимости от наличия установленного ей тарифа на такое подключение.

Согласно пункта 2 Разъяснения Президиума ФАС России от 13.09.2017 N 12 владелец объектов электроэнергетики, в том числе владелец объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, вправе осуществлять технологическое присоединение к своим объектам независимо от установления тарифа.

Таким образом, те владельцы воздушных линий электропередачи, которым установлен тариф на технологическое присоединение вправе и обязаны делать это, а те, кому такой тариф не установлен вправе осуществлять технологическое присоединение к своим объектам.

Кроме того, все вышеперечисленные субъекты электроэнергетики не вправе препятствовать перетоку электрической энергии от энергосбытоывой компании к потребителю электрической энергии, независимо от типа линий электропередачи, которые для этого используются и независимо от типа субъекта потребителя электрической энергии. Если для сетевой организации установлен тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии, то она оказывает такую услугу за плату.

Из изложенного следует, что вышеуказанными нормами Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40 ограничивается (может быть ограничена) конкуренция путем:

- необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

В частности, в местах установки отдельно стоящих рекламных (информационных) конструкций, где не имеется иных линий электропередачи кроме воздушных (иное присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства), запрет использования воздушных линий делает невозможной либо экономически нерентабельной их эксплуатацию, чем создает необоснованное препятствование осуществлению экономической деятельности хозяйствующими субъектами – владельцами отдельно стоящих рекламных и информационных конструкций.

- установления запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

В частности, лица осуществляющие право владения воздушными сетями электроснабжения – являются хозяйствующими субъектами и эксплуатацией таких линий осуществляют, в том числе приносящую доход деятельность в виде технологического присоединения электроустановок, а также в виде передачи электрической энергии от энергосбытовых компаний потребителям.

Запрет использования таких линий в интересах рекламных и информационных конструкций для владельцев воздушных сетей электроснабжения (лиц осуществляющих на законном основании право владения ими), фактически означает запрет на продажу услуги технологического присоединения владельцам рекламных и информационных конструкций. Хотя данную услугу сетевая организация не только вправе, но и обязана оказывать любому обратившемуся.

Также такой запрет означает невозможность продажи услуги по передаче электрической энергии по воздушным линиям электропередачи от энергосбытовой компании к потребителям – рекламным и информационным конструкциям и невозможность получения дохода от такой деятельности. В то же время все вышеперечисленные компании, включая СПб ГУП «Горэлектротранс» и СПб ГУП «Ленсвет» имеют установленные тарифы на передачу электроэнергии.

В частности, услуга технологического подключения является товаром, который владелец электропринимающего устройства (рекламной, информационной конструкции) приобретает у продавца (сетевой организации) по своему выбору (пункт 8(1) Правил технологического присоединения) при наличии нескольких сетей электроснабжения (независимо воздушных или кабельных линий) одновременно на удалении до 300 метров от места установки подключаемого электрооборудования.

Запрет на технологическое присоединение к воздушным линиям элетропередачи означает установление для владельцев рекламных (информационных) конструкций (как приобретателей услуги техприсоединения) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (услугу присоединения), что нарушает запрет установленный пунктом 5 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Возможность передачи электрической энергии через электрические сети любой сетевой организации (субъекта электроэнергетики) как в интересах потребителя, так и в интересах продавца электрической энергии предусмотрена Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 и может быть ограничена только по техническим причинам.

Запрет передачи электрической энергии в интересах рекламных и информационных конструкций через воздушные линии и запрет технологического присоединения таких конструкций к воздушным линиям, установленный нормативным актом Санкт-Петербурга вопреки «Правилам недискриминационного доступа», создает дискриминационные условия деятельности, как для потребителей электрической энергии указанных категорий, так и для продавцов электрической энергии – электросбытовых кампаний.

 

Санкт-Петербургское УФАС России на основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Правительство Санкт-Петербурга о необходимости прекращения в срок до 05 марта 2019г. действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем внесения изменений в акт - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40, а именно изменить (отменить) п.1.9.7 и п.2.14 Эстетического регламента наружной рекламы и информации, являющегося Приложением №6 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, с учетом мотивировочной части настоящего предупреждения.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны