Решение №78/33834/18 Решение по жалобе ОАО «ЭНПО «Неорганика» от 16 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-412/18

 

13 ноября 2018 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей

Банка ВТБ (ПАО) (далее – Организатор торгов) <...>;

ОАО «ЭНПО «Неорганика» (далее – Заявитель) <...>;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№27837-ЭП/18 от 06.11.2018) ОАО «ЭНПО «Неорганика» на действия организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение №31807062448), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

24 октября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31807062448 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (далее - Закупка), включая документацию об открытом запросе котировок (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Банка ВТБ (ПАО) (далее – Положение о закупках), версия 16 от 18.10.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

43 919 955,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

24.10.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

06.11.2018 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

16.11.2018 в 12:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Москва, Пресненская наб., д. 12

 

2. В жалобе Заявитель оспаривает незаконное предъявление Организатором торгов согласно п. 4.3. Приложения №1 к Проекту договора Документации не определенных в виде допустимых значений и показателей требований к характеристикам поставляемого товара, что приводит заведомой неисполнимости указанных требований.

Также, Заявитель указывает о безосновательности предъявляемых Организатором торгов согласно п. 4.3. Приложения №1 к Проекту договора Документации требований к характеристикам поставляемого товара, которые не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требованиям к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Кроме того, Заявитель указывает о необоснованном занижении отдельных требований к характеристикам товара согласно п. 2.1 Приложения №1 к Проекту договора, противоречащих применяемому в Документации ГОСТ Р 53261-2009.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением № 78/32861/18 от 07.11.2018 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

Банк ВТБ (ПАО) относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По первому доводу жалобы:

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 1.1 Документации указано, что требования к закупаемой продукции, включая требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, размерам, упаковке, отгрузке товаров, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандратизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, и/или иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям Заказчика, с обоснованием необходимости их использования, изложены в проекте договора и/или Требованиях к закупаемой продукции, являющимися неотъемлемой частью настоящей документации процедуры закупки.

Приложением 7 к Документации «Требования к закупаемой продукции» определено, что требования к техническим характеристикам предъявляются в соответствии с приложением к проекту Договора.

Согласно п. 8.2. Приложения №1 к проекту Договора Документации предусмотрено, что самоспасатели должны соответствовать или превосходить требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний».

При этом, п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации установлено, что для обеспечения гарантированной сохранности защитных свойств фильтра, в том числе при воздействии на него высоких температур и открытого пламени, его корпус должен быть выполнен из металла (не горит и не плавится).

Пунктом 4.3.4 ГОСТ Р 53261-2009 предусмотрено, что самоспасатель должен сохранять работоспособность после воздействия климатических факторов:
- температуры (50±3) °С в течение (24±1) ч;

- температуры минус (50±3) °С в течение (4,0±0,1) ч;

- температуры (35±2) °С при относительной влажности воздуха (90±5)% в течение (24±1) ч.

Согласно п. 4.3.5 ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатель должен сохранять работоспособность после пребывания в среде с температурой 200 °С в течение (60±5) с.

Пунктом 4.3.5 ГОСТ Р 53261-2009 предусмотрено, что самоспасатель должен сохранять работоспособность после воздействия температуры открытого пламени (800±50) °С в течение (5,0±0,2) с.

Вместе с тем, требование п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации, согласно которому корпус самоспасателя должен быть выполнен из металла (не горит и не плавится), не содержит допустимых значений и показателей температуры и длительности воздействия.

Кроме того, исходя из физических свойств металлов, в настоящее время материалов, которые бы не горели и не плавились в течение неопределенного промежутка времени под воздействием любой температуры, но могли быть отнесены к металлам, в промышленном производстве не имеется.

Представитель Организатора торгов в возражениях указала, что в соответствии с разделом 2 приложения 7 и приложением № 1 к приложению 6 Документации стойкость самоспасателя к внешним воздействиям должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 53261-2009 (в пункте 4.3 указанного ГОСТ Р представлены в том числе значения температур, которые могут воздействовать на самоспасатель, а именно: температура среды пребывания - +200оС (пункт 4.3.5), температура открытого пламени - +800±50оС (пункт 4.3.6)). Время защитного действия продукции также установлено в приложением N2 1 к приложению 6 документации процедуры закупки.

Вместе с тем, содержание п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации содержит безусловное требование к характеристикам огнестойкости и плавления металла корпуса без отсылки на требования ГОСТ Р 53261-2009.

Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации Организатором торгов предъявляется фактически неисполнимое требование к поставляемому товару, в том числе, являющееся неизмеряемым.

На основании изложенного по первому доводу Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному предъявлению согласно п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации неисполнимого и неизмеряемого требования к поставляемому товару нарушения п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

По второму доводу жалобы:

Как было указано, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ предписывается: если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Действующим законодательством требования к характеристикам самоспасателей определены согласно ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний».

Следуя указанному ГОСТ Р 53261-2009 допускается изготовление корпуса фильтра из комбинированных материалов при условии сохранения характеристик стойкости корпуса согласно требованиям ГОСТ Р 53261-2009 в отношении высоких температур и иных факторов.

Вместе с тем, согласно п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации установлено, что для обеспечения гарантированной сохранности защитных свойств фильтра, в том числе при воздействии на него высоких температур и открытого пламени, его корпус должен быть выполнен из металла (не горит и не плавится).

Таким образом, требование Организатора торгов к корпусу самоспасателя, который должен быть выполнен из металла, не соответствует предусмотренному ГОСТ Р 53261-2009, сужая установленные действующим законодательством требования к характеристикам самоспасателей.

Представитель Организатора торгов в возражениях указала, что применение металлического корпуса фильтра гарантированно обеспечивает устойчивость к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций.

Также, по мнению Организатора торгов металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса фильтра (образования вмятин), что позволяет определить пригодность самосласателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки. Наличие глубоких вмятин на корпусе позволяет однозначно установить наличие повреждений составляющих фильтра, противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя, следовательно, принять решение о применении другого (запасного) самоспасателя.

Вместе с тем, п. 5.2 ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что самоспасатель является изделием одноразового применения. Не допускается включаться в ранее использовавшийся самоспасатель.

Кроме того, Организатором торгов не представлено каких-либо документов или сведений, позволяющих сделать вывод о том, что самоспасатели с комбинированным корпусом фильтра обладают ухудшенными характеристиками устойчивости к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций.

Как было указано, из содержания ГОСТ Р 53261-2009 следует, что стандартом применяются единые требования к данным товарам, вследствие чего самоспасатели с комбинированным корпусом фильтра, соответствующие требованиям ГОСТ Р 53261-2009, обладают идентичными характеристиками устойчивости к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций самоспасателей с корпусом фильтра из металла.

Представитель Организатора торгов в возражениях указала, что на имеющемся рынке представлено несколько моделей самоспасателей, соответствующих требованиям Документации, такие как ГДЗК-EN, ГДЗК-У, MSA S-Cap Hood и Drager Parat 7500, однако при изучении характеристик указанных Организатором торгов моделей Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что отдельным требованиям к соответствию характеристикам ГОСТ Р 53261-2009 и материалу корпуса фильтра соответствует лишь одно изделие модели ГДЗК-У, производимое АО «Сорбент».

Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации Организатором торгов необоснованно предъявляется чрезмерное требование к характеристикам поставляемого товара, как следствие, являющееся дискриминационным.

На основании изложенного по второму доводу Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному предъявлению согласно п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации чрезмерного дискриминационного требования к характеристикам поставляемого товара, не соответствующее действующим стандартам, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

По третьему доводу жалобы:

Согласно п. 2.1 Приложения №1 к проекту Договора среди требований к характеристикам товара также определены:

Время защитного действия по тест-веществам продуктам горения:

- монооксид углерода при концентрации 4375±125 мг/м3 – не менее 30 мин.;

- водорода хлорид при концентрации 1000±100 мл/м3 – не менее 30 мин.;

- водорода цианид при концентрации 400±40 мл/м3 – не менее 30 мин.;

- акролеин при концентрации 100±10 мл/м3 – не менее 30 мин.

Указанные требования соответствуют требованиям, установленным ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний»

Представитель Организатора торгов в возражениях указала, что Организатором торгов были внесены изменения в Документацию, а оспариваемые Заявителем несоответствия характеристик возникли вследствие технической ошибки и согласно действующей редакции Документации устранены.

Таким образом, третий довод жалобы Заявителя Комиссия полагает не нашедшим своего подтверждения в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

4. Рассмотрев жалобу (вх.№27837-ЭП/18 от 06.11.2018) ОАО «ЭНПО «Неорганика» на действия организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение №31807062448), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) нарушения п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (вх.№27837-ЭП/18 от 06.11.2018) ОАО «ЭНПО «Неорганика» на действия организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение №31807062448) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение №31807062448) нарушения

- п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные путем незаконного предъявления согласно п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации неисполнимого и неизмеряемого требования к поставляемому товару;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные путем незаконного предъявления согласно п. 4.3 Приложения №1 к проекту Договора Документации чрезмерного дискриминационного требования к характеристикам поставляемого товара, не соответствующего действующим стандартам.

 

3. Не выдавать организатору торгов Банку ВТБ (ПАО) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки самоспасателей (извещение №31807062448) ввиду наличия выданного ранее предписания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу Т02-410/18 от 13.11.2018 в рамках Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны