Решение №78/34069/17, 78/34070/17 Решение по жалобе ЗАО "МАКС" от 23 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-494/17

 

20 ноября 2017 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Организатор закупки) <...>;

ЗАО «МАКС» (далее – Заявитель) <...>;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.11.2017 №26697/17) ЗАО «МАКС» на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308) (извещение №31705647232, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

20 октября 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 31705647232 о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308), включая документацию на проведение открытого одноэтапного конкурса (далее – Закупочная  документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупках), версия 24 от 08.09.2017, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

18 961 826 ,32 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

20.10.2017

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

10.11.2017 в 11:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

22.11.2017 в 16:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Россия, 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.3

 

2. Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, Организатором закупки установлены незаконные требования к участникам Закупки о наличии у последних положительного финансового результата по итогам работы за 2015, 2016 и 6 мес. 2017 гг., а также, текущего рейтинга надежности, присвоенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» (RAEX) не ниже «ruАA-», являющиеся чрезмерными и необоснованно ограничивающими конкуренцию.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы 78/33263/17 от 15.11.2017 года, были предъявлены представителем Организатора закупки в ходе заседания Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Следуя доводам жалобы Заявителя, ЗАО «МАКС» обжалует неразмещение в единой информационной системе информации о закупке, а именно, надлежащих сведений, предусмотренных к размещению в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, составленной в соответствии с действующими нормами законодательства РФ, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

ПАО «МРСК Северо-Запада» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пп. пп. d), f) п. 4.5.1.1 Закупочной документации чтобы претендовать на победу в конкурсе и получение права заключить с Заказчиком Договор, Участник конкурса должен отвечать отборочным  (пороговым) требованиям, в том числе, Участник конкурса должен иметь положительный финансовый результат по итогам работы за 2015, 2016 и 6 мес. 2017 гг., а также, текущий рейтинг надежности, присвоенный рейтинговым агентством «Эксперт РА» (RAEX) не ниже «ruАA-».

Подпунктами v), i) п. 4.5.2.1 Закупочной документации определено, что для подтверждения соответствия указанным требованиям участникам Закупки необходимо приложить:

- заверенные Участником конкурса копии бухгалтерской отчетности (форма 1 и форма 2) за 2 (два) последних завершенных календарных (финансовых) года и 6 месяцев текущего года с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы, оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н;

- Сканированные оригиналы или сканированные заверенные Участником копии форм № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности Страховщика» за 2015 г., «Сведения о деятельности Страховщика» за 2016 г. и 6 мес. 2017 г.;

- Сканированный оригинал свидетельства о действующем рейтинге надежности Участника конкурса (свидетельства о присвоении рейтинга финансовой устойчивости), выданного рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Установленные в пп. пп. d), f) п. 4.5.1.1 Закупочной документации требования являются обязательными, несоответствие указанным требованиям или непредставление соответствующих подтверждающих документов, предусмотренных п. 4.5.2.1 Закупочной документации, влекут отклонение заявки согласно п. 4.8.2.5 Закупочной документации.

Представители Организатора закупки в возражениях на довод жалобы Заявителя сослались на ст. ст. 25, 28, 28.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее — Закон №4015-1), а также, указали, что наличие у участников Закупки положительного финансового результата, а также, текущего рейтинга надежности не ниже «ruАA-», является важными и существенными для Организатора закупки критериями отбора.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 4015-1 гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; сформированные страховые резервы; средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона № 4015-1 страховщики (за исключением обществ взаимного страхования) должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного настоящим Законом минимального размера уставного капитала. При оплате уставного капитала страховщика должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала страховщика, установленного настоящим Законом, а также соблюдены порядок и условия инвестирования собственных средств (капитала), установленные нормативными актами органа страхового надзора.

Согласно ч. 4 ст. 25 Закона № 4015-1 страховщики обязаны соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств (капитала) и средств страховых резервов, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, а также иные требования, установленные настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора.

Статьей 28 Закона № 4015-1 установлено, что страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности (далее - отчетность в порядке надзора).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Закона № 4015-1 страховщик обязан организовать систему внутреннего контроля, обеспечивающую достижение следующих целей:

1) эффективность и результативность (в том числе безубыточность) финансово-хозяйственной деятельности страховщика при совершении страховых и иных операций;

2) эффективность управления активами, включая обеспечение их сохранности, собственными средствами (капиталом), страховыми резервами и иными обязательствами страховщика;

3) эффективность управления рисками страховщика (выявление, оценка рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя страховщиком, принятие мер по поддержанию уровня рисков, не угрожающего финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика);

4) достоверность, полнота, объективность бухгалтерской (финансовой) отчетности, статистической отчетности, отчетности в порядке надзора и своевременность составления и представления такой отчетности;

5) соблюдение работниками страховщика этических норм, принципов профессионализма и компетентности;

6) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следуя изложенному, установленный действующим законодательством порядок ведения коммерческой деятельности страховыми компаниями не предусматривает у последних обязанности обладать положительным финансовым результатом за какой-либо календарный период или располагать текущим рейтингом надежности не ниже «ruАA-».

Условия оказания услуг по договору в рамках Закупки, установленные Приложением 1 к Закупочной документации, также не содержат условий или требований, выполнение и соблюдение которых предусматривало бы обязательное наличие у исполнителя по договору положительного финансового результата, а также, текущего рейтинга надежности не ниже «ruАA-».

Также, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России учтено, что согласно сведениям официального сайта рейтингового агентства «Эксперт РА» в сети Интернет превышающими уровень рейтинга надежности «ruАA-» являются уровни «ruАAА», «ruАA+» и «ruАA», таким образом, условия подачи заявок допускают возможность участия в Закупке страховых организаций с 4-мя различными уровнями рейтинга, а именно, «ruАAА», «ruАA+», «ruАA» и «ruАA-», вместе с тем, установленный п. 4.8.3.3 Закупочной документации порядок оценки заявок по критерию «Квалификация Участника закупочной процедуры» не содержит каких-либо подкритериев или показателей для начисления баллов в зависимости от наличия у участников Закупки какого-либо из уровней рейтинга надежности «ruАAА», «ruАA+», «ruАA» или «ruАA-», что ставит таких участников в равные условия и свидетельствует о несущественности присвоенного организации уровне надежности рейтингового агентства «Эксперт РА» для Организатора закупки.

Таким образом, учитывая, что требования пп. пп. d), f) п. 4.5.1.1 Закупочной документации являются основаниями для допуска к участию в Закупке, потенциальные участники Закупки, осуществляющие свою деятельность в рамках предмета Закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства, располагающие необходимыми возможностями, ресурсами и иными условиями для надлежащего исполнения договора в рамках предмета Закупки, но не имеющие положительного финансового результата по итогам работы за 2015, 2016 или первое полугодие 2017 года, или обладающие текущим рейтингом надежности, присвоенным рейтинговым агентством «Эксперт РА» (RAEX) ниже «ruАA-», необоснованно ограничены в свое праве принять участие в Закупке с подачей заявки на участие в Закупке, которая соответствовала бы установленным требованиям.

Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в пп. пп. d), f) п. 4.5.1.1 Закупочной документации необоснованных и не соответствующих нормам действующего законодательства требований, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Также, ввиду указания Заявителем в жалобе ссылок на возможные нарушения Организатором закупки и Заказчиком требований ч. 1 ст. 17 Закона №135-ФЗ, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России принимает решение о передаче жалобы в профильный отдел Санкт-Петербургского УФАС для проверки соответствия действий ПАО «МРСК Северо-Запада» требованиям антимонопольного законодательства РФ при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308) (извещение №31705647232).

 

4. Рассмотрев жалобу (от 10.11.2017 №26697/17) ЗАО «МАКС» на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308) (извещение №31705647232), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ПАО «МРСК Северо – Запада»  нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

          1. Признать жалобу (от 10.11.2017 №26697/17) ЗАО «МАКС» на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308) (извещение №31705647232) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308) (извещение №31705647232) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем неправомерного установления в пп. пп. d), f) п. 4.5.1.1 Закупочной документации необоснованных и не соответствующих нормам действующего законодательства требований.

 

 3.  Организатору закупки ПАО «МРСК Северо-Запада» выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений организации и проведения открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308) (извещение №31705647232) путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки согласно условиям документации о Закупке, действующему Единому стандарту закупок ПАО «Россети» и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

5. Передать жалобу (от 10.11.2017 №26697/17) ЗАО «МАКС» в профильный отдел Санкт-Петербургского УФАС для проверки соответствия действий ПАО «МРСК Северо-Запада» требованиям антимонопольного законодательства РФ при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308) (извещение №31705647232).

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

20 ноября 2017 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 20.11.2017 по жалобе № Т02-494/17 на действия организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308) (извещение №31705647232, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) для нужд ПАО «МРСК Северо – Запада» (908308) (извещение №31705647232) путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки согласно условиям документации о Закупке, действующему Единому стандарту закупок ПАО «Россети» и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 5 декабря 2017 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны