Решение №78/3621/17 Решение по жалобе ООО «БалтОйл» от 13 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-86/17

 

08 февраля 2017 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) ;

с участием представителей

ГУП «Ленводхоз» (далее – Организатор закупки) ;

ООО «БалтОйл» (далее – Заявитель) ;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 31.01.2017 № 2355/17) ООО «БалтОйл» на действия организатора торгов ГУП «Ленводхоз» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку дизельного топлива на 2017 год для заправки автотранспорта, плавсредств и дорожной техники (извещение № 31604633894, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

30 декабря 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31604633894 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку дизельного топлива на 2017 год для заправки автотранспорта, плавсредств и дорожной техники, включая документацию об открытом конкурсе (далее – Закупочная документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия по очистке и благоустройству водоемов "Ленводхоз" (далее – Положение о закупках), версия 9 от 26.04.2016, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.


 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

18 500 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.12.2016 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

19.01.2017 в 11:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

20.01.2017 в 12:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Ивана Черных, 7

 

2. Доводы жалобы:

Заявитель указывает, что Организатором закупки в Закупочной документации в нарушение п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ не размещен порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки»;

Также, Заявитель полагает, что закупочная комиссия Организатора закупки (далее — Закупочная комиссия) в нарушение ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ осуществила оценку и сопоставление заявок на участие в Закупке в порядке, не предусмотренном Закупочной документацией.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением №78/2935/17 от 02.02.2017 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

Также, Организатором закупки представлен договор поставки дизельного топлива от 30.01.2017 №4, заключенный Организатором закупки с ООО «Нева-Нефть» по итогам процедуры Закупки.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Заявитель подавал заявку на участие в Закупке, вместе с тем, следуя доводам жалобы Заявителя, ООО «БалтОйл» обжалует, в том числе, неразмещение Организатором закупки обязательной информации о закупке, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона № 135-ФЗ;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

ГУП «Ленводхоз» относится к государственным унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

По первому доводу жалобы Заявителя:

Согласно п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Следуя п. 5.3.1 Закупочной документации, заявки на участие в конкурсе участников конкурса оцениваются исходя из  критериев указанных в п. 8.18. "ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ КОНКУРСА":

Пунктом 5.4.1. Закупочной документации определено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется закупочной комиссией   в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, их содержанием и значимостью, установленными в подразделе 5.3.

Согласно п. 5.4.2 Закупочной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется непосредственно закупочной комиссией, исходя из критериев оценки заявок на участие в конкурсе, их содержания и значимости.

В соответствии с п. 8.18 Информационной карты Закупочной документации установлены следующие критерии оценки  и их значимость:

- цена договора                                              - 80 %

- квалификация участника                             - 20 %

При этом, непосредственно Закупочной документацией не установлен порядок оценки заявок по указанным критериям.

Согласно п. 6 Приложения 1 к Положению о закупках Организатором закупки определен следующий порядок оценки заявок по критериям:

«a. Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.

b. Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

c. Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени привлекательности предложения участника производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> Первый номер может быть присвоен нескольким заявкам, набравшим наибольший итоговый рейтинг. Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется в порядке убывания итогового рейтинга.

d. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена договора», определяется по формуле:

Rai = (Amax — Ai) / Amax * 100,

где:

Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

 

Amax -  начальная цена договора;

Ai -  цена договора, предложенная  i-м участником.

 

e. Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Цена договора», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

f. Для получения рейтинга заявок по критериям «Квалификация участника», «Качество товара», «Наличие производственных мощностей» каждой заявке по каждому из критериев закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов».

 

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Приложение 1 к Положению о закупках не содержит каких-либо градаций или формул расчета баллов заявкам участников по критерию «Квалификация участника», не определяет перечень предоставляемых документов, используемых при начислении баллов по указанному критерию, а также не содержит каких-либо условий о наличии у участников Закупки определенной квалификации, предусматривающей начисление баллов таким участникам Закупки.

Представитель Организатора закупки пояснил, что в перечень форм для подачи заявки на участие в Закупке включена форма 4 «Квалификация участника», согласно которой участники Закупки представляют сведения об имеющемся у них уровне квалификации.

Однако, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила, что Закупочная документация не содержит ссылок на указанную форму 4, согласно которым Организатором закупки был бы определен порядок оценки заявок на основании представленных в форме 4 сведений.

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о неисполнении Организатором закупки обязанности по размещению в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критерию «Квалификация участника».

Исходя из изложенного, по первому доводу Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неправомерному неразмещению в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критерию «Квалификация участника» нарушений требований п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенных при организации и проведении Закупки.

По второму доводу жалобы Заявителя:

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с Протоколом №2 допуска, сопоставления и оценки заявок на участие в Закупке от 20.01.2017 Закупочной комиссией проведена процедура оценки и сопоставления заявок, в том числе, с начислением рейтинга по критерию «Квалификация участника».

Вместе с тем, как было установлено, ни Закупочной документацией, ни Положением о закупках Организатора закупки не установлен порядок оценки заявок по указанному критерию, а именно, не определены условия начисления того или иного количества баллов заявкам участников, а также, не предусмотрен перечень документов и условий, следуя которым участники представляют сведения для начисления соответствующего количества баллов по критерию «Квалификация участника».

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что Закупочной комиссией процедура оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника» проведена в отсутствие установленного в Закупочной документацией порядка.

Исходя из изложенного по второму доводу Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по незаконному проведению процедуры оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника» в порядке, не установленном Закупочной документацией, нарушения требований п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные при проведении Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 31.01.2017 № 2355/17) ООО «БалтОйл» на действия организатора торгов ГУП «Ленводхоз» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку дизельного топлива на 2017 год для заправки автотранспорта, плавсредств и дорожной техники (извещение № 31604633894), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ГУП «Ленводхоз» нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки; в действиях закупочной комиссии ГУП «Ленводхоз» - нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (от 31.01.2017 № 2355/17) ООО «БалтОйл» на действия организатора торгов ГУП «Ленводхоз» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку дизельного топлива на 2017 год для заправки автотранспорта, плавсредств и дорожной техники (извещение № 31604633894) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ГУП «Ленводхоз» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку дизельного топлива на 2017 год для заправки автотранспорта, плавсредств и дорожной техники (извещение № 31604633894) нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные вследствие неправомерного неразмещения в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критерию «Квалификация участника».

 

3. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов ГУП «Ленводхоз» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку дизельного топлива на 2017 год для заправки автотранспорта, плавсредств и дорожной техники (извещение № 31604633894) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные путем незаконного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника» в порядке, не установленном Закупочной документацией.

 

4. Не выдавать организатору закупки ГУП «Ленводхоз» и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку дизельного топлива на 2017 год для заправки автотранспорта, плавсредств и дорожной техники (извещение № 31604633894) по причине наличия договора поставки дизельного топлива от 30.01.2017 №4, заключенного Организатором закупки с ООО «Нева-Нефть» по итогам процедуры Закупки.

 

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны