Решение №78/7169/18, 78/7170/18 Решение по жалобе ООО «Гермес» от 13 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-51/18

 

07 марта 2018 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>;

с участием представителя АО «СЗППК» (далее – Заказчик) <...>;

в отсутствие представителей ООО «Гермес» (далее – Заявитель) и ОАО «РЖД» (далее – Организатор торгов) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№4786-ЭП/18 от 27.02.2018) ООО «Гермес» на действия заказчика АО «СЗППК» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме №26329/ОКЭ-СЗППК/2018/СПБ на право заключения договора на оказание услуг по проведению маркетингового исследования по определению степени удовлетворенности пассажиров АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (извещение №31806161264, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

20 февраля 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 31705725951 о проведении открытого конкурса в электронной форме №26329/ОКЭ-СЗППК/2018/СПБ на право заключения договора на оказание услуг по проведению маркетингового исследования по определению степени удовлетворенности пассажиров АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», включая документацию на проведение открытого конкурса (далее – Закупочная  документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (далее – Положение о закупках), версия 15 от 12.04.2017, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 050 840, 00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

20.02.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.03.2018 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

22.03.2018 в 09:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191023, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, д.2, кабинет 531

 

2. Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, Заказчиком в п. 2.2. Закупочной документации установлены не соответствующие предмету Закупки обязательные квалификационные требования о наличии в штате участника Закупки специалистов, обладающих дипломами или сертификатами о повышении квалификации в области государственно-частного партнерства для развития муниципальной и региональной инфраструктуры, что по мнению Заявителя противоречит нормам Закона №223-ФЗ

Также, по мнению Заявителя, Заказчиком в п. 7.8.10 Закупочной документации установлены незаконные и дискриминационные условия проведения Закупки, согласно которым Заказчиком вправе осуществлять выездные проверки для оценки соответствия представленных в заявках участников сведений, в отсутствие порядка и условий проведения таких проверок.

Кроме того, что Заявитель полагает чрезмерными и необоснованными установленные в Закупочной документации условия допуска к участию в Закупки, согласно которым участник Закупки не должен иметь недоимки или задолженности по налогам и сборам.

В жалобе Заявитель также оспаривает установленную в п. 9.2.1. Закупочной документации обязанность представить сведения о конечных бенефициарах юридического лица.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы 78/6131/18 от 28.02.2018 года, были предъявлены представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

АО «СЗППК» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По первому доводу жалобы:

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Следуя п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Как было указано, согласно извещению о Закупке предметом Закупки выступает оказание услуг по проведению маркетингового исследования по определению степени удовлетворенности пассажиров АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».

Согласно п. 2.2 Закупочной документации определено следующее:

«Участник должен располагать квалифицированным персоналом, в том числе:

- специалисты в количестве не менее 4 человек с высшим образованием по любой из следующих специальностей: «маркетинг», «социология».

В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:

- дипломы о наличии у задействованных сотрудников высшего образования (соответствующих специальностей);

- дипломы, сертификаты задействованных сотрудников о повышении квалификации в области государственно-частного партнерства для развития муниципальной и региональной инфраструктуры;

- штатное расписание (в случае привлечения персонала, находящегося в штате);

- информацию о трудовых договорах или гражданско-правовых договорах со специалистами, задействованными при оказании услуг иных договорах на оказание услуг по предоставлению персонала (по форме приложения № 11 к конкурсной документации)».

Следуя п. 6.1.1. Закупочной документации, к участию в конкурсе допускаются участники, соответствующие требованиям пунктов 6.1.1-6.1.2 конкурсной документации, предъявляемым обязательным и квалификационным требованиям, конкурсные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, конкурсной документации, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные конкурсной документацией.

При этом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что нормами действующего законодательства не предусмотрено требований, устанавливающих порядок оказания услуг по проведению маркетингового исследования лишь силами специалистов, имеющих высшее образование по специальностям «маркетинг» и «социология», а также, имеющих дипломы или сертификаты о повышении квалификации в области государственно-частного партнерства для развития муниципальной и региональной инфраструктуры.

Представитель Заказчика сослалась на примененный АО «СЗППК» экспертный метод определения минимальных требований к квалификации участников Закупки, однако ссылок на какие-либо нормативные документы не представлено.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что установленные в п. 2.2 Закупочной документации квалификационные требования к персоналу участников Закупки не соответствуют предмету Закупки, равно как и требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного по первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по необоснованному установлению в п. 2.2 Закупочной документации квалификационных требований к персоналу участников Закупки, не соответствующих предмету Закупки и нормам действующего законодательства, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении Закупки.

По второму доводу жалобы:

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Следуя п. 6.3.1. Закупочной документации, участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям конкурсной документации. Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания конкурсной документации. Для подтверждения соответствия требованиям конкурсной документации в составе конкурсной заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями конкурсной документации.

Согласно п. 6.3.2. Закупочной документации информация о квалификационных требованиях и требованиях технического задания, а также о документах, представляемых в подтверждение данным требованиям, изложена в пунктах 2, 3, 8.7 конкурсной документации.

В соответствии с п. 6.3.3. Закупочной документации участник (в том числе каждое юридическое и/или физическое лицо, выступающее на стороне одного участника) должен соответствовать обязательным требованиям конкурсной документации, установленным указанным пунктом.

Согласно п. 6.3.3.5. Закупочной документации соответствие обязательным требованиям, указанным в пунктах 6.3.3.1-6.3.3.5 конкурсной документации, подтверждается участником в декларативной форме в соответствии с приложением № 1 к конкурсной документации.

Пунктом 8.3. Закупочной документации определен перечень документов, которые должна включать в себя конкурсная заявка при проведении конкурса в электронной форме.

Согласно п. 7.8.3 Закупочной документации определены случаи, при возникновении которых участник конкурса не допускается к участию в конкурсе.

При этом, п. 7.8.10 Закупочной документации установлено, что Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в конкурсных заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверки, его заявка может быть отклонена.

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Закупочная документация не содержит условий и сроков проведения указанных выездных проверок, равно как и порядка их проведения, что свидетельствует о незаконности предусмотренного п. 7.8.10 Закупочной документации условия.

На основании изложенного по второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному установлению в п. 7.8.10 Закупочной документации права проведения Заказчиком выездных проверок, итоги которых могут послужить основанием для отклонения заявок участников, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное при организации и проведении Закупки.

В отношении третьего довода жалобы:

Согласно п. 6.3.3.1. Закупочной документации одним из требований к участникам Закупки является отсутствие у участника конкурса недоимки по налогам, сборам, просроченной задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

Как было указано, п. 7.8.10 Закупочной документации установлено, что Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в конкурсных заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверки, его заявка может быть отклонена.

При этом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Закупочной документацией определен порядок предоставления документов для подтверждения соответствия указанному требованию об отсутствии у участника недоимки по налогам и сборам в виде декларации соответствия согласно Приложению №1 Закупочной документации, в отсутствие подтверждающих документов, что приводит к дискриминационному порядку определения соответствия указанному требованию закупочной комиссией Заказчика в любой момент согласно условиям п. 7.8.10 Закупочной документации.

На основании изложенного по третьему доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по необоснованному установлению дискриминационного порядка определения отсутствия у участника конкурса недоимки по налогам, сборам, просроченной задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении Закупки.

По четвертому доводу жалобы:

Согласно п. 9.2.1. Закупочной документации до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам конкурса, представляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов. В случае непредставления указанных сведений и документов победитель, иной участник с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.

При этом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что нормами действующего законодательства не предусмотрено требований, устанавливающих порядок заключения договора с обязанностью представления сведений о владельцах юридического лица, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов.

Вместе с тем, представителем Заказчика в возражениях на жалобу указано, что обязанность по представлению сведений о владельцах юридического лица, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов, определена в соответствии с требованиями Поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 28.12.2011 №ВП-П13-9308, указывающим о недопущении возникновения возможных случаев конфликта интересов или иных злоупотреблений при заключении договоров ОАО «РЖД».

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает обоснованным установленное в п. 9.2.1. Закупочной документации условие о предоставлении сведений о владельцах юридического лица, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов, вследствие чего по четвертому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора закупки при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (вх.№4786-ЭП/18 от 27.02.2018) ООО «Гермес» на действия заказчика АО «СЗППК» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме №26329/ОКЭ-СЗППК/2018/СПБ на право заключения договора на оказание услуг по проведению маркетингового исследования по определению степени удовлетворенности пассажиров АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (извещение №31806161264), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика АО «СЗППК» нарушения требований п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

          1. Признать жалобу (вх.№4786-ЭП/18 от 27.02.2018) ООО «Гермес» на действия заказчика АО «СЗППК» (ИНН 7839330845, ОГРН 1067847492888) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме №26329/ОКЭ-СЗППК/2018/СПБ на право заключения договора на оказание услуг по проведению маркетингового исследования по определению степени удовлетворенности пассажиров АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (извещение №31806161264) обоснованной.

 

2. Признать в действиях заказчика АО «СЗППК» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме №26329/ОКЭ-СЗППК/2018/СПБ на право заключения договора на оказание услуг по проведению маркетингового исследования по определению степени удовлетворенности пассажиров АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (извещение №31806161264) нарушения:

- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенные путем необоснованного установления в п. 2.2 Закупочной документации квалификационных требований к персоналу участников Закупки, не соответствующих предмету Закупки и нормам действующего законодательства, а также путем необоснованного установления дискриминационного порядка определения отсутствия у участника конкурса недоимки по налогам, сборам, просроченной задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное путем незаконного установления в п. 7.8.10 Закупочной документации права проведения Организатором закупки выездных проверок, итоги которых могут послужить основанием для отклонения заявок участников.

 

3.  Заказчику АО «СЗППК» (ИНН 7839330845, ОГРН 1067847492888) и организатору торгов ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений организации и проведения открытого конкурса в электронной форме №26329/ОКЭ-СЗППК/2018/СПБ на право заключения договора на оказание услуг по проведению маркетингового исследования по определению степени удовлетворенности пассажиров АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (извещение №31806161264) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

<...>

 

  Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

07 марта 2018 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 07.03.2018 по жалобе № Т02-51/18 на действия заказчика АО «СЗППК» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме №26329/ОКЭ-СЗППК/2018/СПБ на право заключения договора на оказание услуг по проведению маркетингового исследования по определению степени удовлетворенности пассажиров АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (извещение №31806161264, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Заказчику АО «СЗППК» (ИНН 7839330845, ОГРН 1067847492888) и организатору торгов ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) совершить действия, направленные на устранение нарушений открытого конкурса в электронной форме №26329/ОКЭ-СЗППК/2018/СПБ на право заключения договора на оказание услуг по проведению маркетингового исследования по определению степени удовлетворенности пассажиров АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (извещение №31806161264) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 26 марта 2018 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны