Решение №78/9723/17, 78/9724/17 Решение и предписание по жалобе ООО «СЗЭК» от 7 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-190/17
04 апреля 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ПАО «Ростелеком» (далее – Организатор торгов); от ООО «СЗЭК» (далее – Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.03.2017 вх. № 7051/17) ООО «СЗЭК» на действия Организатора торгов ПАО «Ростелеком» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оснащение и модернизацию систем противопожарной защиты объектов Архангельского, Калининградского, Карельского, Коми, Мурманского филиалов, филиала в Новгородской и Псковской областях МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» (извещение № 31704891222), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
15 марта 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31704891222 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оснащение и модернизацию систем противопожарной защиты объектов Архангельского, Калининградского, Карельского, Коми, Мурманского филиалов, филиала в Новгородской и Псковской областях МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» (далее – закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.12.2016 г., на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
87 040 092,20 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
15.03.2017 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
29.03.2017 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок |
12.05.2017 в 18:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Москва, ул. Гончарная, д. 30 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31704891222 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
1) Заявитель считает, что из требований Документации не следует, каким образом участник рассчитывает свое ценовое предложение.
2) Также Заявитель в своей жалобе указывает, что Документация не содержит список необходимых товаров/материалов, требуемых для выполнения работ по предмету процедуры закупки, а также характеристик к этим товарам/материалам.
3) Вместе с тем, Заявитель полагает, что Организатором торгов неправомерно установлено требование о наличии опыта исполнения договоров по выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по предмету процедуры закупки.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/8478/17 от 28.03.2017 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
1) По первому доводу жалобы о том, что из требований Документации не следует, каким образом участник рассчитывает свое ценовое предложение, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.
Согласно пп. 4 п. 27 Информационной карты Документации заявка на участие в процедуре закупки должна содержать предложение Претендента в отношении предмета (качества, технических и иных характеристик товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, к результатам работ, услуг, объёмам работ, услуг), основного и дополнительного коэффициентов снижения и других условий договора (договоров) по Форме 3 Раздела III «Формы для заполнения претендентами закупки».
В соответствии с Формой 3 Раздела III «Формы для заполнения претендентами закупки» Документации участник в Технико-коммерческом предложении Претендента на участие в Запросе предложений указывает основной коэффициент снижения, а также дополнительный коэффициент снижения (дополнительные коэффициенты снижения), если такая возможность предусмотрена в п. 17 раздела II «Информационная карта» Документации о закупке.
Кроме того в Форме 3 Раздела III «Формы для заполнения претендентами закупки» Документации указано, что «основной и дополнительный коэффициент снижения (дополнительные коэффициенты снижения) не суммируются.
Дополнительный коэффициент снижения (дополнительные коэффициенты снижения) должны быть ниже Основного коэффициента снижения, иначе он не принимается комиссией Заказчика к зачету.
Коэффициенты снижения выражаются в виде десятичной дроби. Десятичная дробь указывается с десятичным разделителем в виде запятой для разделения целой и дробной части (например, «0,98» или «0,9» и т.п.)».
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что в составе Документации содержатся сведения о том, каким образом участник рассчитывает свое ценовое предложение и не усматривает нарушений по данному доводу жалобы.
2) По доводу жалобы о том, что Документация не содержит список необходимых товаров/материалов, требуемых для выполнения работ по предмету процедуры закупки, а также характеристик к этим товарам/материалам, Комиссия СПб УФАС России выявила следующее.
Из п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ следует, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с Извещением, являющимся неотъемлемой частью Документации, предметом процедуры закупки является «оснащение и модернизация систем противопожарной защиты».
Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, определяется в соответствии с разделом IV «Техническое задание» Документации.
Согласно Техническому заданию Документации Организатором торгов установлены требования к системе противопожарной защиты (п. 13), требования к электроснабжению и заземлению (п. 14), требования к характеру и объему монтажных и пусконаладочных работ (п. 16).
В возражениях на жалобу Организатор торгов указал, что подрядчик, обладая соответствующим опытом по оснащению и модернизации систем противопожарной защиты объектов, должен самостоятельно определить и обеспечить проведение работ необходимым оборудованием и иными материальными ресурсами.
Комиссия СПб УФАС России установила, что Документация не содержит сведений о товарах/материалах, требуемых для выполнения работ по оснащению и модернизации систем противопожарной защиты, а также характеристик к этим товарам/материалам, что не позволяет потенциальному участнику сформировать свое ценовое предложение.
Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем отсутствия в Документации сведений о товарах/материалах, требуемых для выполнения работ по оснащению и модернизации систем противопожарной защиты, а также характеристик к этим товарам/материалам.
3) По третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России выявила следующее.
Согласно пп. 3 п. 27 Информационной карты Документации претендент в составе заявки должен представить документы, которые подтверждают соответствие Претендента/Претендентов требованиям к Участникам, установленным в пункте 16 раздела II «Информационная карта» Документации.
В «Дополнительных требованиях п. 16 Информационной карты Документации установлено, что участник должен обладать опытом исполнения договоров по выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по оснащению и/или модернизации систем противопожарной защиты объектов за последние 2 (два) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении Закупки.
В подтверждение вышеуказанного требования участник в составе заявки должен представить информационное письмо по Форме 8 Документации, подтверждающее опыт исполнения договоров по выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по оснащению и/или модернизации систем противопожарной защиты объектов за последние 2 (два) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки, с обязательным приложением копий договоров и актов подтверждающих приемку работ, выполненных по соответствующему договору.
Комиссия СПб УФАС России полагает, что установление обязательного дополнительного требования о наличии опыта исполнения договоров по выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по оснащению и/или модернизации систем противопожарной защиты объектов за последние 2 (два) года, являющегося основанием допуска/ не допуска к участию в закупке, необоснованно ограничивает участие в закупке круга лиц, соответствующих требованиям действующего законодательства по предмету закупки, но не имеющих опыта исполнения договоров по выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по оснащению и/или модернизации систем противопожарной защиты объектов за последние 2 (два) года.
Таким образом, с учетом того, что процедура закупки проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства при наличии установленных требований об обязательном предоставлении в составе заявки всех необходимых документов, свидетельствующих о наличии опыта исполнения договоров по выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по оснащению и/или модернизации систем противопожарной защиты объектов за последние 2 (два) года, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что наличие у участника опыта выполнения аналогичных работ не может выступать критерием определения степени предпочтительности того или иного участника, или свидетельствовать о степени квалификации участника, представившего такой опыт.
Комиссия СПб УФАС России усматривает нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем неправомерного установления дополнительного требования о наличии опыта исполнения договоров по выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по оснащению и/или модернизации систем противопожарной защиты объектов за последние 2 (два) года.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу (от 27.03.2017 вх. № 7051/17) ООО «СЗЭК» на действия Организатора торгов ПАО «Ростелеком» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оснащение и модернизацию систем противопожарной защиты объектов Архангельского, Калининградского, Карельского, Коми, Мурманского филиалов, филиала в Новгородской и Псковской областях МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» (извещение № 31704891222), обоснованной.
- Признать в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем отсутствия в Документации сведений о товарах/материалах, требуемых для выполнения работ по оснащению и модернизации систем противопожарной защиты, а также характеристик к этим товарам/материалам, а также неправомерного установления дополнительного требования о наличии опыта исполнения договоров по выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по оснащению и/или модернизации систем противопожарной защиты объектов за последние 2 (два) года.
- Выдать Организатору торгов ПАО «Ростелеком» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
04 апреля 2017 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 04.04.2017 по делу № Т02-190/17 на действия ПАО «Ростелеком» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оснащение и модернизацию систем противопожарной защиты объектов Архангельского, Калининградского, Карельского, Коми, Мурманского филиалов, филиала в Новгородской и Псковской областях МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» (извещение № 31704891222), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Организатору торгов ПАО «Ростелеком» совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов, путем аннулирования процедуры закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оснащение и модернизацию систем противопожарной защиты объектов Архангельского, Калининградского, Карельского, Коми, Мурманского филиалов, филиала в Новгородской и Псковской областях МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» (извещение № 31704891222).
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 24 апреля 2017 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.