Решение №78/4961/16 Решение по жалобе ЗАО "Практика безопасности" от 21 марта 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-139/16
16 марта 2016 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей
АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» (далее – Организатор закупки);
ЗАО «Практика Безопасности» (далее – Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№5048-ЭП/16 от 04.03.2016) ЗАО «Практика Безопасности» на действия организатора торгов АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» и его закупочной комиссии при организации и проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку электрорадиоизделий иностранного производства (извещение №31603346217), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
20 февраля 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№31603346217 о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку электрорадиоизделий иностранного производства (далее - Закупка), включая документацию о запросе котировок (далее – Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» от 12.02.2016 г. (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
798 900 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
20.02.2016 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
01.03.2016 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
04.03.2016 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург г, Чкаловский проспект, д. 46 |
2. В жалобе Заявитель указывает на нарушение, допущенное со стороны закупочной комиссии Организатора закупки (далее – Закупочная комиссия), выразившееся, по мнению Заявителя, в неправомерном допуске заявки участника Закупки ООО «Петро Ин Трейд» к участию в Закупке с последующим признанием победителем Закупки. Заявитель полагает, что заявка ООО «Петро Ин Трейд» должна была быть отклонена от участия в Закупке, т.к. не содержала обоснования демпинговой цены предложения.
Также в жалобе Заявитель высказал предположения о том, что заявка участника ООО «Петро Ин Трейд» была подготовлена по итогам разглашения Организатором закупки цен других участников Закупки, т. к. по сведениям Заявителя согласно журналу регистрации заявок на участие в Закупке одна из заявок была подана ранее заявки ЗАО «Практика Безопасности», но потом отозвана, а заявка ООО «Петро Ин Трейд» поступила в последнюю минуту приема заявок на участие в Закупке.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением № 78/4158/16 от 10.03.2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с п. 2.2 Приложения №1 к извещению о Закупке установлено, что заказчик может отклонить котировочные заявки, если участником предложена демпинговая цена (на 25 % ниже начальной (максимальной) цены договора или на большую величину, предусмотренную документацией) в случае, если по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки расчета и обоснования цены заказчик пришел к выводу о невозможности для участника исполнить договор на предложенных им условиях.
Согласно п. 5.1 Приложения №1 к извещению о Закупке основаниями отклонения котировочных заявок являются:
a. несоответствие котировочной заявки требованиям, установленным в запросе котировок;
b. превышение в котировочной заявке начальной (максимальной) цены товаров, работ, услуг, установленной в запросе котировок;
c. признание претендента уклонившимся от заключения договора, если со дня такого события прошло менее одного года;
d. отказ от проведения запроса котировок.
Исходя из изложенного отсутствие в составе заявки участника Закупки обоснования демпинговой цены предложения не является основанием для отклонения заявки согласно требованиям Закупочной документации.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным довод Заявителя о неправомерности допуска заявки участника Закупки ООО «Петро Ин Трейд» ввиду отсутствия в составе заявки ООО «Петро Ин Трейд» обоснования демпинговой цены.
В отношении довода Заявителя о возможном разглашении цены Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что Заявителем не представлены какие-либо доказательства в подтверждение указанного довода, в свою очередь представитель Организатора закупки пояснил, что участники вправе отзывать поданные заявки на участие в Закупке, что и было сделано одним из участников Закупки, кроме этого, ввиду проведения процедуры Закупки в электронном виде на электронной площадке АО «ЕЭТП», Организатор закупки не имеет доступа к поступившим предложениям участников Закупки до окончания подачи заявок.
Исходя из изложенного по доводам жалобы ЗАО «Практика Безопасности» Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает в действиях организатора торгов АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» и его закупочной комиссии нарушений порядка организации и проведения процедуры Закупки.
4. Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, а также принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктами 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Как было указано ранее, согласно п. 2.2 Приложения №1 к извещению о Закупке установлено, что заказчик может отклонить котировочные заявки, если участником предложена демпинговая цена (на 25 % ниже начальной (максимальной) цены договора или на большую величину, предусмотренную документацией) в случае, если по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки расчета и обоснования цены заказчик пришел к выводу о невозможности для участника исполнить договор на предложенных им условиях.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что Закупочная документация не содержит условий, порядка или каких-либо критериев, нормативов или стандартов анализа расчетов и обоснований демпинговой цены, представляемых участниками процедуры Закупки.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по установлению в Закупочной документации условия о проведении анализа представленных в составе заявки участников Закупки расчета и обоснования цены в отсутствие указания условий, порядка или каких-либо критериев, нормативов или стандартов упомянутого анализа представленных в составе заявки участников Закупки расчета и обоснования цены, нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в несоблюдении требования об установлении порядка оценки заявок на участие в закупке.
Согласно п. 4.4 Положения о закупках закупочной комиссией Организатора закупки является Единая комиссия, в отношении которой указано следующее:
«4.4 Единая комиссия:
4.4.1. создается приказом Генерального директора в составе не менее 5 человек, в том числе:
- председатель комиссии,
-заместитель председателя комиссии,
- члены комиссии
- секретарь комиссии (может быть назначен из числа членов комиссии).
Приказом Генерального директора может быть утверждено положение, регламентирующее деятельность Единой комиссии;
4.4.2. является методологическим органом, анализирующим результаты закупочной деятельности и контролирующим соблюдение установленных правил закупки;
4.4.3. осуществляет закупку товаров, работ, услуг в соответствии с настоящим Положением, действующим законодательством, внутренними нормативными актами Общества;
4.4.4. принимает решение о способе выбора поставщика;
4.4.5. определяет квалификационные требования к поставщикам товаров, работ (услуг);
4.4.6. принимают решение о выборе поставщика;
4.4.7. принимает иные решения, связанные с проведением процедур выбора поставщика;
4.4.8. в случае проведения закупочной процедуры специализированной организацией определяет начальную (максимальную) цену договора, утверждает документацию и проект договора;
4.4.9. выполняет функции:
- конкурсной комиссии в соответствии с разделами 7 - 9 настоящего Положения;
- квалификационной комиссии в соответствии с разделом 8 настоящего Положения;
- аукционной комиссии в соответствии с разделами 10-12 настоящего Положения;
- котировочной комиссии в соответствии с разделом 13 настоящего Положения».
Вместе с тем, согласно оригиналу протокола оценки и сопоставления заявок от 03.03.16 №31603346217 Закупочная комиссия, являющейся Единой комиссией согласно п. 4.4 Положения о закупках, состояла лишь из трех должностных лиц, которые были поименованы в протоколе от 03.03.16 №31603346217 и завизировали его.
Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по несоблюдению требований Положения о закупках в части минимального состава Закупочной комиссии нарушение ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований Положения о закупках при организации и проведении Закупки.
5. Рассмотрев жалобу (вх.№5048-ЭП/16 от 04.03.2016) ЗАО «Практика Безопасности» на действия организатора торгов АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» и его закупочной комиссии при организации и проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку электрорадиоизделий иностранного производства (извещение №31603346217), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора закупки АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» нарушения ч. 1 ст. 2, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх.№5048-ЭП/16 от 04.03.2016) ЗАО «Практика Безопасности» на действия организатора торгов АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» и его закупочной комиссии при организации и проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку электрорадиоизделий иностранного производства (извещение №31603346217) необоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» при организации и проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку электрорадиоизделий иностранного производства (извещение №31603346217) нарушения:
- п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в несоблюдении требования об установлении порядка оценки заявок на участие в закупке, допущенные вследствие установления в Закупочной документации условия о проведении анализа представленных в составе заявки участников Закупки расчета и обоснования цены в отсутствие указанных условий, порядка или каких-либо критериев, нормативов или стандартов упомянутого анализа представленных в составе заявки участников Закупки расчета и обоснования цены;
- ч. 1 ст. 2 Федерального Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в несоблюдении требования при проведении закупки руководствоваться в том числе Положением о закупках, допущенное вследствие несоблюдения требований Положения о закупках в части минимального состава членов Закупочной комиссии.
3. Не выдавать организатору торгов АО «КОНЦЕРН «ОКЕАНПРИБОР» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения запроса котировок на право заключения договора на поставку электрорадиоизделий иностранного производства (извещение №31603346217) ввиду того, что допущенные Организатором закупки нарушения не явились основаниями для неправомерного отклонения заявок участников Закупки и не привели к возможным нарушениям процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.