Решение №78/7060/16, 78/7061/16 Решение по жалобе ООО "Гефест" от 12 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-203/16

 

 

07 апреля 2016 года                                                                                                                Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия);

с участием представителей

АО «НПП «Краснознамёнец» (далее – Организатор закупки) ;

ООО «Гефест» (далее — Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№7277/16 от 30.03.2016) ООО «Гефест» на действия организатора торгов АО «НПП «Краснознамёнец» при организации и проведении электронного запроса котировок на право заключить договор на поставку мазута топочного 100 (извещение №31603481567, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

29 марта 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31603481567 о проведении электронного запроса котировок на право заключить договор на поставку мазута топочного 100 (далее – Извещение о закупке), включая документацию об электронном запросе котировок (далее – Закупочная документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Положением о закупках государственной корпорации "Ростех" (далее – Положение о закупках), которым АО «НПП «Краснознамёнец» руководствуется согласно протоколу № 2/16 от 01 марта 2016 года, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

11 520 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.03.2016 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

05.04.2016 в 15:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

12.04.2016 в 16:30 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

в электронной форме

 

2. В жалобе Заявитель указывает на нарушение, допущенное со стороны Организатора закупки, выразившееся, по мнению Заявителя, несоблюдении обязанности Организатора закупки по даче разъяснений по документации о Закупке.

Заявитель в жалобе сообщает, что им в адрес Организатора закупки был направлен запрос на разъяснения Закупочной документации, где были перечислены указания на следующие нарушения:

- отсутствие в Закупочной документации обоснования цены за единицу;

- отсутствие в Закупочной документации указания конкретного показателя оплаты;

- необоснованное установление в Закупочной документации минимального объема поставки мазута – 4 тонны;

- отсутствие в Закупочной документации сведений о длительности и параметрах проведения экспертизы анализа товара;

- наличие в проекте договора в составе Закупочной документации неравных объемов ответственности у сторон.

Также в ходе заседания представитель Заявителя озвучил дополнительные доводы к своей жалобе, а именно:

- Заявитель полагает, что в п. 6.5 Проекта договора в составе Закупочной документации (далее — Проект договора) содержатся неправомерные условия, которые могут оказаться невыполнимыми при определенных обстоятельствах при исполнении сторонами обязанностей по договору;

- Заявитель указывает, что Организатором закупки в Закупочной документации необоснованно не установлен конкретный график поставки мазута по итогам Закупки с указанием объемов, тогда как, согласно условиям поставки, объем поставки одной партии может составлять от 4 до 900 тонн.

Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением №78/6416/16 от 04 апреля 2016 года, были предъявлены представителем Организатора закупки в ходе заседания Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АО «НПП «Краснознамёнец» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Согласно п.п. 1-7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Заявитель в жалобе сообщает, что им в адрес Организатора закупки были направлены запросы на разъяснение Закупочной документации.

На Официальном сайте Организатором закупки опубликованы поступившие запросы на разъяснение Закупочной документации, а также ответы на указанные запросы.

По доводам, указанным Заявителем в жалобе:

В соответствии с п. 2.1.7 Информационной карты в составе Закупочной документации определен следующий порядок формирования цены договора:

- В цену настоящего Договора включены все расходы Поставщика, которые могут возникнуть в связи с поставкой, в том числе:

- цена Товара;

- расходы на погрузку, транспортировку и разгрузку;

- расходы, связанные с возможным простоем транспорта при проведении анализа в независимой аккредитованной лаборатории;

- все налоги, сборы, а также иные обязательные платежи;

- все иные расходы, связанные с исполнением обязательств по проекту Договора;

- расходы на упаковку. .

В соответствии с п. 2.1.12 Информационной карты в составе Закупочной документации Расчеты по настоящему Договору осуществляются в безналичной форме платежным поручением в размере 100 % оплаты после получения последней партии Товара Заказчиком в течение 60 (Шестидесяти) календарных дней на основании выставленного Поставщиком счета.

Согласно разделу 3 Закупочной документации минимальный объём заявки — 4 (четыре) тонны (Форма Заявки приведена в Приложении № 1 к настоящему Договору). Выборка полного объёма Товара будет проводиться в течение 2 (двух) месяцев с даты заключения настоящего Договора.

Представитель Организатора закупки на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя сообщил, что указанный минимальный объем обусловлен потребностями Организатора закупки, а также объемом имеющихся у Организатора закупки  резервуаров по одному из адресов поставки.

Согласно разделу 3 Закупочной документации  в целях проверки качества Товара для положительного результата прохождения независимой экспертизы Товара в аккредитованной лабораторной Заказчик имеет право с каждой партии Товара (автоцистерны) провести анализ поставляемого Товара.

При поставке партии Товара (автоцистерны) в целях проверки качества Товара полномочный представитель Поставщика непосредственно сопровождает партию Товара (автоцистерну). По прибытию к месту разгрузки партии Товара полномочный представитель Поставщика и полномочный представитель Заказчика совместно берут пробу поставленной партии Товара, опечатывают пробу поставленной партии Товара оттиском печати Заказчика и совместно отвозят опечатанную пробу в аккредитованную лабораторию для получения результата анализа поставленной партии Товара.

Согласно ответу на запрос Заявителя, размещенный на Официальном сайте, Организатор закупки пояснил следующее:

«Экспертиза в независимой аккредитованной лаборатории выявляет несоответствие или соответствие качества Товара паспорту качества, ГОСТу 10585-2013 и заявленным требованиям технического задания, что указано в последнем абзаце пп. 3.5 п.3 проекта Договора.

Срок проведения экспертизы не  обозначен конкретным временным отрезком в связи с тем, что 1 час длится сама экспертиза (непосредственное время проведения Товара в специализированном агрегате)   , также имеет место быть срок для забора пробы, а также для её доставки в независимую аккредитованную лабораторию. В связи с этим точное время пребывания пробы Товара может варьироваться».

В соответствии с п. 6 Проекта договора в составе Закупочной документации указано следующее:

6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. В случае просрочки выполнения в установленный срок обязательств по поставке Товара, Поставщик уплачивает Заказчику пени в размере 0,3% от цены Договора за каждый календарный день просрочки. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательств.

6.3.В случае нарушения п. 2.2.4 настоящего Договора поставщик обязан возместить Заказчику сумму вычетов НДС, не признанных налоговыми органами, кроме Поставщика, применяющего специальные налоговые режимы (УСН, ЕСН).

6.4. За просрочку платежа Заказчик уплачивает Поставщику пеню в размере 1/300 (Одной трёхсотой) учётной ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки от цены настоящего Договора. На авансовый платёж пени не начисляются.

6.5. При невыполнении и/или ненадлежащем исполнении Поставщиком обязательств по настоящему Договору Заказчик расторгает настоящий Договор в одностороннем внесудебном порядке, а Поставщик своими силами и за свой счет организовывает выемку уже поставленного им мазута (если такой имеется),   возвращает ранее полученные от Заказчика платежи, уплачивает пени, а также возмещает Заказчику убытки, понесенные им в связи с неисполнением Поставщиком условий настоящего Договора.

6.6. Расторжение настоящего Договора также допускается по соглашению Сторон, либо решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

6.7. Обязанность уплаты неустойки возникает с момента письменного признания их Сторонами или после признания их в судебном порядке.

Представитель Организатора закупки в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя пояснил, что разная степень ответственности сторон договора вызвана наличием разной степени последствий неисполнения тех или иных условий договора для каждой из сторон договора.

На основании изложенного, с учетом отсутствия указания со стороны Заявителя на нормы Закона №223-ФЗ, которые могли быть нарушены Организатором закупки согласно первоначальным доводам жалобы Заявителя,  Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанные доводы неподтвержденными и не усматривает в действиях Организатора закупки нарушений порядка организации и проведения процедуры Закупки.

В отношении дополнительных доводов Заявителя:

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Как указано в п. 3.5 Проекта договора при поставке партии Товара (автоцистерны) в целях проверки качества Товара полномочный представитель Поставщика непосредственно сопровождает партию Товара (автоцистерну). По прибытию к месту разгрузки партии Товара полномочный представитель Поставщика и полномочный представитель Заказчика совместно берут пробу поставленной партии Товара, опечатывают пробу поставленной партии Товара оттиском печати Заказчика и совместно отвозят опечатанную пробу в независимую аккредитованную лабораторию для получения результата анализа поставленной партии Товара.

При положительном результате анализа Заказчик оформляет приёмку партии Товара (автоцистерны) после чего партия Товара считается поставленной.

При отрицательном результате анализа полномочный представитель Заказчика и представитель Поставщика оформляют двухсторонний акт, в котором указывают со ссылкой на результаты анализа, что поставленная партия Товара не соответствует качеству. В этом случае партия Товара не считается поставленной и Договор расторгается в порядке, установленном в п. 6.5 настоящего Договора.

Согласно п. 6.5 Проекта договора при невыполнении и/или ненадлежащем исполнении Поставщиком обязательств по настоящему Договору Заказчик расторгает настоящий Договор в одностороннем внесудебном порядке, а Поставщик своими силами и за свой счет организовывает выемку уже поставленного им мазута (если такой имеется),   возвращает ранее полученные от Заказчика платежи, уплачивает пени, а также возмещает Заказчику убытки, понесенные им в связи с неисполнением Поставщиком условий настоящего Договора.

Вместе с тем, согласно Приложению №3 к Проекту договора установлено, что общий объем поставки по договору составляет 900 тонн.

При этом в Приложении №3 к Проекту договора указано следующее:

«Минимальный объём заявки — 4 (четыре) тонны (Форма Заявки приведена в Приложении № 1 к настоящему Договору).

Выборка полного объёма Товара будет проводиться в течение 2 (двух) месяцев с даты заключения настоящего Договора».

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что, согласно условиям п.п. 3.5, 6.5 Проекта договора, Организатор закупки вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при отрицательном результате анализа поставляемой партии мазута, в том числе и на этапе, когда часть поставленного ранее мазута уже потреблена Организатором закупки и фактически поставщику по договору не представляется возможным осуществить выемку поставленного ранее мазута.

Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по установлению в п.п. 3.5, 6.5 Проекта договора условий, которые могут привести к невозможности поставщиком по договору по итогам Закупки исполнить обязанности по договору по итогам Закупки, нарушение п. 2. ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Как указывалось выше, в соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Вместе с тем, согласно Приложению №3 к Проекту договора Организатором закупки установлены лишь границы объема разовой поставки, а также период осуществления поставок без указания графика поставки, содержащего конкретные даты поставки мазута или примерные объемы каждой поставки.

Следуя Приложению №3 к Проекту договора, где указаны общий объем поставки по договору 900 тонн и минимальный объем поставки 4 тонны, Организатором закупки установлен диапазон разовой поставки от 0,34% до 100% общего объема мазута по договору.

При этом, согласно п. 3.1 Проекта договора Поставщик обеспечивает поставку Товара в течение 4 (Четырех) рабочих дней с даты получения Заказчиком подписанной Поставщиком Заявки, в том числе по электронной и факсимильной связи. В случае неподписания Поставщиком направленной на согласование заявки в течение 2 (Двух) дней срок поставки Товара считается в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты направления Заказчиком Заявки на согласование.

Таким образом по условиям договора Организатор закупки вправе потребовать от Поставщика по договору выполнения разовой поставки объемом от 4 до 900 тонн в четырехдневный срок.

Учитывая изложенное Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неустановлению в Проекте договора графика поставки, содержащего конкретные даты поставки мазута или примерные объемы каждой поставки, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (вх.№7277/16 от 30.03.2016) ООО «Гефест» на действия организатора торгов АО «НПП «Краснознамёнец» при организации и проведении электронного запроса котировок на право заключить договор на поставку мазута топочного 100 (извещение №31603481567), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях АО «НПП «Краснознамёнец» нарушения п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении электронного запроса котировок.

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх.№7277/16 от 30.03.2016) ООО «Гефест» на действия организатора торгов АО «НПП «Краснознамёнец» при организации и проведении электронного запроса котировок на право заключить договор на поставку мазута топочного 100 (извещение №31603481567) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов АО «НПП «Краснознамёнец» при организации и проведении электронного запроса котировок на право заключить договор на поставку мазута топочного 100 (извещение №31603481567) нарушения:

- п. 2. ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенные путем установления в п.п. 3.5, 6.5 Проекта договора условий, которые могут привести к невозможности поставщиком по договору по итогам Закупки исполнить обязанности по договору;

- п. 1. ч. 1 ст. 3, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное путем неустановления в Проекте договора графика поставки, содержащего конкретные даты поставки мазута или примерные объемы каждой поставки.

 

3.  Организатору закупки АО «НПП «Краснознамёнец» выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении электронного запроса котировок на право заключить договор на поставку мазута топочного 100 (извещение №31603481567) путем завершения процедуры Закупки с составлением с победителем Закупки на этапе заключением договора по итогам Закупки дополнительных соглашений к договору по итогам Закупки, содержащих согласованный с победителем Закупки график поставки мазута по договору, а также регламентирующих условия частичной оплаты фактически потребленного мазута в случае расторжения договора вследствие отрицательного результата анализа поставляемой партии мазута согласно п. 6.5 Проекта договора.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

  

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

07 апреля 2016 года                                                                                                         Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) на основании решения Комиссии от 07.04.2016 по жалобе № Т02-203/16 на действия организатора торгов АО «НПП «Краснознамёнец» при организации и проведении электронного запроса котировок на право заключить договор на поставку мазута топочного 100 (извещение №31603481567, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов АО «НПП «Краснознамёнец» совершить действия, направленные на устранение нарушений процедуры организации и проведения торгов путем завершения процедуры Закупки с составлением с победителем Закупки на этапе заключением договора по итогам Закупки дополнительных соглашений к договору по итогам Закупки, содержащих согласованный с победителем Закупки график поставки мазута по договору, а также регламентирующих условия частичной оплаты фактически потребленного мазута в случае расторжения договора вследствие отрицательного результата анализа поставляемой партии мазута согласно п. 6.5 Проекта договора в составе документации о Закупке.

2.                 Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 28 апреля 2016 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны