Решение №78/36221/18 Решение по жалобе ООО "Комплектация строительных объектов" от 17 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-498/18

12 декабря 2018 года                                                                                                                                                                         Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителя от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО «КСО» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 03.12.2018 вх. № 30637-ЭП/18) ООО «КСО» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на модернизацию пожарно-охранной сигнализации (ПОС) в части автоматической пожарной сигнализации (АПС) станции «Маяковская» (извещение № 31807217930), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

28 ноября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31807217930 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на модернизацию пожарно-охранной сигнализации (ПОС) в части автоматической пожарной сигнализации (АПС) станции «Маяковская» (далее – Закупка), включая Документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 24.10.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

11 157 725 ,41 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.11.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

14.12.2018 в 08:30 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

20.12.2018 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191119, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ЛИГОВСКИЙ ПР., Д. 88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31807217930 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в п. 12 тома 2 Документации ненадлежащих и противоречивых условий определения победителя по результатам проведения процедуры Закупки;

  • установлении в п. 5.2.8.1 тома 2 Документации дискриминационного и ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о необходимости внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не менее начальной (максимальной) цены договора.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «КСО» в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/35838/18 от 06.12.2018 представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/35838/18 от 06.12.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

На основании ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

По доводу жалобы Заявителя об установлении в п. 12 тома 2 Документации ненадлежащих и противоречивых условий определения победителя по результатам проведения процедуры Закупки:

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с п. 2.2.2.32 Положения о закупках конкурсные заявки, допущенных до участия в конкурсе участников, оцениваются конкурсной комиссией управления метрополитена по критериям и в порядке, изложенным в Балльной методике оценки и сопоставления заявок (Приложения № 12г, 12д, 12е, 12ж).

Согласно предмету Закупки при подготовке конкурсной документации применено Приложение № 12ж — Балльная методика оценки и сопоставления заявок на выполнение работ, оказание услуг, передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (далее – Балльная методика).

Подпунктом 2 раздела 1 пункта 12 тома 2 Документации установлено, что оценка заявок осуществляется с использованием критериев оценки заявок участников конкурса, приведенных в Таблице №1.

 

№ п/п

Наименование критерия оценки заявок

1

Ценовое предложение участника конкурса

2

Срок предоставления гарантии качества работ

 

Согласно пп. 5 раздела 1 п. 12 тома 2 Документации диапазон значимости критериев и коэффициентов значимости критериев приведен в Таблице №2. В конкурсной документации значимость критериев устанавливается в процентах.

 

№ п/п

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия, %

Коэффициент значимости критериев, К

1

Ценовое предложение участника конкурса

85

0,85

2

Срок предоставления гарантии качества работ

15

 

0,15

 

 

На основании пункта 1 раздела II Балльной методики и пп. 1 раздела 2 п. 12 тома 2 Документации, в случае если ценовое предложение участника конкурса ниже начальной (максимальной) цены договора, установленной в конкурсной документации, на 25% и более, заявке присваивается рейтинг по критерию «Ценовое предложение участника закупки», равный 25 баллам.

Согласно пункту 2 раздела II Балльной методики и пп. 2 раздела 2 п. 12 тома 2 Документации, при оценке заявок по критерию «Срок предоставления гарантий качества работ» лучшим признается заявка участника с наибольшим сроком предоставления гарантии качества работ. Заявкам со сроком предоставления гарантии качества работ, превышающим более чем в два раза минимальный срок предоставления гарантии качества работ, установленный в конкурсной документации, присваивается рейтинг по критерию «Срок предоставления гарантии качества работ», равный 50 баллам.

В соответствии с разделом III Балльной методики и разделом 3 пункта 12 тома 2 Документации (Определение победителя), заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> В порядке убывания итоговых рейтингов, заявкам участников конкурса могут присваиваться соответствующие номера – второй, третий и т.д.

Участник конкурса, чья заявка получила наибольший итоговый рейтинг, признается победителем конкурса.

При равенстве итоговых рейтингов, победителем признается участник, заявка которого получила наибольшее количество баллов по критерию «Квалификация участника конкурса» в случае если этот критерий был указан в конкурсе.

При равенстве итоговых рейтингов, заявкам участников конкурса могут присваиваться соответствующие номера в порядке убывания рейтингов по критерию «Квалификация участника конкурса» в случае если этот критерий был указан в конкурсе.

В случае равенства итоговых рейтингов, а также равенства баллов по критерию «Квалификация участника конкурса», победителем признается участник, заявка которого получена ранее по времени. При этом заявкам участников конкурса могут присваиваться соответствующие номера в порядке подачи заявок.

Заявитель в жалобе указывает на то, что условие, указанное в разделе 3 пункта 12 тома 2 Документации (Определение победителя), а именно «В случае равенства итоговых рейтингов, а также равенства баллов по критерию «Квалификация участника конкурса», победителем признается участник, заявка которого, получена ранее по времени. При этом заявкам участников конкурса могут присваиваться соответствующие номера в порядке подачи заявок» противоречит условиям, указанным в подпункте 2 раздела 1 пункта 12 тома 2 Документации (Общие положения).

Также Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно условиям п. 12 тома 2 Документации все компании, подавшие ценовое предложение с понижением более 25% и сроком предоставления гарантий превышающий минимальный срок более чем в 2 раза будут иметь одинаковый итоговый рейтинг и победителем будет признан участник, заявка которого получена ранее по времени, что, по мнению Заявителя, нарушает положения Закона № 223-ФЗ.

Однако Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно разделу 3 пункта 12 тома 2 Документации (Определение победителя) количество баллов по критерию оценки «Квалификация участника конкурса» может влиять на определение победителя Закупки при условии равенства итоговых рейтингов заявок участников и только если данный критерий оценки был указан в Документации. Согласно подпункту 2 раздела 1 пункта 12 тома 2 Документации «Квалификация участника конкурса» не является критерием оценки заявок участников Закупки, следовательно, количество баллов по данному критерию оценки не может быть учтено Закупочной комиссией Организатора торгов при определении победителя Закупки.

При этом участники Закупки, подавшие ценовое предложение с понижением более 25% и сроком предоставления гарантий превышающий минимальный срок более чем в 2 раза будут иметь одинаковый итоговый рейтинг и победителем будет признан участник, заявка которого получена ранее по времени.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России установила, что критерии оценки заявок участников Закупки, порядок их оценки и сопоставления, а также условия определения победителя Закупки установлены в соответствии с Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен», вследствие чего по данному доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении в п. 5.2.8.1 тома 2 Документации дискриминационного и ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о необходимости внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не менее начальной (максимальной) цены договора:

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Как следует из п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Согласно пп. 2 п. 4.1.12 тома 2 Документации участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации с правом выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по контракту (договору строительного подряда), заключаемому с использованием конкурентных способов заключения контрактов (договоров) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по контракту (договору строительного подряда), заключаемому с использованием конкурентных способов заключения контрактов (договоров), в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть не менее цены договора.

В соответствии с п. 5.2.8.1 тома 2 Документации участник в составе заявки на участие в процедуре Закупки должен представить выписку из реестра членов саморегулируемых организаций, выданную не ранее чем за 1 месяц до даты подачи заявки, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации с правом выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по контракту (договору строительного подряда), заключаемому с использованием конкурентных способов заключения контрактов (договоров) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по контракту (договору строительного подряда), заключаемому с использованием конкурентных способов заключения контрактов (договоров), в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть не менее цены договора.

На основании ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также – договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Частью 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены случаи, когда не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а именно:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

Частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

В соответствии с п. 1.1.5 тома 2 Документации начальная (максимальная) цена договора составляет: 11 157 725, 41 рублей, в т.ч. НДС - 20%.

Представитель Организатора торгов пояснила, что в случае подачи участником конкурса заявки с ценовым предложением от 3 000 000 рублей до 11 157 725, 41 рублей, участник Закупки должен являться членом саморегулируемой организации с правом выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по контракту (договору строительного подряда), заключаемому с использованием конкурентных способов заключения контрактов (договоров) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии). При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по контракту (договору строительного подряда), заключаемому с использованием конкурентных способов заключения контрактов (договоров), должен быть не менее цены договора, то есть в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, не менее первого уровня ответственности. Размер взноса члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в данном случае составляет двести тысяч рублей.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что требование, изложенное в п. 5.2.8.1 тома 2 Документации, определено в соответствии с действующим законодательством и предметом Закупки и не влечет за собой необоснованного ограничения конкуренции по отношению к потенциальным участникам Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит данный довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 03.12.2018 вх. № 30637-ЭП/18) ООО «КСО» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на модернизацию пожарно-охранной сигнализации (ПОС) в части автоматической пожарной сигнализации (АПС) станции «Маяковская» (извещение № 31807217930) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны