Решение №78/6316/18, 78/6317/18 Решение и предписание по жалобе ООО «Опцион-ТМ» от 1 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-40/18

 

26 февраля 2018 года                                                                      Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей от ООО «ЖКС № 1 Калининского района» (далее – Организатор торгов); от ООО «Опцион-ТМ» (далее – Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. от 16.02.2018 № 4146-ЭП/18) ООО «Опцион-ТМ» на действия Закупочной комиссии и Организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Калининского района» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) транспортного средства (извещение № 31806021906), заслушав пояснения,                                 

УСТАНОВИЛА:

17 января 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31806021906 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) транспортного средства (далее – Закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС № 1 Калининского района» (далее – Положение о закупках) в редакции от 28.12.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

1 538 120,75 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

17.01.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

09.02.2018 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок

(по местному времени заказчика)

09.02.2018 в 10:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения заявок

http://estp.ru

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31806021906 не был заключен договор, на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru отсутствовала какая-либо информация о заключенном договоре по результатам процедуры закупки № 31806021906.

Представителем Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России не представлены надлежащие сведения о факте заключения договора по результатам закупки.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии и Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

1) Неправомерное отклонение заявки ООО «Опцион-ТМ».

2) Незаконное установление требования в п. 12 Информационной карты Документации об оплате лизинговых платежей равными частями при убывающем графике платежей.

3) Наличие излишнего ограничивающего порядка оценки по подкритерию «Репутация участника» критерия «Квалификация участника».

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ООО «ЖКС № 1 Калининского района» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/5139/18 от 19.02.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

1) По первому доводу жалобы, о неправомерном отклонении заявки ООО «Опцион-ТМ», Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Исходя из Протокола заседания Закупочной комиссии № 31806021906 от 09.02.2018 заявка ООО «Опцион-ТМ» была отклонена от участия в Закупке, так как  лизинговые платежи в календарном графике неравные, что не соответствует требованиям Документации.

Как следует из пп. 3 п. 4.14.9 Раздела 4 Документации Закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки, в том числе, в случае несоответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 0 – 9 и п. 12 Информационной карты Документации.

В Приложении № 3 к Информационной карте Документации указаны требования к составу заявки на участие в закупке. Пунктом 12 Приложения № 3 к Информационной карте Документации установлено, что участник в составе заявки должен представить, в том числе, График лизинговых платежей (Форма3).

В соответствии с п. 12 Информационной карты Документации установлены форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги, на основании которых участник заполняет График лизинговых платежей (Форма3):

«- Срок действия договора  лизинга: 36 календарных месяцев с момента заключения договора лизинга.

- Авансовый платеж: 405 960,00 (четыреста пять тысяч  девятьсот шестьдесят) рублей, в том числе НДС

- Очередные лизинговые платежи: Ежемесячно.

- Очередные лизинговые платежи: убывающие. При этом затраты на приобретение предмета лизинга, уплачиваемые в составе очередных лизинговых платежей, должны быть равными и выделены отдельными платежами.

- Оплата очередных лизинговых платежей - до 25  числа каждого месяца».

Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что ООО «Опцион-ТМ» в составе заявки представило График лизинговых платежей (Форма3), в котором инвестиционные затраты на приобретение предмета лизинга выделены в отдельную графу, но данные затраты в календарном графике неравные, а уменьшающиеся.

Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что ООО «Опцион-ТМ» представило График лизинговых платежей (Форма3), условия которого не соответствуют требованиям, установленным п. 12 Информационной карты Документации, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов в части отклонения заявки ООО «Опцион-ТМ» от участия в Закупке на предмет соответствия установленным требованиям.

 

2) По второму доводу жалобы, о незаконном установлении требования в п. 12 Информационной карты Документации об оплате лизинговых платежей равными частями при убывающем графике платежей, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Исходя из ч. 1 ст. 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Как указано выше, в соответствии с п. 12 Информационной карты Документации установлены форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги, в том числе, очередные лизинговые платежи должны быть убывающие. При этом затраты на приобретение предмета лизинга, уплачиваемые в составе очередных лизинговых платежей, должны быть равными и выделены отдельными платежами.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе, арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. В случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются у лизингополучателя - арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьями 259 - 259.2 настоящего Кодекса; у лизингодателя - расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.

Вместе с тем согласно п. 8.1 ст. 272 Налогового кодекса РФ расходы по приобретению переданного в лизинг имущества, указанные в подпункте 10 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса, признаются в качестве расхода в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные (лизинговые) платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме арендных (лизинговых) платежей.

Представитель Заявителя в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что с учетом того, что расходы на приобретение имущества не относятся к расходам лизингополучателя (Заказчик) и данная информация является внутренней информацией лизингодателя (участника Закупки) для учета, равные расходы по приобретению при убывающем графике не соответствуют требованиям п. 8.1 ст. 272 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что при проведении Закупки, предметом которой является «оказание услуг финансовой аренды (лизинга)», установление Организатором торгов в Документации требования, являющегося основаниям для отклонения заявки на участие в Закупке, об оплате лизинговых платежей равными частями при убывающем графике платежей, является излишним, так как регулирует взаимоотношения участника Закупки и третьих лиц.

Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в Документации необоснованно ограничивающего конкуренцию обязательного требования об оплате лизинговых платежей равными частями при убывающем графике платежей.

 

3) По третьему доводу жалобы, о наличии в составе Документации излишнего ограничивающего порядка оценки по подкритерию «Репутация участника» критерия «Квалификация участника», Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Согласно п. 12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с п. 29 Информационной карты Документации критерии и порядок оценки и сопоставления заявок приведены в Приложении № 2 к Информационной карте Документации.

Как следует из Приложения № 2 к Информационной карте Документации оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании следующих критериев:

Критерий

Значимость (весомость) критерия

Значимость (весомость) подкритерия

  1. Цена договора

60%

 

  1. Квалификация участника

20%

 

    1. обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору

 

10%

    1. обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору

 

30%

    1. наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема

 

10%

    1. репутация участника закупки

 

50%

  1. Качество технического предложения участника закупки

20%

 

Вместе с тем в рамках критерия «Квалификация участника» оценивается, в том числе, подкритерий «Репутация участника». Соответствие указанному подкритерию подтверждается, в том числе, наличием в составе акционеров (участников) лизингодателя Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации и (или) государственной корпорации и (или) государственной компании. Для оценки по подкритерию «Репутация участника» критерия «Квалификация участника» участник в составе заявки представляет копию выписки из ЕГРЮЛ, а также копии соглашений о финансировании с банками.

Представитель Организатора торгов пояснил, что непредставление в составе заявки вышеуказанных документов не является основанием для отклонения заявки. Наличие копий соглашений о финансировании с банками, а также сведений из выписки ЕГРЮЛ учитывается Закупочной комиссией  на оценочной стадии и влияет исключительно на количество баллов присваиваемых по подкритерию «Репутация участника» критерия «Квалификация участника».

Комиссия СПб УФАС России полагает, что с учетом весомости подкритерия, а также наличия в составе критерия «Квалификация участника» 3 (трех) подкритериев, помимо обжалуемого, участник имеет возможность конкурировать по другим установленным критериям – «Цена договора» с значением в 60% и «Качество технического предложения участника закупки» с значением в 20%.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов установлен порядок оценки заявок по подкритерию «Репутация участника» критерия «Квалификация участника», согласно которому участник не лишен возможности получения необходимого для победы числа баллов по иным установленным критериям, ввиду чего Комиссия СПб УФАС России не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений по данному доводу жалобы.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1)      Признать жалобу (вх. от 16.02.2018 № 4146-ЭП/18) ООО «Опцион-ТМ» на действия Закупочной комиссии и Организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Калининского района» (ИНН 7804389453, ОГРН 1089847171072) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) транспортного средства (извещение № 31806021906), обоснованной.

2)      Признать в действиях Организатора торгов нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в Документации необоснованно ограничивающего конкуренцию обязательного требования об оплате лизинговых платежей равными частями при убывающем графике платежей.

3)      Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений в соответствии с резолютивной частью решения.

4)      Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

26 февраля 2018 года                                                                   Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 26.02.2018 по делу № Т02-40/18 по жалобе ООО «Опцион-ТМ» на действия Закупочной комиссии и Организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Калининского района» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) транспортного средства (извещение № 31806021906), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. Организатору торгов ООО «ЖКС № 1 Калининского района» совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов, путем:

- отмены Протокола заседания Закупочной комиссии № 31806021906 от 09.02.2018 г.;

- возврата поступивших на участие в закупке (извещение № 31806021906) заявок;

- внесения изменений в Документацию в части исключения требования об оплате лизинговых платежей равными частями при убывающем графике платежей;

- продления срока подачи заявок на участие в закупке (извещение № 31806021906);

- завершения процедуры закупки в соответствии с требованиями, установленными Положением о закупках ООО «ЖКС № 1 Калининского района» и  Документацией.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 31 марта 2018 года с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны